ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ»

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

II

Не приемли имени Господа Бога твоего всуе,

т.е. не произноси имени Бога Твоего напрасно.

Как готовиться к Причащению.

Мы почти все грешим, невнимательно готовясь к исповеди и Святому Причащению. Жизнь христианина есть жизнь благодатная. Эта жизнь есть следствие общения с Господом. Самым действенным и самым близким это общение бывает через причащение Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. «Аз есмь хлеб животный», - сказал Господь. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем…», «Аз живу Отца ради, и ядый Мя жив будет Мене ради». Причащение Святых Христовых Тайн – это благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни. Поэтому с самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставили первым благом частое приобщение. Но все мы должны помнить, что Господь – источник жизни, оживляющий причащающихся Его, есть вместе с тем и Огнь поядающий, и не быть легкомысленными и невнимательными. Достойно причащающийся вкушает жизнь, а недостойно причащающийся вкушает смерть. Хотя смерть эта не часто последует видимо, но невидимо совершается в духе и в сердце человека. Вот иногда мы слышим, что кто-то причастился и, не дойдя до дома, умер по той или иной причине. «Ну, слава Богу, только что причастился человек, каждому бы так умереть». Как ещё сказать: счастливая это смерть, а может быть, эта смерть – следствие недостойного причащения Святых Христовых Тайн, от чего сохрани нас, Господи!

Но не думайте, что мы не в силах достойно приготовиться ко Святому Причащению. Мы должны со своей стороны употребить все возможные усилия к подготовке, а приступать к Таинству нужно по слову преп. Серафима Саровского: «в смиренном токмо сознании всегреховности своей», иначе мнимое «достоинство» отгонит благодать Божию, как дым пчелу. В чём же должно заключаться посильное приготовление к Таинству? Послушайте, что повелевает устав церковный: «Егда хочет кто причаститься Святых Христовых Тайн, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребывая в посте и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом и великим благоговением примет Пречистые Тайны» (Типикон). Многие из нас по немощи и обремененности житейскими попечениями и различными обстоятельствами, зачастую от нас не зависящими, не в состоянии говеть неделю. Но во всяком случае хоть два-три дня необходимо соблюсти пост.

В канун Святого Причащения сходить в храм по возможности. После полуночи нельзя ничего вкушать или пить, никаких лекарств, даже святой воды. Если кто подвержен страсти табакокурения, да не дерзнет осквернить уста папиросой.

Необходимо и душу приготовить к Таинству исповеди и Святого Причастия. Прочитать дома Правило ко Святому Причащению, которое состоит из Канонов Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю и Канона ко Святому Причащению. У кого нет этих молитвословий, постарайтесь достать, переписать, кто может. А уж если кто не умеет читать, или плохо видит, или нет условий прочесть Правило, то постарайтесь сокрушенным сердцем почитать побольше молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». А в храме внимательнейшим образом послушаем читаемые молитвы перед Причащением. Так или иначе, соизмеряя свои силы и примеряясь к обстоятельствам, необходимо сосредоточиться, подготовиться к принятию в дом души своея Великого Гостя.

Святое Причащение предваряется Таинством покаяния. Многие из нас совсем не умеют каяться, и даже в оправдание себе говорят: «Не умею каяться!» А разве тебе не известны заповеди Господа? Большинству известны! Кто лучше самого человека знает о своих делах, мыслях, чувствах? Только надо потрудиться дома, сосредоточиться, оглянуться на свою жизнь, на себя: так ли я живу, как велит Господь?

Общая исповедь – это не для всех. Это напоминание общих грехов. По причине многолюдства и прочих обстоятельств нет возможности индивидуальной исповеди в храме; но дома, пред Лицом Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией. Проверить себя: как я веду себя с ближними дома, с сотрудниками на работе, на улице, в храме, в магазине, в поезде, в автобусе. Какие мысли меня занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с окружающими. И соответствует ли всё мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, такому самоанализу, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе, что тебе и в голову не придет осуждать тех, кто кается долго и причащается часто. Не до того будет.

Господи, помоги нам научиться каяться!

 

 

Грехи против третьей заповеди Закона Божия:

- богохульство

- ропот на Бога

- поминание имени Бога в пустых разговорах

- клялись именем Божием, своей жизнью, жизнью близких и т.п.

- требовали таких клятв от ближнего, сами нарушали клятвы

- употребление слов молитв, Евангелия и др. в шутку

- передразнивали или смеялись над священнослужителями

- невнимательность, рассеянность на молитве

- надсмеяние над верующими людьми

- невнимательно готовились к Святому Причащению