Зодчий столиц

125 лет со дня кончины выдающегося архитектора К.А. Тона

( 06.11.1794 - 16.02.1881 г.г. )

Константин Андреевич Тон прожил большую и в целом счастливую творческую жизнь. Он родился в Санкт-Петербурге 26 октября (6 ноября н.с.) 1794 года в зажиточной семье обрусевшего немца ювелира Андрея Тона. Отец содержал мастерскую ювелирных изделий. В семье Андрея Тона было трое сыновей – Александр, Константин, Андрей, которые были отданы на обучение в академию художеств. Все трое братьев стали архитекторами, все получили в последствии звание академиков. Среднему брату Константину, суждено было стать ректором академии художеств, автором крупнейших сооружений своего времени, законодателем архитектурной мысли для нескольких поколений. Академия не была привилегированным учебным заведением. Туда принимали детей ремесленников, мещан, крестьян. Константин Тон был зачислен в академию в октябре 1803 года. С пяти утра до девяти вечера длился школьный день, безвыходно в стенах академии. Скудные средства, отпускаемые на содержание училища, разворовывались чиновниками. Примечательно, что одним из первых академических проектов, принесших молодому архитектору известность, стал «загородный дом для богатого вельможи». В академический период Тоном были также созданы проекты увеселительного заведения на Крестовском острове и «паровой оранжереи». Возведенная по заказу графа Зубова оранжерея для ананасов обогревалась паром, который использовался находившейся рядом прачечной. Этот проект сделал молодого зодчего знаменитостью. За границей К. А. Тон пробыл почти десять лет. Жил он, как и другие академические пенсионеры, преимущественно в Италии, занимаясь там изучением памятников искусства античности и Возрождения.

Расцвет деятельности К. Тона падает на 1830-1850 года: шесть крупных храмов в Петербурге и Царском Селе, Большой дворец и Оружейная палата в Кремле, вокзалы первой серьезной железной дороги — все эпохальные сооружения. Соборы и скромные приходские церкви по всей Русской земле, крупные работы в двух знаменитейших монастырях — Симонове и Ипатьевском. Влияние на ряд талантливых зодчих, множество учеников.... Кто еще из русских зодчих столько успел?

Приступая к выполнению программы на соискание профессорского звания в 1832 году, он просит у совета академии разрешение заменить заданный ему проект монастыря, проектом храма Христа Спасителя, только что исполненным им в «Русско-византийском стиле». 10 апреля 1832 г. Николай I начертал на окончательном варианте проекта К. А. Тона одобряющую резолюцию. Постройка грандиозного сооружения, рассчитанного на десять тысяч человек, продолжалась много десятилетий. Хотя проект датируется 1832 годом, прошло семь лет, прежде чем началось строительство. Постройка была окончена вчерне в 1854 году. Лишь тогда Тон приступил к детальному проектированию интерьеров и началась их отделка. В 1880 году в день окончания строительства Константин Андреевич приехал в Москву. Его принесли к собору, он, в слезах, попытался подняться с носилок - и не смог. Только в 1881 г. проектный замысел был осуществлен полностью, но в самом начале того года К. А. Тон скончался. Освятили храм в 1883 году, уже после смерти автора. Вот почему совершенно справедливо утверждение, что создание храма Христа Спасителя стало поистине делом всей жизни великого зодчего.

В 1837 году Тону было поручено составление проекта еще одного грандиозного сооружения в Москве - Большого Кремлевского дворца. В 1839 году, одновременно с храмом Христа Спасителя, начались строительные работы, законченные в 1849 году. Еще в одном из спроектированных для Москвы сооружений - Петербургском вокзале на Каланчевской площади (1844-1851) - соединились черты и мотивы, отработанные при проектировании Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты.
Вокзалы, возведенные в обеих столицах, стали последними большими постройками К. А. Тона. Оба вокзала оказались настолько удобны по планировке, что смогли нормально функционировать многие десятилетия, несмотря на рост интенсивности движения.

Однако, невзирая на очевидные заслуги выдающегося архитектора, споры, начавшиеся при его жизни, не прекращаются и поныне. Негативное отношение к творческому наследию зодчего стало характерным и для советского периода; это послужило одной из причин того, что многие здания, построенные по проектам К. А. Тона, были безжалостно снесены. Почти всегда в укор архитектору ставилось основанное им новое направление в архитектуре XIX в, названное как «русско-византийский стиль».  Что же такое «русско-византийский стиль» и что способствовало его появлению? В ХVIII столетии Россия, несмотря на петровское и екатерининское западничество, сохраняла православный характер своей культуры, сохраняла в художественных формах барокко. Посмотрите на самый скромный и провинциальный храмик этого времени. Даже если он сильно поврежден, видно, что это храм. Это классицизм научился такие церкви строить, что, лишившись в советское время главок с крестами, они не то на павильоны похожи, не то на станции какие-то. Но Церковь испытывала в ХVIII веке такое бюрократическое давление, что ее связь с национальной культурой стала едва уловимой. XIX век — он иной. Уже давно кто-то заметил о Пушкине и Серафиме Саровском, что величайший святой и величайший гений той эпохи нечего не знали друг о друге. Однако уже в следующем поколении преп. Макарий Оптинский и И.В.Киреевский — ближайшие сотрудники в деле просвещения. А в следующем — нет значительного мыслителя или писателя, который не бывал бы в Оптиной. Еще в середине XIX века, если художник пишет монаха, то последний либо пьян, либо подрался в трапезной. А для М.В.Нестерова монашеский подвиг — основная тема всей его жизни. Культура постепенно возвращалась к корням более общим, нежели только национальные. Выдающиеся деятели культуры возвращались к духовным корням русского народа.

Венец творчества архитектора К.А. Тона — Храм Христа Спасителя — перекликается многими чертами с соборами Кремля. Его выразительный силуэт, соотношение большой и малых глав, нижняя аркада восходят к Архангельскому собору. Фасадная аркатура, прорезанная окнами — к Успенскому. Византийская традиция живет в крестообразном плане, который на Руси многократно воскресал то в шатровых храмах, то в барочных церквах типа Собора Донского монастыря или Николы Морского в Петербурге. Только Византии принадлежит единое внутреннее пространство, в котором иконостас не мешает восприятию всего объема. Объединив иконостас с надпрестольной сенью, зодчий возвел в пространстве собора как бы еще один шатровый храм, воскресив еще одну традицию. На Красной площади в старину устраивались грандиозные богослужения, при которых храмом становилась вся площадь, а храм Василия Блаженного — как бы алтарем, надпрестольной сенью. Сам К.А. Тон, обосновывая свои проекты, писал, что "стиль Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру".

Еще один храм, построенный архитектором К.А. Тоном в излюбленной им традиции древнерусского шатрового купола – храм Казанской Божией Матери в с. Глебово Истринского района. Шатровая форма повторяется в архитектуре храма еще четыре раза, в боковых главах, которые использовались как звонницы. Храм был сооружен  в 1959 г. на средства помещика С.С. Шиловского и является на сегодняшний день памятником архитектуры. Прототипом Казанского храма стала величественная Благовещенская церковь Конно-гвардейского полка, которая находилась в самом центре Петербурга, на современной площади Труда. К сожалению, до наших дней Благовещенский храм не сохранился, как не сохранилось и ещё один знаковый шатровый храм К.А. Тона – церковь Великомученицы Екатерины у Обводного канала в Петербурге.

Десятой части того, что можно было сказать о культурно-исторической и художественной роли К.А.Тона, хватило бы на добрую память любому архитектору. Но, может быть, осталось важнейшее. Величие К.А.Тона как архитектора и императора Николая I как заказчика было в глубочайшей интуиции, предвосхитившей философские и научные достижения их века. Обращение к неведомому византийскому наследию означало возвращение домой, в свою родную культуру восточного христианства. Сейчас мы избавляемся от последствий революции. Это возможно только на пути подъема национального самосознания, а культурное возрождение — необходимое условие такого подъема. И на этом пути бывают ошибки. Не излишне вспомнить, что однажды мы уже нашли этот путь.