ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

13. Поучения старца Силуана о пастырях.

 

«Великое лицо – иерей, служитель у престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем. Что же сказать о епископе? Епископам дана великая благодать Святого Духа; они поставлены выше всех; они, как орлы восходят на высоту, и оттуда зрят бесконечное пространство, и разумом богословия пасут стадо Христово. Но кто-нибудь спросит: «Если Дух Святой поставил епископов и управляет ими, то почему же нет у нас мира и мы не преуспеваем? Потому, что неправильно помышляем о власти, Богом поставленной, и через это делаемся непослушливыми. Но если бы мы предались воле Божией, то скоро преуспели бы, потому что Господь любит смиренную, послушливую душу и Сам руководит ею, а непослушливую терпеливо и милостиво ждет, когда она исправится. Господь премудро учит душу Своею благодатью, как добрый учитель и родной отец. Но и родной отец ошибается, а Господь всегда истинен и учитель не все знает, а Господь всеведущий.»

«Все беды оттого, что мы не вопрошаем старших, которые поставлены нами руководить, а пастыри не вопрошают Господа, как надо поступать. Если бы Адам спросил Господа, когда Ева дала ему вкусить плод, то Господь просветил бы его и Адам не со­грешил бы. И про себя скажу: все мои грехи и ошибки были потому, что в час искушения и нужды я не призывал Господа; а теперь научился умолять Благость Божию, и Господь за молитвы духовника хранит меня. Так и архиереи, хотя и имеют дар Святого Духа, но не все разумеют как должно, и потому в час нужды должны искать просвещения от Господа; они же делают по своему разуму, и тем оскорбляют милосердие Божие, и посевают смущение. Преподобный Серафим говорил, что когда он давал советы от своего ума, то бывали ошибки, а ошибки могут быть малые, а могут быть и большие. Так всем надо учиться познавать волю Божию; а если не будем учиться, то никогда не познаем этого пути.»

«Господь сказал: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15). Господь Духом Святым просвещает человека; а без Духа Святого ни один человек не может правильно разуметь. До пришествия Духа Святого и Апостолы были некрепки и немудры, так что Господь говорил им: Доколе терплю вам? (Мф. 17, 17).  Господь дал Церкви Святой пастырей, и они служат в образе Христа, и им дана власть прощать грехи Духом Святым.»

«Ты, может быть, думаешь: как может такой-то епископ, или духовник, или священник иметь Духа Святого, когда он любит поесть и имеет другие немощи? Но я скажу тебе: это возможно, если он не принимает плохих помыслов; так что хотя у него и есть некий порок, но это не мешает благодати жить в его душе, подобно тому как зеленое дерево имеет некоторые ветви сухие, но это ему не вредит, и оно приносит плоды; или на поле много пшеницы, и хотя среди нее есть и плевелы, но это не мешает ей расти. Великим постом на вечерне в монастыре Старом Нагорном Руссике одному монаху дал Господь увидеть иеросхимонаха Авраамия в образе Христа. Старец-духовник стоял в епитрахили и исповедовал. Когда в исповедальню вошел тот монах, то увидел духовника, седого старца, что лицо его молодое, как у мальчика, и весь он сиял и был похож на Христа. Тогда монах тот понял, что духовник стоит (совершает службу свою) в Духе Святом и Духом Святым прощаются кающемуся грехи. Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения; и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он (совершает свое служение), то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа.

Пишу эти строки, и радуется дух мой, что пастыри наши похожи на Господа Иисуса Христа. Но и мы, овцы, хотя и малую благодать имеем, но все же похожи на Господа. Люди не знают этой тайны, но Иоанн Богослов ясно сказал: «Будем подобны Ему», и это не только после смерти, но еще и теперь, ибо милостивый Господь дал на землю Духа Святого, и Дух Святой живет в Церкви нашей, Он живет в непорочных пастырях, Он живет в сердцах верующих, Он учит душу подвигу, Он дает силы исполнять заповеди Господни, Он наставляет нас на всякую истину, Он так украсил человека, что человек стал похож на Господа.»

«Всегда надо помнить, что духовник совершает служение свое в Духе Святом, и потому должно благоговеть пред ним. Верьте, братья, что если кому случится умирать при духовнике, скажет умирающий духовнику: «Отче Святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном», и скажет духовник: «Иди, чадо, и зри Господа», то будет ему по благословению духовника, потому что Дух Святой и на небе и на земле тот же.»

«Великую силу имеют молитвы духовника. Много за гордость страдал я от бесов, но Господь смирил и помиловал меня за молитвы духовника, и теперь Господь открыл мне, что на них почивает Дух Святой, и потому я много почитаю духовников. За их молитвы мы получаем благодать Святого Духа и радость о Господе, Который нас любит и дал нам все нужное для спасения души. Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное.

Один монах меня спросил: «Скажи, что мне делать, чтобы поправить свою жизнь?» Он любил много кушать и не вовремя. Я ему говорю: «Пиши каждый день, сколько ты покушал и что подумал, а вечером прочитай духовнику». Он мне говорит: «Я этого сделать не могу». И так не смог он преодолеть малого стыда — исповедать свою немощь, и потому не исправился и умер от удара. Да простит Господь брата нашего, а нас да избавит от такой смерти.»

«Кто хочет непрестанно молиться, должен быть мужественным и мудрым и во всем спрашивать духовного отца. И если духовник сам не проходил опытом молитву, то все равно спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды; а если ты подумаешь, что духовник неопытен, что он в суете, «буду я сам руководиться по книгам», то ты на опасном пути и недалек от прелести. Много я знаю таких, которые так обманулись в помыслах своих и за свое презрение к духовнику не преуспели. Они забывают, что в Таинстве действует благодать Святого Духа, которая и спасает нас. Так враг обманывает подвижников, чтобы не было молитвенников, а Дух Святой умудряет душу, когда мы слушаем советы наших пастырей.»

«Через духовника в Таинстве действует Дух Святой, и потому, когда выйдешь от духовника, душа чувствует свое обновление миром и любовью к ближнему, а если ты уходишь от духовника смущенный, то, значит, нечисто исповедался и сам не простил брату своему от души согрешений его.»

Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.