НАСТАВЛЕНИЯ СХИАРХИМАНДРИТА ИОАННА (МАСЛОВА), 1932-1991
II


Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что духовные люди «по действию в них Божественной благодати  получают такие свойства и способности, которых чужд человек в своем естественном состоянии». Так и отец Иоанн имел дары Святого Духа, среди которых были непрестанная молитва Иисусова, духовное рассуждение, прозорливость, проникновение в тайники человеческих душ, исцеление болезней душевных и телесных. Но, главное, старец стяжал величайший дар благодати Божией – беспредельную, деятельную, спасающую христианскую любовь. Эта любовь в старце достигла высоты евангельского совершенства. Как часто он освобождал других от болезней, скорбей, душевных печалей, принимая их на себя! Он не только мужественно нес свой крест, но и имел огромную нравственную силу поддерживать тысячи других людей и помогать им в спасении их душ.
Батюшка никогда не «давил», а потихоньку располагал, подводил к принятию того, что человеку сначала казалось слишком строгим, возвышенным. Старец напоминал: «Господь Бог наш видит все. Главное, по воле Его жить». Еще батюшка объяснял, что мы слабы, сам человек никогда не может знать волю Божию (враг может его в сторону увести), а только духовник (батюшка добавлял: «Тот, кто несет подвиг») откроет. Многие шли к батюшке именно для того, чтобы узнать волю Божию. Батюшка отвечал на тысячи всевозможных вопросов: «Куда мне благословите: замуж или в монастырь?», «Как мне жить, муж меня оставил?», «Что делать с работой: очень маленькая зарплата, не могу прокормить семью?», «Мне негде жить, как быть с жильем?», «Я потеряла все, что мне было дорого в жизни», «Неизлечимая болезнь меня терзает. Я не могу  не роптать», «Мои дети в которых я вложил жизнь и душу, стали мне врагами», «Я потерял веру» и т.п. Все эти и подобные вопросы обрушивались на старца ежедневно. Батюшка не только внимательно выслушивал, но делом и советом реально помогал людям. Самые сложные, отчаянные вопросы он решал двумя-тремя полными сердечного участия словами. И всегда по благословению старца выходило хорошо, решение оказывалось правильным и мудрым. Всё устраивалось.
Силой любви он прозревал душу человека, открывал потаенные помыслы, забытые грехи, предсказывал будущее. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а батюшка знал его жизнь, её обстоятельства, его душевное состояние и зачем он к нему пришел. Для него не существовало тайн, знал он и загробную участь усопших. Говорил: «Я видел книги грехов, они страшные». Батюшка рассказывал: «Вот мне являлся один наш преподаватель. Всё просил меня: «Да ведь ты же можешь, ну ты же можешь!» Хороший был человек, да вот не покаялся перед смертью. Я за него в монастырь подавал, сам молился. Потом перестал приходить. А другой являлся, так тот темный весь. Верующий, простой был человек, но грубый. Я говорил митрополиту: «Давайте, Владыка, епитрахиль, поисповедуем его – и все», а Владыка сказал: «Нет, время вышло. Уже все. Надо было при жизни исповедаться». Продолжая, батюшка сказал, что «очень трудно спастись, очень сложно. Потому, что злой дух развязан здесь и мучает человека, а человек слабый – поддается. Но есть покаяние, если бы не было покаяния, - никто бы не мог спастись. Если искренне кается человек, то Господь заглаживает грехи. Великое дело, если сознает человек»
Однажды одна девушка познакомилась с верующими молодыми людьми. Ей понравилась их общительность, начитанность, то, как они все вместе собираются, читают и обсуждают Евангелие. Она поехала к батюшке и подробно все рассказала. Батюшка отнесся к этому очень серьезно и отрицательно. Сказал, что все это у них от баптизма, что «спасение их призрачно», и строго-настрого запретил видеться с ними. Ей же было интересно с этими людьми (враг затягивал), она написала батюшке письмо, а потом и сама еще раз поехала сказать, что колеблется. Батюшка принял ее и с грустью сказал, что так переживал из-за того, что она не отошла от тех людей, что даже заболел. Девушку это потрясло, она заплакала. Никогда больше к этим людям не подходила. Они впоследствии стали сектантами, и эта девушка со слезами благодарила батюшку: «Если бы не Вы, где бы я была! Я бы погибла».
Когда на батюшку клеветали, он не роптал, но тихо и твердо говорил: «Клевета – это хорошо, клевета очищает». Но, быть может,  особенно смирение старца проявлялось в том, что он терпел около себя лиц, обладавших самым тяжелым характером. Однажды он сказал своим духовным детям, между которыми не было мира: «Если бы вы были в сане батюшки – да никого бы вы не потерпели. Никого бы рядом с вами не было. Всех бы вы разогнали. Сколько же я терплю, всех терплю!» «Вы старец, а я-то кто?» - сказал один из них. «Все равно надо терпеть. Я вас всех терплю, а вы не можете друг друга потерпеть».
В последний год земной жизни отец Иоанн тяжело болел, не мог вставать. Врач сказал, что ночью у него бывают тяжелейшие сердечные приступы. Один монах предложил поставить на столик рядом с батюшкой колокольчик, чтобы он звонил, когда ему будет плохо, но другой сказал, что батюшка очень смиренный и не будет никого беспокоить. Надо только около него дежурить. Так и сделали.
Отец Иоанн давал удивительно точное определение смирения: «Смирение значит: ругают, а ты не ругайся, молчи; завидуют, а ты не завидуй; говорят лишнее, а ты не говори; считай себя хуже всех». Когда в жизни человека что-нибудь не ладилось, батюшка говорил ему: «Смиряйся побольше, и все устроится». Одному семинаристу он говорил: «Помни: «Все как ангелы, я хуже всех». Будешь так думать, все мило сердцу будет. Когда пришли твои соседи, что делают – не твое дело. Иначе и в доме Божием будешь жить, а Бога не увидишь. И еще помни: тело… в землю пойдет, главное – дух бодрым держать!»
У духовной дочери батюшки умирал от рака дедушка, она переживала, что он хотя и был верующим, но в храм не ходил,  не исповедовался, не причащался. Старец сказал, что надо поговорить с ним: «Вот смерть, душа от тела уйдет – что будешь говорить, как от бесов спасешься?». А когда страдание начнется, тогда он реально и почувствует приближение смерти, скорее раскается, тогда и причастить можно. И душа спасется, хотя и из мук. Но батюшка подчеркнул, что причащать можно только, если раскается, без понимания нельзя причащать. По молитвам отца Иоанна дедушка сам проявил желание поисповедоваться и причаститься, последний раз он причащался ребенком, когда было ему шесть лет. После этого он прожил еще более пяти лет, исцелился от рака и умер совсем от другой болезни.
Как-то к батюшке подошла женщина и попросила помолиться за свою дочь – девушку, которая работала в иконописной мастерской, но последние две недели очень тяжело болела, не могла даже ходить. Все это мать рассказала, ожидая сочувствия. А батюшка вдруг довольно резко говорит, что девушка уже давно болеет, нужно срочно выходить на работу, чтобы она завтра же пришла, хотя бы показалась на работе, нельзя столько дома сидеть и т.п. Мать, выслушав батюшку, очень расстроилась, даже обиделась. Но дома все рассказала дочери. На следующее утро дочь с большим трудом встала и потихоньку пошла на работу, начала трудиться и скоро совсем выздоровела… Только тогда ее мать поняла, что батюшка исцелил ее дочь, но «прикрыл» это немного резкими словами.
Чудодейственной была сила прикосновения старца. Близкий духовный сын батюшки показал ему уплотнение на кисти своей руки. Старец, как бы желая понять, что там, потрогал больное место. Увлекшись беседой с батюшкой, духовный сын забыл о своей болячке. Проснувшись на следующее утро, он с удивлением обнаружил, что рука его совершенно здорова. Помогая людям в болезнях, отец Иоанн всегда напоминал о том, что они нужны христианину. Он писал своей духовной дочери: «Безусловно, трудно переносить болезнь, но, по-видимому, таков удел человека, то есть в болезнях, в скорбях проходить свое земное поприще. Болезней нет только в вечности для тех, кто своими делами угодит Богу, а здесь они необходимы. Надо их нести с терпением и без ропота, тогда они приносят большую пользу для души. Лечить их у врачей тоже можно, это не грешно». И еще: «От болезней все стараются избавиться, потому что они иногда очень жестоко терзают наше греховное тело. Однако нам нужно помнить, что без них мы, пожалуй, спастись не можем. Скорби и болезни являются для нас наилучшими духовными врачами. Посредством скорбей и болезней мы очищаемся от грехов и делаемся благоугодны Богу».
В своих письмах отец Иоанн часто использовал стихи псалмов, указывая на то, что всегда нужно надеяться на Бога, испрашивать у Него благословение и терпеливо нести свой крест: «Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю», «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду», «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою…» Он учил, что и нам надо в тяжелые минуты нашей жизни повторять эти слова». В письмах он писал: «Да умудрит тебя Господь и поможет прежде всего увидеть свои грехи». Батюшка учил, что при искреннем смирении рождается правильный образ мыслей. Старец внедрял в сознание своих духовных чад, что человек не должен доверять своим мыслям, чувствам, своему разуму, потому что после грехопадения они ложны, а советоваться с духовником, по слову писания: «Спасение есть во мнозе совете».
По книге «Благодатный старец», Москва,  2006 г.