ПОУЧЕНИЯ  СХИАРХИМАНДРИТА  МАКАРИЯ  (БОЛОТОВА)

 

Уныние.

 

Да разве нам можно унывать? Пусть унывают магометане, пусть унывают католики, что они отступили от Истины все, а мы – Православные христиане, Кафолической Церкви, истинной, Соборной, апостольской, неповредимой и непогрешимой Церкви, мы – чада, - как мы должны радоваться! Как Господа должны благодарить! Я всегда на историю нашу гляжу, да думаю: если б не было св. Князя Владимира, что б мы делали? – мы б в язычестве померли. А князь Владимир познал истинную Веру, и эту истинность насадил в народе своем. Какая ж у него была любовь – был язычник, многожёнец, а Господа как познал, как он Его полюбил, и Россия – матушка просветилась, освятилась, почему она – Святая Русь называется. Вся усеяна куполами храмов, святых обителей. А по вере в людях какая была простота! Ведь наши первые христиане, которые при Князе Владимире крещение получили, ведь они все святые были – они крещение когда получили, они чистые как алмазики были, а мы сейчас обгадились страстями, пороками, да ещё недовольны на Господа, жизнью недовольны, сами не знаем – что мы делаем… вот будем молиться, вот будем просить Господа, - мы ясней тогда сами себя увидим.

 

Священство.

А в жизни мы Господа распинали. Да мы и сейчас распинаем: мы заповеди Божии не исполняем, мы только лопочем языком: ля-ля-ля-ля, а исполнения-то у нас нуту. Пошли что-нибудь малейшее – а мы ничего не можем перенести! Мы и злимся, и раздражаемся, и обижаемся, и упрекаем, и осуждаем, и порицаем, - кого порицаем? – и архиерея, и священника. Да разве ж можно нам уста открыть на святителя Христова, осудить, а? Он же посредник между Небом и землёй! Он же апостол; апостол, которому Господь вручил всё: вязать и решать, прещать и связывать. Нам же нужно любить святителя, и святителю своему родному надо помогать молиться своей молитвой, ему ведь тоже тяжело.

Думаешь хорошо в митре сидеть, да омофор хороший, саккос? А что под митрой? Что под саккосом? – одни страдания, одни переживания, одной напраслины сколько – очерняли ведь монашество – чем? – «они блудники, да у них бабы» - то, да се, а я говорю – вы не судите милые. Станьте сами на этот путь, вот тогда посмотрим.

* * *

И для нас искушение – смотреть на негодное и порочное духовенство, искушение и для них, большое искушение. Послушаешь о них иной раз, да и сам вот душой поболишь, помолишься: им же не сеяно и не всеяно ничего Божие, они же Бог весть как на сей страшный и ответственный путь священства попали…

Грядущее.

Нам теперь, как никогда, Православие надо держать всеми силами: епископы должны креститься, поститься, молиться всеми силами, людей должны приводить к пробуждению, к покаянию, а этого – нету… Посему – мало епископов останется в России, мало, но своих Господь оставит.  Я    у

о. Лаврентия Черниговского о сем времени спрашивал: «Батюшка, неужто не будет тогда владык?», а он мне: «Да нет, деточка, рукополагать будут, а некоторые будут столь Богоугодны, что по воде будут ходить как посуху! – избранники от чрева матери будут в сане епископском». Простецов будут поставлять, не ученых академиями, а простецов – ученых Духом Святым.

* * *

Будет и Государь у нас. Хороший, верующий, Богом данный монарх будет. А когда Антихрист придет, то соберет он Собор в Иерусалиме и, присутствующий там Патриарх Иерусалимский скажет ему (Антихристу) читать Символ Веры. Он же сей Символ исказит, и Патриарх увидит его сущность. А Антихрист убьет духом своим и Патриарха, и Благословенного Государя Российского. Первая кровь христианская прольется из Иерусалима. Будет Государь у нас, будет; но не сейчас – почва ещё не подготовлена: нет у нас ни молитвы, ни поста, ни воздержания, ни любви к страждущим людям.

А нам нужно утешать страждущих людей, чтобы несение посланного нам Богом креста облегчить, чтобы они ободрились чуть. И люди сами не подготовлены к высокому и ответственному государствоустройству монархическому. А мы не готовы. Мы ещё должны оплакать грех цареубийства, довлеющий над нами.

 

Скорби

Старайся за скорби, и за всё благодарить Господа. Уста ваши должны только славословить в благодарности Господа. Когда мы будем Господа благодарить, - тогда мы будем укрепление души получать. Если мы будем за благодеяния благодарить – то одно, а ты за всё, за все скорби благодари. За всё, что будет впереди – скорби, поношения, заушения, говоря: «Господи, благодарю Тебя! Ты кормилец наш, пришел на землю, чтобы спасти грешного человека, а сколько ж Ты, Господи, потерпел из-за нас!» А мы ни разу так даже не подумали. Даже не подумали.

* * *

Старцы нас так учили: когда тебе скорбно будет, вспомните нашу скорбную жизнь; вспомните, что ничего мы сладкого в своей жизни не видели; а за эти временные скорби получишь вечное утешение. Люты страдания, люты скорби-болезни, да сладок Рай. Давай, потерпим!

* * *

Господи, прости нас, грешных, как грех осуждения с нами сроднился. Говорят вот – сатана мене искушает! Да не сатана искушает, а я его своей привычкою искушаю! Да помоги ж мне, Господи, образумится, начало благое положи мне, Господи!

 

Просим Ваших молитв о упокоении души схиархимандрита Макария.