ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

17. Поучения старца Силуана о помыслах и о прелести.

«Помни два помысла и бойся их. Один говорит: ты — святой, другой — ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я — великий грешник, но Господь милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои. Верь так, и будет тебе это: простит Господь. Но на подвиги свои не надейся, хотя бы ты и много подвизался.

Один подвижник мне говорил: «Я непременно должен быть помилован, потому что кладу столько-то поклонов каждый день», но когда пришла смерть, то он порвал на себе рубашку. Так не за подвиги наши, а туне, по благости Своей, милует Бог. Господь хочет, чтобы душа была смиренна, незлобива и всех с любовью прощала, тогда и Господь простит с радостью. Господь любит всех, и мы должны подражать Ему и любить всех, и если немощны, то просить, и Господь не откажет и поможет Своей благодатью.»

«Еще послушником познал я любовь Божию, и она неописуема. Душа чувствует, что она с Богом и в Боге, и дух радуется о Господе, хотя тело изнемогает от благодати Божией. Но эту благодать можно потерять и за один плохой помысл. С плохим помыслом входит в нас вражья сила, и тогда омрачается душа и злые мысли терзают ее; чувствует тогда человек свою погибель и видит, что без благодати Божией он — грешная и немощная земля.»

«Душа, познавшая Господа, долгим опытом научается, что если человек живет по заповеди, то он, хотя бы и немного, но чувствует благодать в себе и имеет дерзновение в молитве; но если согрешит одним помыслом и не покается, то благодать скрывается и душа тогда скучает и плачет перед Богом. Так всю жизнь душа проводит в борьбе с помыслами. Но ты не унывай от борьбы, ибо Господь любит мужественного борца.»

«Злые помыслы мучают гордую душу, и пока она не смирится, не узнает покоя от них. Когда плохие помыслы осаждают тебя, то взывай к Богу, подобно Адаму: «Господи, Творец мой и Создатель, Ты видишь — душа моя в терзании от плохих мыслей... Помилуй меня». И когда стоишь перед лицом Владыки, то крепко помни, что все прошения твои, если они полезны, Он исполнит. Туча пришла, закрыла солнце, и наступил мрак. Так за один гордый помысл душа теряет благодать и находит на нее мрак. Но также за один смиренный помысл опять приходит благодать. Я испытал это на себе.»

«Знай, что если помысл твой уклоняется следить за людьми, кто как живет, то это признак гордости. Внимай себе. Наблюдай за собой и увидишь: как только душа превознесется перед братом, так вслед за этим приходит плохой помысл, который неугоден Богу, и через это душа смиряется. А если не смирится, то придет некое малое искушение. Если опять не смирится, то начнется блудная брань. Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех. Если и тогда не смирится, то будет больший грех. И так до тех пор будет грешить, пока не смирится. Но как только покается, так милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда пройдет все плохое и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадешь в грех.»

«Видя, что душа не укрепилась в смирении, Господь отнимает благодать, но ты не падай духом от этого: благодать в тебе, но скрыта. Ты приучи себя отсекать помыслы сразу. А если когда забудешь и не отгонишь сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку. Душа имеет привычку: как привыкнешь, так и будешь делать потом всю жизнь. У благого человека — благие помышления, а у злого — злые; но каждый должен научиться бороться с помыслами и из плохих вырабатывать добрые. Это признак опытной души. Ты спросишь: как это бывает? А так: как живой человек чувствует, когда ему холодно или когда ему жарко, так и познавший опытом Духа Святого слышит, когда в душе его есть благодать и когда приходят злые духи. Господь дает душе разум познавать Его пришествие, и любить Его, и творить волю Его. Также и помыслы от врага душа узнает не по внешнему виду их, а по действию на душу. Опытом это познается, а кто не имеет опыта, того враги легко обманывают. Враги пали гордостью, и нас влекут туда же, и приносят нам помыслы похвалы. И если душа примет похвалу, то благодать отступит, пока не смирится душа. И так всю жизнь человек будет учиться смирению Христову и покуда не научится, не познает душа покоя от помыслов и не сможет молиться чистым умом.»

«Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу.

«Если увидишь свет внутри себя или снаружи себя, то не верь ему, если вместе со светом нет в тебе умиления к Богу и любви к ближнему; но и не убойся, а смири себя, и свет этот исчезнет. Если видишь видение какое-либо, или образ, или сон, то не доверяйся ему, потому что если оно от Бога, то Господь и вразумит. Душа, не познавшая вкусом Духа Святого, не может понять видение, откуда оно. Враг дает душе некую сладость, смешанную со тщеславием, и по сему узнается прелесть. Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойной видения, при вражеском действии почувствует или смущение, или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя достойным, и потому враг легко обманывает его. Небесное познается Духом Святым, а земное — умом; но кто хочет познать Бога своим умом от науки, тот в прелести, ибо Бог познается только Духом Святым.»

«Если ты видишь умом бесов, то смиряй себя и старайся не видеть, но скорей иди к духовнику или старцу, которому ты предался. Все говори духовнику, и тогда Господь помилует тебя и избежишь прелести. А если подумаешь, что ты в духовной жизни знаешь больше духовника и перестанешь говорить ему на исповеди, что с тобой бывает, то за гордость эту непременно попустится тебе некая прелесть ради вразумления.»

«С врагами борись смирением. Когда видишь, что с твоим умом борется другой ум, то смирись, и брань прекратится. Если случится – увидишь бесов, то не убойся. Но смири себя, и бесы исчезнут; а если тобой овладеет страх, то не избежишь некоторого вреда. Будь мужественен. Помни, что смотрит на тебя Господь, надеешься ли ты на Него».

«Как люди входят в дом и выходят из него, так и помыслы от бесов приходят и снова могут уйти, если ты их не принимаешь. Если помысл тебе говорит – укради, и ты послушаешься его, то тем самым ты дал над собой власть бесу. Если помысл тебе говорит – ешь много, досыта, и ты быдушь есть много, то опять бес взял власть над тобой. И так если будет владеть тобой помысл всякой страсти, то ты станешь жилищем бесов. Но если воспримешь должное покаяние, то ни затрепещут и вынуждены будут отойти.»В Церкви нашей это познано Духом Святым, и Отцы об

эит всякую власть, поставленную Богом, и с радостью повинуется ей во славу Б