ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

2. Поучения старца Силуана о Боге.

«Несмиренная душа, которая не предалась на волю Божию, ничего не может познать, но от одной мысли переходит на другую и так никогда не молится чистым умом и не прославляет величия Божия. Душа, которая предалась смирению на волю Божию, каждую секунду невидимо видит Бога, невыразимо для самой души все это, и не может она рассказать об этом, но только опытом познает она милость Божию, и знает душа, когда Господь с ней. Душа предалась Ему; как малое дитя, которое каждый день получает пищу, но не знает, откуда эта пища берется, так и душа чувствует себя с Богом хорошо, но, как это бывает, объяснить не может.»

«Кто на земле Духом Святым пребывает в любви Божией, тот и там будет вместе с Господом, ибо любовь не может исчезнуть. Но чтобы не ошибаться в мысленном рассуждении, смирим себя, по слову Господа: «Будьте как дети, таковых бо есть Царствие Божие.» (Мф. 18,3)»

«Земное познается умом человеческим, но Бог и все небесное познаются только Духом Святым и не могут быть познаны простым умом».

 

Об отношении к ближнему

 

«Когда человек в Боге, то он знает, что каждый человек есть непреходящая вечная ценность, бóльшая, чем весь прочий мир; он знает достоинство человека, знает, что дорог пред Богом каждый единыйот малый сих (Мф. 25, 40), и потому никогда даже внутренно не помыслит убийства, не позволит себе вредить ближнему или хотя бы оскробить его.

Кто «только верует», кто испытал на себе лишь умеренную благодать и еще неясно «предчувствует» Вечную Жизнь, тот в меру любви своей к Богу хранит себя от греха, но любовь его далеко не совершенна, и он может оскробить брата.

А кто без жалости, «ради пользы своей и интереса», вредит другим, замышляет или совершает убийства, тот или уподобился зверю и в глубине своей себя самого сознает существом скотоподобным, то есть не верит в Вечную Жизнь, или встал на путь демонической духовности.»

«Если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать. А если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом.»

«Дух Святый есть любовь, и Он дает душе силу любить врагов. И кто не любит врагов, тот не знает Бога».

« Господь – милостивый Создатель, и Ему всех жалко. Господь жалеет всех грешников, как мать жалеет своих детей даже тогда, когда они идут недоброй дорогой; и где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня».

Старец Силуан был человек глубокого, подлинного смирения, смирения и перед Богом, и перед людьми. Он любил отдавать предпочтение другим, любил быть меньшим, первым приветствовать, взять благословение от носителей священного сана, особенно епископов и игумена, но делал это без всякого человекоугодия или заискивания. Он искренне почитал людей с саном и положением или образованных, но никогда в нем не было ни зависти, ни унижения, быть может, потому, что он глубоко сознавал тленность всякого мирского положения, или власти, или богатства, или даже научных познаний. Он знал, «как много любит Господь Своих людей», и по любви к Богу и людям он воистину ценил и уважал всякого человека.

 

О свободе

 

Однажды старец беседовал с одним студентом, посетившим Афон и много говорившим о свободе. Как всегда старец Силуан с добрым вниманием следил за мыслями своего собеседника. Конечно, его представления о свободе сводились, с одной стороны, к исканию политических свобод, с другой – возможности действовать вообще по своим побуждениям и желаниям.

Старец в ответ изложил ему свои взгляды и искания; он говорил: «Кто не хочет свободы? Все ее хотят, но надо знать, в чем свобода и как ее найти… чтобы стать свободным, нужно, прежде всего, себя «связать». Чем больше сам себя будешь связывать, тем большую свободу будет иметь твой дух…Связать в себе нужно страсти, чтобы они не возобладали тобой; связать себя нужно, чтобы не делать ближнему вреда… Люди обычно ищут свободы, чтобы делать «что хочешь». Но это не есть свобода, а власть греха над тобой. Свобода творить блуд или невоздержанно есть и пьянствовать, или злопамятствовать, насиловать и убивать, или другое что в этом роде – совсем не есть свобода, а как Господь сказал: всяк, творяй грех, раб есть греха (Ин 8, 34). Надо много молиться, чтобы избавиться от этого рабства. Мы думаем, что истинная свобода в том, чтобы не грешить, чтобы всем сердцем и всей силой любить Бога и ближнего. Истинная свобода – это постоянное пребывание в Боге.»

Несмотря на то, что сказанное старцем по глубине своей превосходило меру понимания молодого студента; несмотря на то, что внешне слово старца было очень простым, собеседник его ушел под очень сильным впечатлением.

Старец молился: «Господи, люди забыли Тебя, Творца их, и ищут свободы своей, не разумея, что Ты милостив, и любишь кающихся грешников, и даешь им Свою благодать Святого духа.» Молясь всеведущему Богу, старец не многословит и не поясняет своих мыслей. «Люди ищут свободы своей», то есть вне Бога, вне истинной жизни, там, где ее нет и быть не может, где «тьма кромешная», ибо свобода только там, где нет смерти, где подлинное вечное бытие, то есть в Боге.

О курении

В  1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде железной дороги он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает…» И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь. Скажите одно Отче наш.» На это купец ответил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Отец Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

 

Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.