ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

АРХИМАНДРИТА ИППОЛИТА (ХАЛИНА), 1928-2002

II

Настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Ипполит (Халин) уже при жизни имел благодатные дары исцеления страждущих, помощи в бедах, рассуждения и прозорливости. Однако в общении с людьми отец Ипполит был крайне прост и ничем не выделялся. Носил он обычно старый выцветший подрясник, на ногах - порванные, перевязанные какими-то веревочками кеды. Многие люди ехали к батюшке в буквальном смысле ожидая «знамений и чудес», желая услышать какие-нибудь шокирующие пророчества о России и о судьбах всего мира, или что он исповедует их за всю жизнь и сам назовет все грехи: и тайные, и явные, и забытые. Но с недоумением находили, что ничего особенного, пророческого или таинственного батюшка им не сообщил. Говорил только: «Молитесь, ходите в церковь Божию, читайте святое Евангелие, Псалтирь, творите добрые дела, и, может быть, Господь вам поможет». Монастырь поначалу тоже представлял собой жалкое зрелище: разруха, никаких условий для жизни. Однако множество людей ехало к нему, так как сила благодатного старца была в его молитве. Скажет так по-доброму: «Ничего, ничего, все будет хорошо. Господь поможет!»  После беседы с этим человеком у людей оставалось состояние, как после принятия крещения, когда, как учит святая Церковь, благодать Божия «укрепляет в жизни духовной». По воспоминаниям людей, имевших счастье знать батюшку, после беседы с ним у них «горело сердце», подобно как у евангельских Луки и Клеопа при встрече с Господом. (Лк. 24, 32). По молитвам отца Ипполита Господь выводил людей на путь спасения.

Приезжавших к нему паломников отец Ипполит встречал необыкновенно добрым взглядом, брал по-дружески под руку, и, улыбаясь, спрашивал: «Ну, как спасаетесь, отец? Терпите. Главное – терпение. Живите чисто, ходите в церковь, молитесь. И Господь поможет». И вроде бы опять ничего особенного, сокровенного, но вдруг, как гора с плеч, легко и тихо на душе. Таково было действие благодати Духа Святаго, действующего в обновленном во Христе человеке. Как преображались люди после разговора с батюшкой, словно каким-то новым светом освещались их души!

Одна женщина из Калужской области, врач-гинеколог по профессии, всю жизнь делала аборты и подошла наконец к той  черте, когда тяжесть навалившихся на нее грехов стала давить, мучить ее. Вся дальнейшая жизнь превратилась в ад. И она, под воздействием своих верующих родных, решила поехать в ближайший монастырь поисповедаться. Молодой монастырский священник, который ее исповедовал, вынес страшный приговор: «Ты – убийца, тебе нет прощения, ты храм осквернила своим присутствием. Я вижу реки крови, текущие по этим стенам… Иди вон отсюда». И, прервав исповедь, он сразу начал везде кадить, как бы изгоняя скверну. Бедная женщина впала в отчаяние, на нее навалилась жуткая депрессия. Смысла в дальнейшем существовании уже не видела и решила порвать счеты с жизнью. Но ее настойчиво стали уговаривать поехать к «самому доброму батюшке на земле», в город Рыльск. И уговорили. Всего каких-то пять минут разговора с отцом Ипполитом, и она, словно заново рожденная, со слезами радости на глазах отходит от него… Надо сказать, что приехала она в Рыльск не просто в депрессии, но и в страшной обиде на исповедовавшего ее иеромонаха. Поэтому отец Ипполит, едва она только подошла, спросил ее: «Ну что, батюшка сильно обидел?» Женщина замерла. «А какой он был? Молодой? – снова спросил он, и, не дожидаясь ответа, продолжил, - ну вы простите, простите его. Вы должны его простить, потому что у него нет еще жизненного опыта. А вы, матушка, не печальтесь. Ведь вы же не ведали, что творили…» И вроде бы незамысловатые слова он ей сказал, и вроде бы ничего особенного в них нет, но этот дух всепокрывающей любви, который чувствовался в каждом слове, буквально преобразил ее. Женщина стала на путь покаяния, начала молиться Богу, ходить в церковь и всем, кто унывал или впадал в отчаяние, говорила: «Если тяжело – поезжайте к отцу Ипполиту». Вообще вопрос, как быть с такими людьми, не только врачами, но и будущими родителями, которые совершают убийства младенцев во чреве, очень сложный. Ведь этот грех, в конце концов, вместе с врачами делят прежде всего сами родители – убийцы своих собственных детей, а также законодатели, которые как раз и узаконили это злодейство. Поэтому сами врачи считали, а многие и сейчас считают, что аборты – это вполне нормальное явление, и они выполняют свой профессиональный долг. Но, несмотря на это, убийцами они все равно остаются и, что самое страшное, массовыми убийцами; и об этом свидетельствует прежде всего их собственная совесть. А Церковь решительно осуждает этот грех, и большинство священников из-за тяжести греха отказываются исповедовать таких людей и отправляют их в монастыри. И не всякий монах, как мы это видели, возьмет на себя смелость разрешить этот грех. И данный случай с отцом Ипполитом кого-то может даже смутить: почему, дескать, он так по-доброму обошелся с врачом-гинекологом? Но батюшка обошелся с этой женщиной не просто по-доброму, но с величайшим милосердием и мудростью. И здесь уместно привести слова преподобного Серафима Саровского, который говорил духовнику Дивеевской обители, чтобы тот был всегда, сколь возможно, снисходительнее на исповеди. «Помни, ты только свидетель, батюшка! Судит же Бог! А чего, чего, каких только страшных грехов, аще и изрещи невозможно, прощал нам Всещедрый Господь и Спаситель наш! Где же нам, человекам, судить человека! Мы лишь свидетели, свидетели, батюшка; всегда это помни: одни лишь только свидетели, батюшка!»

По молитвам батюшки люди исцелялись от рака, известно о пяти случаях исцеления от СПИДа. После поездки к батюшке безнадежно больные люди заново сдавали анализы, и они не подтверждали наличие заболеваний. У мальчика Ванечки Тарасова из Калужской области были обнаружены в крови какие-то патологические микроорганизмы, у него все время болела голова, он часто плакал, врачи отправили его в областную больницу, а областные – в Москву, в Институт паразитологии. Но родители поехали прежде к старцу, отцу Ипполиту, который сказал им простую вещь: «А вы еще не венчаны? Пойдите повенчайтесь, и все будет хорошо. Господь поможет». Так и вышло. После венчания, проверив кровь сына, родители с удивлением и радостью узнали, что в ней никаких паразитов нет, ребенок выздоровел.

Часто батюшка давал совет молиться святителю Николаю. Но одним из самых главных его «лекарств» были послушания. Он их давал, не только потому, что в монастыре работы было непочатый край, но еще и потому что в послушании заключается великая сила. «Редко кто знает тайну послушания, - пишет батюшкин предшественник по послушанию на Афоне преподобный Силуан Афонский. – Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания… Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святаго Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы». Этому же учат нас и древние святые отцы. Например преподобный Авва Исаия (IV век) говорил: «Дай сердце свое в послушание отцам твоим духовным, и благодать Божия вселится в тебя». Самым обычным мирским людям, которые не то что о послушании, но и о монахах и монастырях знали понаслышке, гордым, непокорным, своевольным и тщеславным людям отец Ипполит давал возможность смириться и потрудиться во славу Божию в монастыре. И те, кто находил в себе силы смирить гордыню, по батюшкиным молитвам, получали Божественную благодать, которая исцеляла все немощи их. «Матушка, приди, хоть пять минут поработай – и то хорошо будет», - говорил он одной болящей послушнице, которую в страшную жару «колотило» от холода так, что она не в силах была работать. Но, слушая батюшку, она потихоньку вошла в свое русло и исцелилась, и получила плод духовный. А женщину-гинеколога, о которой писалось выше, он направлял работать на кухню: «Матушка, потрудитесь. Смирите гордыню и потрудитесь на кухне». Не очень-то ей хотелось идти туда работать, к тому же на ноге у нее была сильная опухоль. Однако, послушавшись старца, она смирила гордыню и пошла работать. Так, неизвестно откуда, и силы появились, и вдохновение трудиться, да и опухоль на ноге полностью прошла. Расслабленному подростку лет 15-16, который даже не вставал с постели и не ходил на костылях, он дал благословение пожить в монастыре, дал ему послушание работать в трапезной, чистить картошку и как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин. Через год родители приехали за ним – он уже был совершенно здоров, его послушание было – косить сено. После этого батюшка благословил юношу поступать в медицинский институт…»

Батюшка предлагал всегда мягко, без нажима, но были и такие люди, которые настаивали на своей воле, начинали «переубеждать» его, доказывать, что он ошибается. В таком случае старец отступал и благословлял им творить волю свою, после чего они «трубили» на всех углах: нас старец Ипполит благословил. А когда ничего не получалось, старец отвечал: «Вы же приезжали свою волю благословить. Вы же не спрашивали у меня какова воля Божия».

По книге «Самый добрый батюшка на земле…», Москва, Изд-во «Луг духовный» , 2010 г.