ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

21

О бесноватых

– Геронда, сколько бесов было в гадаринском бесноватом?

– «Беси мнози», – написано в Евангелии. Потому-то нечистый дух устами одержимого и сказал, что его имя «легеон». И посмотрите, подобно тому как в человеке, одержимом нечистым духом, могут обитать многие бесы, так и в сердце верующего человека могут вместиться все святые. Да раз в сердце христианина вмещается Сам Христос, то что уж говорить о святых! Это великая тайна! Однажды, когда я жил в каливе Честного Креста, ко мне пришёл посетитель и постучал железным клепалцьцем возле калитки. Когда я выглянул из окна, моим глазам предстало страшное зрелище! Я увидел человека, за которым шла целая фаланга бесов. Его окружал целый чёрный бесовский рой! Я впервые увидел человека, находящегося под властью столь многих нечистых духов. Этот несчастный был экстрасенсом. Между словами церковных молитв он вставлял призывания бесов, христианские книги смешивал с оккультной литературой, и после этого бесы получали над ним власть. Страшное дело! Увидев его, я очень расстроился.

Есть психиатры, которые считают людей, одержимых нечистым духом, психически больными. Есть священники, которые в свою очередь считают некоторых психически больных – бесноватыми. Тогда как психически больной и одержимый нечистым духом должны получать помощь в разных местах и по-разному. Каким образом психиатр может помочь бесноватому? Психически больной человек нуждается во врачебной помощи хорошего, верующего психиатра и в духовной помощи духовника, тогда как одержимому нечистым духом (в случае, если его рассудок не повредился) необходимо отыскать свою вину – причину, по которой он стал бесноватым, покаяться и поисповедоваться для того чтобы освободиться от нечистого духа. В случае, когда уже повредился его рассудок, помочь бесноватому очень непросто.

Тот, у кого много гордости, – человек помраченный. Его голова затуманена, словно задымлена выхлопными газами. Он совершает грубые грехи и не понимает этого. «Я, - заявил мне один такой человек, - люблю всех и диавола тоже люблю. Ведь диавол не злобен, нет...» - «Да что же ты такое несёшь? - возразил я ему. - Ведь если бы Бог позволил диаволу хозяйничать совершенно свободно, то он бы нас всех растерзал. Кто видел от диавола что-нибудь доброе, чтобы ты тоже мог ждать подобного?» Однако этот несчастный дошёл до такого помрачения, что ничего не понимал - что бы ты ни говорил, надеясь оказать ему помощь. Он сразу начинал говорить, что ты «подвергаешь его давлению». Да разве попытка освободить его от этого помысла - это давление? Этот человек не сумасшедший, ведь его мозги работают. Он должен понять, что говорить так - это всё равно что отрекаться от Христа, утверждать, что диавол не злобен, есть богохульство.

И таким вот путём люди потихоньку доходят до поклонения сатане. Когда видишь сатанистов - становится понятно, что эти люди порабощены диаволом. Даже на их внешности отпечаталось что-то бесовское. Тёмные силы с помощью сатанинской музыки направляют и несчастных детей туда, куда хотят. Доходит уже до того, что сатану призывают на помощь. Я слышал, что если прослушать некоторые диски с рок-музыкой задом наперёд, то можно услышать песни с призываниями сатаны. Доходит даже до того, что «славословят» сатану: «Сатана, я посвящаю себя тебе». Как же это страшно!

– Геронда, то есть гордость может довести человека до беснования?

– Да. Предположим, что человек совершает какой-то грех и оправдывает себя. Если люди сделают ему замечание, чтобы ему помочь, он говорит, что они относятся к нему несправедливо. Веря, что сам лучше тех, кто делает ему замечание, он осуждает их. Потом потихоньку он начинает судить святых. Сначала новых святых, затем святых старых... «Этот святой не сотворил никаких чудес, - говорит такой человек, - а тот имел такой-то недостаток...» Проходит ещё немного времени, и такой человек, заходя всё дальше в своём осуждении, начинает осуждать и Соборы нашей Церкви. «И на всех этих Соборах, - говорит он, - напринимали всяких там решений...» Стало быть, по его мнению, и Соборы нашей Церкви ошибались. В конечном итоге такой человек доходит до того, что заявляет: «Ну и зачем Бог сделал это так, как это сделано?» Ну что же, если человек доходит до такого состояния, то он не сходит с ума - нет. Он становится бесноватым.

Геронда, а как можно понять, что с человеком: беснование или душевное заболевание?

– Это может понять даже простой благоговейный врач. Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест. Однажды я пришёл на всенощное бдение в один святогорский монастырь. Братия монастыря сказали мне, что у них есть помысел о том, что один из пришедших в монастырь паломников одержим нечистым духом. Я сел в стасидию рядом с этим человеком и дотронулся до него своим крестом, в который вставлена частица Честнаго Древа Креста Господня. Одержимый затрясся, вскочил и ушёл в дальний угол храма. Когда народ после бдения разошёлся, я аккуратно, по-доброму, пытался с ним заговорить. Но снова повторилось то же самое. И я понял, что этот человек действительно одержим.

Иногда ко мне в каливу привозят детей и говорят, что они одержимы бесом. Иногда, для того чтобы понять, действительно ли это так, я беру частицу мощей святого Арсения Каппадокийского и зажимаю её в ладони. И вы бы только видели: обе мои руки сжаты, однако, если ребёнок одержим нечистым духом, он в страхе глядит на ту руку, в которой скрыта частица святых мощей. А вот если у ребёнка нет никакого беснования, но он просто страдает какой-то, к примеру, болезнью мозга, то он совсем не реагирует на мощи, не противится им. А иногда я даю детям воду, в которую предварительно погружаю частицу святых мощей. Но если в детях бес, то они эту воду не пьют - убегают. Однажды ко мне принесли одного бесноватого малыша. Сначала я как следует накормил его сладостями, чтобы распалить его жажду, а потом принёс водички от святых мощей. «Нашему Янакису, - сказал я, - я дам попить водичку повкусней, чем другим». Отпив чуть-чуть этой воды, малыш начал кричать: «Эта вода меня жжёт, что в ней?» - «Ничего в ней нет», - ответил я. «Что ты со мной делаешь? Она меня жжёт!» - кричал несчастный малыш. «Она не тебя жжёт, - сказал я, - она жжёт кое-кого другого». Я начал крестить голову малыша, и его затрясло, он впал в кризис беснования. Бес, находившийся в малыше, скрутил его тело.

– Геронда, на что нужно обращать внимание, беседуя с бесноватым?

– Нужно творить Иисусову молитву и вести себя с таким человеком по-доброму.

– Геронда, а помнят ли бесноватые то, что они говорили в припадке беснования?

– Что помнят, что не помнят. Мы не знаем, как действует Бог. Иногда Он попускает несчастным помнить то, что они сказали в припадке одержимости, для того чтобы они смирились и покаялись. Иногда диавол говорит ложь, а иногда сила имени Христова вынуждает его сказать правду. Бывают случаи, когда бесноватый выкрикивает что-то из прочитанных им духовных книг и тому подобное. Что тут сказать? Всё это очень запутано. Поэтому, беседуя с одержимым человеком, будьте очень внимательны. Не придавайте значения его словам. К примеру, он может сказать: «Ты меня жжёшь». Если ты правда его жжёшь и, согласившись с этим, скажешь: «Я его жгу», то всё – ты духовно погорела. Если же ты поверила в то, что жжёшь диавола, тогда как на самом деле ничего подобного не происходит, то ты погорела дважды. Или, например, бесноватый кричит: «Ах вы, гадкие бабы!» – а какой-то одной монахине может сказать «А вот ты – чистая». Если эта монахиня поверит сказанным диаволом словам, то всё, она пропала. Поэтому не надо проводить с диаволом эксперимен