ОТВЕТЫ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

21

Духовник сказал, что надо читать по 500 молитв Иисусовых. А если читать больше - это уже своеволие? Как же тогда постоянно пребывать в молитве?

Духовник сказал «для начала читайте хотя бы по 500 молитв Иисусовых». Это как на мельнице - что с утра засыпали, то она весь день и мелет. Но если духовник сказал «только 500 молитв», значит, больше 500 читать не надо. Почему? Потому что все дается по силам, по духовному уровню каждого человека. Иначе легко можно впасть в прелесть, и к такому «святому» потом не подойдешь. В Троице-Сергиевой Лавре у одного старца был послушник. Этот старец прожил в монастыре 50 лет, а послушник только пришел из мира. И решил он подвизаться. Без благословения старца и раннюю литургию отстоит, и позднюю, правило себе большое назначил и все вычитывал, постоянно в молитве пребывал. Через 2 года он достиг великого «совершенства». Ему стали уже «ангелы» являться (только рожки и хвосты свои они прикрывали). Обольстился он этим, пришел к старцу и говорит: « Ты прожил здесь 50 лет и не научился молиться, а вот я за два года достиг высот - мне уже Ангелы являются. Я весь в благодати. Таким, как ты, не место на земле, я тебя задушу». Хорошо, старец успел постучать в соседнюю келию; пришел другой монах, этого «святого» связали. А наутро отправили на коровник, и разрешили только раз в месяц на литургии бывать: а молиться запретили (пока не смирится)... На Руси у нас очень любят молитвенников, подвижников, но истинные подвижники никогда себя выставлять не будут. Святость измеряется не молитвами, не подвигами, а смирением, послушанием. Только тот достиг чего-то, кто считает себя грешнее всех, хуже всякого скота.

Как научиться чисто, нерассеянно молиться?

Надо начинать с утра. Святые отцы советуют, что молиться хорошо до того, как будем принимать пишу. Но как только пищу вкусили, сразу же становится тяжело молиться. Если человек рассеянно молится, значит, он молится мало и нечасто. Тот же, кто постоянно пребывает в молитве, имеет живую, нерассеянную молитву. Молитва любит чистую жизнь, без отягощающих душу грехов. Вот, например, у нас в квартире телефон. Детишки шалили и перерезали провод ножницами. Сколько бы мы не набирали цифры, никуда не дозвонимся. Нужно воссоединить провода, восстановить прерванную связь. Точно так же, если мы хотим обратиться к Богу и быть услышанными, мы должны наладить нашу связь с Ним - покаяться в грехах, очистить совесть. Нераскаянные грехи, как глухая стена, через них молитва не доходит до Бога.

 

Как сохранить душевный мир дома с ближними, когда все время делают что-то не так?

Для того, чтобы жить с ближними в мире, согласии и любви надо научиться друг другу уступать. Если один возмутился, из него пошел «геенский огонь», то не надо бензин возражений и возмущений подливать, потому что пламя будет еще выше. Надо смириться, перетерпеть, и пламя кончит бушевать. Мне как-то одна послушница говорит: «У меня папа и мама – безбожники, даже некрещеные. Вот, я поеду сейчас домой; если они ругаться будут, как мне себя вести?»  Я ей ответил: «Не ругайся. Если кто-то из них вспыхнет, начнет тебя ругать – ты их просто выслушай. Пусть они все-все выскажут тебе, что у них на душе, на сердце…Если начнешь оправдываться – получится скандал». Выслушай все с радостью и прими за прошлые грехи со смирением.

 

Человек принял крещение в зрелом возрасте. Продолжая греховную жизнь, стал отступником от Христа. Что ждет душу такого человека? Не лучше ли было ему совсем не креститься, чем не оправдать милость Божию?

Преподобный Макарий Великий шел однажды по пустыне и встретил человеческий череп. Он был пред Богом особым человеком, имел благодать Духа Святаго, и ему много было открыто от Бога. Он, будучи в особой благодати, ударил посохом по черепу и спросил:

-  Скажи, кто ты и где находишься?

-  Я идольский жрец, - ответил он.- Нахожусь в аду.

- Бывает ли вам отрада, - спрашивал Преподобный.

- Бывает отрада тогда, когда в Православной Церкви христиане поминают по субботам и воскресеньям своих усопших. В верхних слоях ада тогда бывает свет, частично он проникает и к нам. Тогда и мы видим друг друга. Нам это приносит великую радость.

Преподобный еще спросил:

-  А ниже вас - идольских жрецов - есть кто?

-  Есть.

-  А кто?

-  Православные христиане, которые приняли крещение, но в Церковь не ходили, крестов не носили, в грехах не каялись, не исповедовались, жили невенчанно, не причащались и умерли без покаяния. Они еще ниже находятся тех язычников, которые не знали Истинного Бога.

Меня крестили не в церкви, а дома, и не свя­щенник, а дед. Считается ли это крещение действи­тельным?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что совершать таинства никто не имеет права, кроме епископа и священника. Но есть оговорка: бывает, что человек при смерти, а священника рядом нет. Тогда человека может погрузить в воду православный христианин, тот, кто постоянно ходит в церковь, живет по заповедям, соблюдает все посты, молится, исповедуется; такой человек может трижды погрузить больного во «Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если этот православный христианин совершил крещение умираю­щего, а больной выздоровел, то нужно добраться до ближайшей церкви, до священника и попросить довершить таинство через миропомазание.

 

Есть ли правда на земле?

Правда есть. Эта правда записана в Святом Писании. Но говорят, что Эту Правду распяли, и Она воскресла. И кто найдет Бога, тот найдет на земле и правду. Кто будет читать постоянно Священное Писание и исполнять заповеди Божии, тот будет являться носителем правды.