ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОНИЯ ИСПОВЕДИ ПО ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА»

8-я заповедь блаженства

«БЛАЖЕНИ ИЗГНАНИ ПРАВДЫ РАДИ:

ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ»

II

 

А может, среди вас есть страшные кощунники, которые, прикрываясь видимым хождением в храм, приступают к Таинствам Церкви и особенно к Таинству Причащения Святого Тела и Крови Господней, будучи тайными сектантами или зараженными всякими философскими измышлениями? Не дерзайте и дальше искушать долготерпение Божие. Помните, Бог поругаем не бывает, смотрите, как бы вам не сгореть от прикосновения к Святым Тайнам, которые есть «Огонь, недостойных опаляющий». Надо, наконец, прозреть, опомниться, искренне лично покаяться священнику, который после покаяния должен еще молитвенно присоединить вас к Церкви, от которой таковые давно невидимо отлучены Богом. Если кто из вас лично знаком с такими людьми, избегайте общения с ними, как с необычайно легко распространимой заразой.

Из жизни проповедника любви, кротко, с любовью относившегося ко всем грешникам, побежавшего в горы за разбойником, чтобы отвратить его от греха, Апостола Иоанна Богослова, дошло одно повествование. Встретившись в бане с одним еретиком, он поспешно сказал своему ученику; «Бежим отсюда, баня может загореться, ибо в ней находится этот несчастный грешник!»

Зачем тебе, православный христианин, любопытствовать о ложных вероучениях и водить дружбу с зараженными сектантством? «Хочешь спастись, - говорит Иоанн Златоуст, - пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри той ограды, то тебя не тронет волк, если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви. Нет ничего в мире сильнее ее. Она - твоя надежда, в ней твое счастье!»

Возможно, среди нас нет тайных сектантов и еретиков, и мы со всею искренностью считаем себя православными христианами, православными, т.е. имеющими правильную, истинную веру во Христа. А так ли это на самом деле? Не заменяем ли мы часто веру суевериями, т.е. суетной, ложной верой? Может, кто из вас, не веря в благой Промысел Божий о нас, обращался когда к волшебникам, гадателям и ворожеям? Кайтесь Господу, это вели кий грех!

Сам Бог через св. пророка Иеремию говорит: «Вы же не слушайте лжепророк ваших, и волхвующих вам, и видящих сония вам, ни чарований ваших, ни обаятелей ваших,.. яко лжу прорицают тии вам» (Иерем. 27, 9-10). По правилам Святой Церкви тех, кто обращается к волшебникам и всяким прочим гадателям и ворожеям, надо на 6 лет отлучать от Святого Причащения. Кайтесь Господу! Господи, прости наше недоверие к Тебе!

Может, кто из вас ходил заговаривать болезни к разным гадателям, шептунам и бабкам, да еще оправдывался, что они, мол, читают молитвы и крестят больное место. А разве Таинство соборования, установленное Церковью для исцеления болящих, по воле Божией, через Благодать Святого Духа менее помогает по лучить исцеление? Почему вы, именующие себя православными христианами, советуете своим близким пойти к «бабке» заговорить болезнь, а не советуете скорее приступить к Таинству елеопомазания? Выходит, верите заговорам больше, чем Таинствам Церкви? Господи, пощади нас грешных! Мы истинную веру смешали с суеверием, верим всяким силам, предчувствиям, гаданиям, колдовству. Это все наследие нашего языческого прошлого. Прошло 1000 лет после крещения Руси, а все никак не можем отложить суеверия и быть действительно православными христианами!

Второе, что требует от нас восьмая заповедь блаженства, это мужество и твердость, когда нам нужно свидетельствовать об Истине или ее защищать. Может, кто из вас изменил когда Христу, малодушно соглашаясь   с  теми,   кто   кощунственно осмеивал святое учение, Таинства и обряды Церкви. Кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных!

Может, кто из вас в кругу неверующих людей на работе или в общем коридоре, кухне или дворе стеснялся своей религиозности из боязни прослыть отсталым, неполноценным человеком, боялся насмешек над собой. Кайтесь Господу! Господи, прости нас грешных, трусливых и малодушных!

Отчасти эта боязнь происходит еще и оттого, что стыдно признать себя христианином или христианкой, потому что отношение наше с сослуживцами и отношение к выполняемой работе позорит христианство. Может, кто из вас в жилище своем стыдился и боялся повесить иконы открыто. И ведь все из-за отсутствия веры в Промысел Божий, охраняющий и направляющий вашу жизнь. А вдруг зайдут неверующие сослуживцы, и на работе будут неприятности. Соседи, если увидят иконы, будут пользоваться нашей религиозностью, как самым колким и действенным оружием против нас, - оправдываемся мы. Но ведь если во всем наше поведение безупречно, то исповедание наше будет заключаться в мужественном перенесении лишь словесных издевательств. Никто не выгонит из квартиры, из родного города или села за веру, так чего же вы боитесь?! Господи, прости нас маловерных и безмерно боязливых!

 

 

 

Мое только то, что я отдал. (Прп. Максим Исповедник)

Не оправдывай себя и обретешь покой. (Прп. Пимен Великий)

Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем. (Прп. Амвросий Оптинский)

 

Богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды: и Бог силен даровать  нам нужное и довольное. (Прп. Лев Оптинский)

 

Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляются всякое огорчение и раздражительность. (Прп. Иоанн Лествичник)

 

Отвергший справедливое или несправедливое обличение, отвергся от своего спасения. (Прп. Иоанн Лествичник)

 

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо. (Прп. Амвросий Оптинский)