«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Записывание грехов

Записывание грехов – это показатель ненависти ко греху и показатель потребности покаяния, потребности очищения. А кто не имеет этой потребности, тот никогда не будет записывать, а будет отделываться только общими названиями грехов. А факты фотографически записывать он никогда не научится. Записыванием грехов я еще ребенком занимался. Надо научиться видеть факты, видеть и записывать их правильно. Помыслы, а не только акты греха! Это искание постоянного самоочищения, которое есть самосовершенствование, о котором часто пишет и говорит Святейший Патриарх в общих чертах, общими фразами, потому что миряне этого не понимают. Это язык только монахов, и не всех монахов, а отдельных монахов.

 

Заповеди Блаженств

Когда сердце усвоит Заповеди Блаженств, питается, и дышит ими, и знает их, когда излучается из нас это освящение, то, конечно, «Царствие придет»! Оно будет с нами, здесь, как начало вечного спасения! Вот почему тот, кто не молится, и Закон Божий, Закон Христа, Заповеди Блаженств, не усвоил здесь, на земле, - он Царствия Божия не наследит, и никакие уговоры Церкви не смогут помочь. Милость Божия простирается только на ту душу, которая имела тщание, волю искать усвоение Закона Христова. О чем и молимся мы не менее десяти раз в день: «Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое». И, проще говоря, кто живет этим Законом, он излучает это из себя своим поведением, своим влиянием на людей. И мы излучаем это: «Да святится Имя Твое»…Так толкует святитель Филарет Дроздов, митрополит Московский – можно взять Катехизис…

 

Здоровье

Здоровье – дар Божий. И расходовать его не надо, потому что оно нужно для покаяния. Если будем хилыми, больными – мы не сумеем каяться! Но не все мы умеем беречь здоровье. Недоедают, недосыпают, занимаются сухоядением, режим  не соблюдают… Конечно истощают свое здоровье…Нельзя так! Когда мы немощные физически мы не можем молиться. Здоровье нам нужно для покаяния. А восхождение может быть только через покаяние. Покаяние – это соль дня.

 

Зеркало жизни

Зеркало нашей жизни – молитва, по которой определяется совесть сердца и здоровье наше.

Злопамятство

Как страшно быть злопамятным! Этим нет надежды, что Бог им простил. Злопамятный не знает смирения, не знает любы, и следовательно, его спасение сомнительно, если даже он благочестив…Зло – это свойство сердца.

 

Знамения

Знамения есть дары Божии, проявления Святаго Духа чрез человека, даже грешного.

 

Избегание греха

Как избегать греха?...Прежде всего, оплакиванием, страхом вездеприсутствия Божия, страхом смерти и страхом быть отверженным Богом, быть отверженным Божией Матерью, быть отверженным любимым своим Угодником (хотя бы святителем Николаем Чудотворцем, кто его усердно почитает, или преподобным Сергием Радонежским, или преподобным Серафимом Саровским, который не заступится)… Это живые ведь люди, живые люди!.. И они – ходатаи, они просители о нас. Когда они перестанут быть просителями – это самое страшное!.. Вот почему мы так назойливо и советуем надоедать, упрашивая Божию Матерь, чтобы Она не забыла иметь дерзновение и терпение выпрашивать у Господа Бога, Сына Своего, Свое ходатайство о нас. А если Она отвернется и скажет: «нет, не знаю тебя!»? Как же без Нее обойтись?! Ты тогда пропал, ад обеспечен!.. Это все сознание, оно должно помочь грех оставить. Постепенно-постепенно грех будет мерзким, отвратительным. Или обстоятельства сложатся так, что Бог Сам поможет…

 

Извещение Неба

Преподобные отцы говорят, что степень ненависти, оплакивания, оплаканного греха – это есть извещение Неба, что грех прощен и разрешен. Пока у нас нет этой ненависти ко греху какому-либо – сомнительно, что он нам простился, то есть изгладился из Книги Жизни и не помянется в день Суда, во Второе Пришествие, конечно, и в мытарствах. И вся радость наша, все богатство наше в том, что разрешенный священником грех, если он не повторится (не повторится!), он на мытарствах больше не помянется! В хартиях бесов мы больше не увидим этот грех, записанный демонами!.. Если помысел от беса, то ты будешь постоянно с радостью бороться с ним и его непременно изгладишь, но непременно поспешишь даже помысел этот рассказать священнику, чтобы он свидетельствовал пред Праведным Судией, что он простил и разрешил.

 

Иисусова молитва

Упорство в молитве Иисусовой при молчании, глухое ко всему, непременном  никого неосуждении и всех всегда оправдании, тут же при оберегании чувств и совести (записи укоров), при обязательном медленном и только покаянном и постоянном чтении молитвы (идя, сидя, лежа, за работой), не механически, умоляя: «Научи, не умею», - научит сердцем с умом молиться! Дается это великим трудом. Без участия ума, сердечной молитвы Иисусовой не может быть, потому что ум будет сознавать смысл каждого слова молитвы. А этот ручеек плача Иисусовой, он будет течь, сам будет течь, и она не так будет утомительна, как сейчас. Мы, будучи в страстях, еще принуждаем себя через ум доводить до сердца. А там, наоборот, сердце будет доводить до ума. Исход всему, то есть победа, это постоянство. Если постоянства у нас не будет, если рывками, то мы никогда ничему не научимся – ни покаянию, ни исправлению, ни воплям! Мы, милостью Божией, знаем что Иисусова, данная нам, людям, для покаяния (не только как оружие, меч, хлыст), но услышана будет, если он вопиет. Конец приближается, и как предстанем Ему?!. Только назойливые и надоедливые вопли Иисусовой уверяют наше покаяние… Так как Иисусова определяет здоровье сердца, духа и совести, то аз невольно тебя спрашиваю: в Пасхальную седмицу, для монаха чрезвычайно трудную и даже скучную, когда Иисусова монаху – все утешение и собранность, молитва сердца с умом (ибо каноны и акафисты не читаются); если кончик Иисусовой не беречь и не будет ревности, радости, собранности, духа смиренна и сокрушенна, то что убережет монаха?

 

Исповедничество

Была у них боязнь оскорбить Господа Вездесущего, это было исповедническое состояние… И кто не имеет этого чувства исповедничества, тот еще не христианин!.. Между прочим, исповедничество – это предел и не только любви и веры, но основывается через смирение и кротость. Поэтому исповедовать Христа Распятого гордому человеку непосильно. А основа исповедничества – смирение и кротость, милосердие и благость, и чистота. Как это и показали святые мученики и преподобномученики… И ни один гордец не смог исповедовать Христа Распята! Есть другая форма любви – исповедничество. «Блажени есте, егда поносят вам» - это уже высшая форма, которая не жалеет своей жизни, она отдает себя на истязание, на муки, исповедуя бытие Божие и свою любовь к Богу: как святые мученики, святые исповедники, прошлые и настоящие, будь это миряне, будь это монахи, будь это священники или архиереи. От любви к Богу «блажени есте, егда поносят вам» когда их жгут, томят в тюрьмах, держат на леднике, гоняют в баню голышом на два километра, и из бани возвращают нагишом в мороз под 50 градусов, - это разве не мученики, это разве не исповедники Христовы?! Безропотно!.. Были и было бесчисленное множество таких, как мученики Севастийские. Они стояли в ледяной воде и терпели эти страшные муки от льда. И только один убежал: захотел в баню, и этим он погубил себя. В наше время таких «севастийских мучеников» очень много, очень много.

 

Исправление

Не все приходят к исправлению и очищению от своей глубокой поврежденности страстями и грехами, привычками с первых месяцев и лет своей новой и сознательной о Господе (своем вечном спасении) жизни. Бог попускает глубокие и потрясающие падения, которые, через сознательное покаяние, приводят к преподобничеству и селениям святых!

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.