ИЗ ПЕРЕПИСКИ СХИАРХИМАНДРИТА ВИТАЛИЯ (СИДОРЕНКО), 1928-1992

  • Надобно терпеть и молиться за соседку мать З. Заказывайте о ней заздравные литургии, ставьте свечи, подавайте просфорки, подавайте милостыню, совершайте поклоны по 12 за день с молитвою: «Благослови, Господи, рабу Твою З. и святыми ея молитвами помилуй мя, грешную». Тако творите, и придет вожделенный мир. Никогда не ропщите, любите, терпите, не осуждайте и получите венец спасения. Помогающему Вам Господу Слава, честь и поклонение. Аминь.
  • Для того чтобы кушать хлеб, требуется великий труд: пахать, садить, полоть, косить, молотить, молоть, печь, - так достается насущный хлеб, а спасение тоже сопряжено с трудом. Надо только любить, а любящему этот труд сладок. Мы не хотим ходить в Божий Храм, а там Господь и Его таинства, молитвы, службы, исповедь, Причастие – все для нас, а мы не хотим. Идите к отцу А., спрашивайте, советуйтесь, любите, ищите и найдете. Осуждать никого не надо. Вы не одинокие: Господь, Матерь Божия, Ангел Божий, вокруг люди Божии, эту мысль, что одинокая, не принимайте. Господь рек: «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется, просите и дастся» (Мф. 7, 7). Молите Господа и получите просимое. Уже хорошо, что знаете дорогу в Божий Храм, а Храм ведет в рай.
  • Слава Богу, что сынок побывал в Святой Обители, надо бы и жить там, а ежели нет такой возможности, то дома проводить жизнь, аки во Святой Обители. Ежедневно у мамы брать благословение, соблюдать посты, трудиться, любить Божий Храм, стремиться к Богу всей душой и телом. Глубока пропасть ада и страшные муки огня. Не дай, Господи, никому туда попасть, а для сего надо усердно любить Матерь Божию, совершая поклоны, читая: «Богородице Дево, радуйся»  по 150 раз и Акафист Матери Божией ежедневно. Она непременно того спасет, кто к Ней прибегает.
  • Живи в Боге, пей святую воду во исцеление, ешь пищу благословенную Матерью Церковью, одевайся скромно, как говорили святые, только ради прикрытия наготы и тела в стужу, следи за собой, чтобы не опорочить себя. Человеку дана святая жизнь, а ты ведь не желаешь быть наказанной, так Господь рек: «Ищите прежде Царствия Божия, а вся прочая приложится Вам» (Мф. 6, 33).
  • Только любите – и весь мир Божий и все станут Вам родными. А чтобы быть счастливыми, творите Иисусову молитву – и она Вам родит детей неоцененных, добрых, благословенных: смирение, кротость, любовь, терпение. Все раздавать милостыней, о земном не радеть, ради Господа терпеть, благодарить, отсекать свою волю, не унывать, а благодарить и всегда славить Бога.
  • Возлюбленные радосте наши, мамы золотые, - пишет отец Виталий, - у нас ссоры с сестрой Марией. Я за то, чтобы все раздать, а ей нужны и столы, и ковры, и стулья, и матрацы. Да это для сатаны только, но не слушает. А вы не подражайте нам, а старайтесь все раздавать, готовя себе дорогу в рай».


ИЗ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ОТЦА ВИТАЛИЯ
В деле спасения для отца Виталия не было мелочей. Он всегда зорко следил не только за тем, как человек молится и крестится, но и как он ест, как одевается, как держит себя. Если увидит, что кто-то сидит развалившись, или нога на ногу, - подойдет, положит руки сидящего на колени, ровно поставит  ноги. Как правило, такое запоминалось уже на всю жизнь. Во всем он воспитывал скромность, бережливость, аккуратность. В одежде учил не выделяться, но при этом подходил с рассуждением к каждому случаю и давал совет в зависимости от той обстановки, в которой приходилось жить человеку. Одну рабу Божию батюшка бранил за вольность в одежде: «Она лишь потому так скромно оделась, что ко мне пришла. Сейчас выйдет за ворота – ты ее не узнаешь». А другую женщину спрашивает: «А как ты ходишь на работу? В какой юбке?» Та показала. «И тебе ничего не говорят?». – «Да говорят: ты чего как монашка ходишь?» - «Тогда носи покороче».- «Батюшка, да что Вы, мне короткие не идут, я буду себя неловко чувствовать».- «А ты не прекословь. Если того требует работа, можно надеть и покороче. А может случиться, что ты из-за одежды пострадаешь, и не понесешь этого. Восстанет, например, на тебя начальство: «Что ты такой ходишь? Зачем нас позоришь?» Самое главное  у нас здесь (и батюшка показал на сердце), а одежда – это лишь зонтик-прикрытие».
Подражая Господу, смирившему Себя до заушений, оплеваний и крестной смерти, отец Виталий не обижался на оскорбления, напротив, он словно бы искал поношения, искал глубины смирения, чтобы быть в един дух с Господом. Когда кто-нибудь начинал жаловаться на своего обидчика, он говорил: «Он не враг тебе, а благодетель, ибо учит смиренномудрию». Сам отец Виталий искренне жалел своих обидчиков; когда Господь наказывал их скорбями и болезнями, он говорил: «Я рад, что на меня наговаривают, только они потом страдают». В одной беседе отец Виталий как-то сказал: «Будет большое испытание тем, кто порицал других, не зная воли Божией. Они впадут в большое искушение».
Многие в Тбилиси знают о таком случает. Во дни вооруженного конфликта вблизи железнодорожной станции Дидубе стоял состав вагонов со снарядами, который стал мишенью для боевых ракет. Огненные взрывы застилали небо, казалось, весь поселок будет уничтожен в огне. Люди стали выбегать их своих домов в страхе и панике. Когда начались взрывы, отец Виталий взял Феодоровскую икону Божией Матери и в сопровождении двух матушек и священника, которые оказались в то время в его доме, пошел в конец улицы на высокое открытое место, откуда была видна вся страшная картина обстрела. Стоящим рядом с ним он велел читать Иисусову молитву и кроме молитвы не произносить ни одного слова. Высоко подняв икону Божией Матери, он едва успевал крестить ею смертоносные снаряды, которые взрывались в воздухе в стороне от поселка, не причиняя вреда людям. Одна ракета летела прямо на них, но не долетев, повернула назад. Два с половиной часа продолжалось это моление. Люди, увидев такое чудо, подходили к отцу Виталию и спасались от огня рядом с ним. Ни один человек не пострадал. В это скорбное время он советовал живущим в Сухуми нести свои горести на могилку схиархимандирта Серафима (Романцова), а если нет возможности пойти к нему, то мысленно просить: «Господи, молитвами моих родителей и всех, молящихся о мне, помоги и благослови». Находящимся в смертельной опасности он благословил читать ежедневно 26, 50, 90-й псалмы, а также 100 Иисусовых молитв. Кто это исполнял, был сохранен сам со всем своим домом. В 1991 году во время братского кровопролития, он молился по ночам, стоя на камне. Сам же он взял на себя в то время подвиг молчания и воздержания в пище, вкушая только хлеб и воду, а иногда отказываясь от нее совсем.
За несколько лет до этих события отец Виталий говорил о предстоящих бедствиях: «Будет на земле страшная кровь, братоубийство, голод. Не выбрасывайте пищу, будете рады и отбросам… Люди будут искать жизни в других странах… Познайте каждый себя и поймете, что в том, что совершается в мире, есть и наша вина, это наши грехи». Когда к нему обращались за благословением на отъезд из Грузии, он отвечал: «Нет на то воли Божией. Надо быть на своих местах, и Господь сам управит. Ищите Господа – и Господь к вам придет». Те же, кто все-таки продавали свои дома и уезжали без благословения, потом горько сожалели.
Отец Виталий видел, как скорби, смерть, лишения, которые выпали на долю грузин, приблизили этот народ к Богу, укрепили веру и упование на помощь Всевышнего. «А Россия спит», - неоднократно с грустью говорил он, имея в виду наше  душевное омертвение в условиях обманчивого внешнего благополучия. Видимо, прозревая будущие испытания России, он редко говорил об этом, ибо мало кто может понести такое знание…
Инокиня Лидия вспоминала, как отец Виталий рассказывал ей и другим, сколько мучеников было потоплено у берегов Черного моря в  20-30-е годы, в том числе и ново-афонских монахов. «Это море святое, - говорил он, - ходите по утрам в нем купаться». Когда ему возразили: «Батюшка, там столько голых на пляже». – он отвечал: «Матушка, что ты говоришь. Это все ангелы Божии, никаких голых там нет».
Несмотря на протесты близких по поводу нестяжательности старца, отец Виталий упорно продолжал свою линию: «Вы радуетесь, когда вам дают, а я скорблю, когда дают мне, а другого обходят». Как-то раз привезли ему чада хорошие ботинки и меховую шапку, и умоляли, чтобы Батюшка оставил их себе. Отец Виталий целует им руки за милость, благодарит, а нутро из подарков уже ничего не осталось. И так у него все «уходило», что никто и не видел. В таких случаях он говорил, что отправил вещь «на послушание». Он приводил в пример подвиг святого Мартина Милостивого, который, раздав все свое имение нуждающимся, последней своей одеждой поделился с нищим, разрезав ее ножом на две полвины. «Последнее раздавайте и будете наследниками вечной жизни», - призывал отец Виталий.
По книге «О жизни схиархимандрита Виталия», Москва, Новоспасский монастырь, 2008 г.