ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ»

II

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене

(Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме меня)

Какие обязанности должны мы иметь в отношении к Богу по этой заповеди? Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, Господи, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии святого Крещения. ГОСПОДИ, ПРОСТИ НАС, ГРЕШНЫХ! И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда! Мы ведем слишком невнимательную, рассеянную жизнь и сами не хотим черпать нужные познания из тех источников, какие имеются у каждого из нас.

Мы не читаем книги религиозно-нравственного содержания. Стоят они на полках, а читать их самому или лень, или недосуг: «лучше посплю побольше». А кто пообразованней, тот охотнее читает газету, чем серьезное духовное чтение, другой же и сам не читает,  и другим не дает: «А вдруг не отдадут, или самому захочется почитать как раз в это время». Вот как жадность одолевает! Здесь еще необходимо помнить, что нет ничего неразумнее присвоения чужих книг духовного содержания! Какую пользу для души может дать чтение украденной книги? Если кто грешен и имеет такие книги, немедленно, при первой же возможности, верните книги тому, кому они принадлежат! Господи, прости наше неразумие и нечестность!

Наконец, поучаться в познании о Боге можно и в беседах с людьми начитанными и благочестивыми. А что делаем мы? Мы очень любим поговорить, нас так и тянет пойти к соседке, друзьям и знакомым, но только не для разговоров о Боге, о душе и спасении. Стыдно и страшно сознаться, что мы, христиане, зачастую собираемся, чтобы осудить ближних, предаться картежной игре, или устраиваем еще и винопитие. Пошел в гости пустой, а вернулся еще более разоренный. Господи, прости нас, грешных! И это часто случается с нами после исповеди, в день причащения Святых Христовых Таин.

Вторая обязанность, предписываемая нам первой заповедью Закона Божия: Иметь истинную веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему. Самый страшный грех против этой обязанности каждого человека есть БЕЗБОЖИЕ, т.е. то самое состояние, в котором пребывает сейчас великое множество наших соотечественников, наших родных, близких и знакомых. О том, как это прискорбно, особенно родителям, чьи дети безбожники, не надо и говорить! Но мы-то, пришедшие сюда на исповедь, имеем ли мы твердую и несомненную веру всему религиозному? Верим ли мы в бессмертие, что за гробом есть вечная жизнь с возмездием за дела земные? Как ни страшно сознаться, но живой веры, которая пронизывала бы всё наше сознание, которая бы управляла нашими поступками, нет у нас. Господи, пощади нас, сомневающихся в Твоем бытии, в своем бессмертии, в грядущем Страшном Суде!     Может быть, есть такие, которые не верят в существование небесного воинства ангелов и полчищ злых духов? Последнее особенно распространенно среди людей «образованных». Почему-то стыдно верить в наш век в существование реальных существ – злых духов. А это только и нужно врагу спасения нашего! Если нет злокозненного влияния, то зачем и от чего защищаться Животворящим Крестом, святой водою, молитвой Иисусовой? Может, кто недостаточно почитает Матерь Божию, святых мучеников, угодников Божиих? Кайтесь Господу! Господи, прости нас грешных!

Есть ещё один вид страшного греха против первой заповеди – это ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО. Господи! Как мы близки к этому состоянию! А иногда, может, и были настоящими вероотступниками и не из-за страха мучений, как это случалось иногда в истории христианства, во время гонений на Церковь, а только из-за страха, зачастую мнимого, потерять то или иное земное благополучие. Бывает, что мы, верующие люди, чаем получить какую-либо пользу от Господа, допустим, получить лучшую квартиру, лучшую работу и просим всех молиться, а сами прячем в это время иконы в шкаф, боясь, что увидят нашу веру в Бога и откажут нам. Вот до какого безумия мы доходим. Пощади нас, Господи!

По малодушию своему, идя на прием к врачу, снимаем крест, боясь, что врач лечить не будет или больничный лист не даст! Господи, прости наше отступничество и малодушие! А если на работе заходит разговор о вере в Бога, то несчастный малодушный человек готов в воздухе раствориться, только бы даже по выражению его лица никто не догадался, что он христианин… и слова отречения от Христа уже висят на кончике его языка… Кайтесь Господу те, кто в нарисованном облике малодушного христианина узнает себя! Стыдно сознаться, даже произносить вслух. Не только молодые, но и старые люди, уже освободившиеся от общественных обязанностей, уже заслужившие и отдых, и пенсию, тоже бояться открыто повесить иконы в доме. По боязни показать свою религиозность мы теперь часто совершаем грех духовного убийства своих умирающих родных тем, что, стыдясь соседей, не приглашаем священника со Святыми Дарами напутствовать умирающего. И горе нам, если по нашей вине кто-либо из наших близких ушел в вечность без покаяния и причащения Святых Христовых Таин. Господи! Прости нам эти грехи и не постыдись нас пред Ангелы Твоими в день Страшного Суда за наше отречение от Тебя здесь, на земле.

Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, «суея», пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры в благой Промысел Божий! Верим в какие-то «счастливые» и «несчастливые» дни, в «тяжелые» и «легкие» дни. Боимся начать даже доброе дело в «тяжелый» день, нисколько не задумываясь, что до другого дня мы можем и вовсе не дожить. Верим всяким снам, толкуем их, гадаем по ним, обольстившись сновидениями, ещё какие-то «пророческие» сны начинаем видеть и доходим через это до помрачения ума и болезни…Кайтесь Господу! Господи прости нас грешных! Бойтесь верить снам, чтобы не впасть в прелесть – страшное духовное заболевание.

И в храм мы приносим эти суеверия и держимся за них крепче, чем за истинное благочестие. И своими нелепыми замечаниями нарушаем молитву окружающих. Вот передают свечи – кто это надумал, что их надо передавать через правое плечо, а не наоборот? Даже мозг  засорять памятью об этом не хочется. Надо только так передавать свечи, чтобы их не сломать, чтобы не толкать человека, занесшего руку для крестного знамения, и не совать ему в этот момент свечи. Или не предавать их в ответственные моменты богослужения, а немного попридержать их в руке, а потом тихо передать без всяких предрассудков.

Эти суеверия достались нам от далеких предков язычников. Вот день Святой Троицы. Что у нас твориться на кладбищах! На могилах, где стоят кресты! Это воистину черный день для наших усопших! Вместо молитвы, вместо свечей и ладана справляются на могилах в этот день настоящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости. Как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, ещё живым, что их ожидает по смерти. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попросите прощения у своих усопших родных за ужасные страдания, которые вы принесли им своим неразумением, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленопреклоненной молитвой о упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительнейшим для них. Мы верим всяким приметам и говорим, что не верить нельзя, потому, что они исполняются. А вот преп. Серафим отвечал: «А ты не верь, и не будут исполняться!»