«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Вездеприсутствие Божие

Вездеприсутствие Божие (чувство его) достигается большим трудом, молитвой, самоанализом, беспрестанным самоосуждением пред лицем Божиим, размышлением о смерти, мытарствах и вечной участи нераскаянного. Мольбой Святому Ангелу Хранителю… Помните вездеприсутствие Божие! А посему – утром, днем и на сон непременно, обязательно молиться!

 

Вера

Сознательная вера, она вытесняет ложный стыд, и люди не бояться исповедовать свою веру. Без дел вера мертва. Покажи дела, тогда я скажу, как ты веришь! Без дел мертва вообще жизнь. Основа веры – духовная нищета и любовь к Богу. Вера есть, прежде всего, дар Божий. Вера приходит только наитием Святаго Духа. Потерять веру можно дерзостью. Это – область самая больная для каждого из нас. Кто не имеет заботы, попечения, беспокойства о вере и страхе Божием, тот может наследовать нехристианскую кончину. Надо помнить, надо иметь веру, надо иметь страх Божий. А он выпрашивается, туне нам не дается, без трудов, но – труд только один, выпрашивание. Назойливое выпрашивание и постоянное, о чем пишет в своих письмах епископ Феофан. Замечательный учебник – письма епископа Феофана! Оттуда можно делать бесконечные выписки. Это – азбука в духовном деле... Всякое  насилие над собой, принуждением себя к выполнению греха, зла, всякой неправды и поругания (сознательно) своей воли и совести, сердца – губительно, умаляет и отнимает у такого человека ясность веры, покамест он не принесет покаяние и плоды его. Убивает в себе веру тот, кто знает только самого себя, не хочет, не принуждает и не намерен любить окружающих его людей, но довольствуется только своим себялюбием. И за одно это у него отнимается вера, он ее сам убивает! Ведь известно, что эгоист обычно неверующий, то есть мертвый прежде своей смерти. И если он не раскается – погибнет, и уже осужден к вечной гибели прежде своей смерти.

 

Вечная Вечность

Беспокойство о неминуемой, неумолимой Вечной Вечности у тебя теперь – первая твоя забота, первая мольба, первое беспокойство. Ты поняла теперь, что, кто не молился, быв в теле, после разлучения со своим телом он уже будет лишен возможности молиться, просить о себе, будет ожидать «передачки с земли», то есть частички на проскомидии, литургии, помина церковного, милостыни нищим, больным, несчастным и Псалтири. Ведь смерти нет, Христос ведь воскрес! Если бы мы об этом как можно чаще себе напоминали, то это приводило бы нас к совсем иному жительству: строгому, праведному и благочестивому поведению, к пониманию всегда, что начало жизни человека в теле, на земле – во временной и короткой жизни, от которой и будет зависеть Вечная Вечность! Тогда вера, законы любви, потребность себя беречь от пороков, привычек греховных и ложного понимания смысла жизни – будут в жизни основным и самым главным, которому будет подчинена вся жизнь человека, до своей смерти. Вот почему серьезно и здраво относящийся к смыслу своей жизни (где цель жизни – вечное спасение) человек с первых дней своей сознательной и здравой жизни строит ее так, чтобы она была только христианской, только в праведности и благочестии, не уклонялась бы от этой основной цели,  не утешала бы себя надеждами на милосердие Божие: что есть время покаяться, то есть раскаяться и отстать от своих злых и порочных дел и грехов. Конечна цель жизни – Вечная Вечность. Жизнь кладбищем не кончается. Ограниченный человеческий ум этого не разумеет.

 

Видение грехов

Видеть, болезненно плача, свои грехи умеет только смиривший свое сердце. Искусственно невозможно плакать, рыдать о своих грехах, когда гордыня, самолюбие, печаль и обиды грызут.

 

 

 

Воздержание

Воздержание – в проявлении воли: отнимать понемножку от себя любимое и привычное. И дойти до крайнего предела воздержания… И везде – и в пище, и в питии, во всем буквально. Так же, как молитвенное делание, оно может только прибавляться,  не убавляться.

 

Воскресение мертвых

Тело из пепла восстанет такое, какое оно есть, какое было. Новое тело, очищенное. Конечно, не такое физическое, какое оно есть, а обновленное. Мы исповедуем, что тело будет такое, как у Спасителя, когда Он вошел «дверями затворенными»… И мы только такое тело исповедуем, без телесных немощей. А если поруганное было тело – пивом, вином, блудом и всем прочим, - все-таки отпечатки этих грехов будут на этом обновленном теле, оно будет смердеть! Об этом как раз пишут святые отцы: как будет душа содрогаться, чтобы войти опять в свое тело, которое было при жизни на земле поругано! Надо об этом побеспокоиться. Все восстанут! Мы верим, что даже ампутированные руки и  ноги окажутся все на своем месте. Суд будет после воскресения мертвых.  Сначала душа войдет в тело. Все воскреснут, от века отшедшие, а потом – суд. Суд во мгновение ока… Получим определение на третью часть жизни. Первая часть жизни нашей – это до кладбища, вторая часть жизни – до Второго Пришествия, и третья – от Второго Пришествия, в Вечную Вечность… все народы восстанут! Верующие и неверующие, татары, язычники, евреи, христиане… Нехристиане будут судимы тоже, и суд будет какой? По законам неписаным, то есть по совести… А мы будем судимы по двум законам: писаному закону, Евангелию, и неписаному, совести. И, следовательно, с  нас спросится больше. Евреи будут судимы по закону писаному и неписаному – по Библии, Ветхому Завету, и совести…Они это знают. И любой еврей так же говорит, как я объясняю… и магометане будут судимы по закону писаному и совести. А прочие язычники, поклонники идолов, огня и т.д., те будут судимы по закону неписаному, то есть по совести. И все получат свое место.

 

Воспитание детей

Сам процесс воспитания детей родителями – чрезвычайно трудный и ответственный, потому что, если родители не займутся вовремя вложением веры в ребенка, то потом ему справиться с этим будет одному очень трудно. Он будет искать, и будет искать очень болезненно: находить кружки какие-то философские, его будут вовлекать всевозможные разные недобрые люди, которые тоже ищут какие-то вопросы на жизнь, будет получать ответ самый неверный, и получается – порождение преступников. Все дело все-таки в родителях, как я сказал… Если мать благочестива, мать молится, мать по ночам тихонько от мужа уходит на кухню и проводит в молитве ночи перед иконой Божией Матери, будет акафисты читать Божией Матери, святителю Николаю, - то, конечно, она непременно будет управлена Господом Богом и Самой Божией Матерью, и получит мудрость и умение управлять и воспитывать своего ребенка. А если она этим не будет заниматься, то ей придется сурово ответить, когда она будет умирать. Почивший архиепископ Лука, знаменитый врач-хирург, часто говорил: «На Страшнем Суде, когда мы все предстанем Страшному Судии, всем будет явно, кто виноват в том, что наши дети безбожники». Что, вероятно, тогда Праведный Судия взыщет с родителей: родители были нерадивы к своему спасению и детей породили такими… Ответ будет ясный и прямой, не придется искать никаких научных доводов, исторических причин и обстоятельств в политике, а именно только – веру и волю родителей, матери и отца. Воспитывать детей – это очень серьезный вопрос, больной. Мы им не занимаемся только потому, что мы сами собой  не заняты и не думаем о смерти, о вечности, о воздаянии. Поэтому и участь, и содержание наших детей такие пустые, несерьезные. Но какой же ответ в День Суда отдаст мать? Какими слезами мать должна плакать о себе, как настроить серьезно вопрос о своем личном спасении и быть безмолвным примером? Не натаскивать разными замечаниями, и так далее, это не поможет, если вы не будете сами примером, и поменьше философствовать, поменьше рассуждать… Потому что ребенок прекрасно понимает, что это все напускное, с какой-то определенной целью. А тем более, влияние школы. Надо это понимать. Потом надо, прежде всего, обставить все естественно. Это благочестивое было бы естественное: не показное, не фарисейское, не церковно-выдуманное. Потом, надо непременно заниматься переводом молитв, слов молитв, чтобы ребенок осмысленно молился. Не читал молитвы, а молился.

 

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.