ОТВЕТЫ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

20

 

Обязательно ли исповедоваться у одного священника ?

Когда мы исповедуемся у одного священника, он нас знает, знает наши силы, слабости, по силам дает молитвенное правило и ведет нашу душу ко спасению, становится нашим духовником. Если он нас первый исповедовал, а то и крестил, то он для нас - духовный отец. Он родил нас в духовный мир. А вот, когда мы ходим в разные храмы, исповедуемся то у одного, то у другого священника, тогда легко сбиться с правильного пути. Конечно, если мы поехали по святым местам, можно и там поисповедоваться и причаститься. Надо просить Господа послать духовного отца, чтобы он вел нас по жизни. А бывает еще и такое. Человек исповедовался все время у одного священника, а тут совершил страшный грех. Ему стыдно идти к духовнику, вот он и решает пойти к какому-нибудь незнакомому. Покаялся у него, а потом опять «чистенький» к духовнику вернулся. Это, конечно, не дело, так мы только еще больше грехов себе наработаем.

 

Можно ли причащаться после общей исповеди. В нашем храме нет частной исповеди, Господь видит наше намерение подробно покаяться, а такой возможности нет.

Надо найти такого духовника, чтобы у него можно было поисповедоваться основательно, за всю жизнь. А то, что сейчас в некоторых храмах нет настоящей исповеди - это связано с упадком духа человеческого. Многие «православные» так привыкли к общей исповеди, так пропитались грехом до последней клетки, что даже не знают в чем каяться. Идут, например, к причастию, а перед этим могут дома поскандалить, утюгом в мужа запустить, и греха за собой не чувствуют, не исповедуют его. Вроде бы все в порядке. До того уже привыкли к греховной жизни, что она вошла в навык, душа стала мертвой, безчувственной. Та же душа, которая постоянно очищается исповедью, сразу чувствует даже малый грех… Думаю, ни один священник не откажется выслушать вас отдельно. Надо дождаться последнего человека, когда он отойдет от священника, подойти и сказать: «Батюшка, у меня грех… Я человека осудила, поскандалила, спорила, пустословила, обижалась, роптала, гордилась, хвалилась; много ела, пила, спала; молилась плохо, в церковь не всегда ходила…» Если кратко, сжато сказать, священник всегда выслушает.

Как узнать, на какой стадии духовного раз­вития я нахожусь? Опасаюсь впасть либо в прелесть, либо в уныние.

Если мы себя видим грешниками, значит, мы на правильном пути. Если видим себя, что хорошие, значит, на ложном, на пути прелести. Один инок подошел к своему духовному отцу и говорит: «Отче! Вот я молюсь и достиг такого, что вижу Ангелов». А старец ему сказал: «Блажен тот, кто видит не Ангелов, а грехи свои».

У меня не идет молитва Иисусова. Что Вы посоветуете?

Если молитва не идет, значит, мешают грехи. Как покаемся, надо стараться как можно чаще читать эту молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! (или грешную)» И читая, делать удар на последнем слове. Для того, чтобы постоянно читать эту молитву, нужно вести особую духовную жизнь, а самое главное - обрести смирение. Надо считать себя хуже всех, хуже всякой твари, терпеть поношения, оскорбления, не роптать и никого не обвинять. Тогда молитва пойдет. Молиться надо начинать с утра. Как на мельнице? Что с утра засыпал, то весь день и будет молоться. Как только проснулись, сразу: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Матерь Божия, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Господи, укрепи во мне веру, пошли мне благодать Духа Святаго! Дай мне кончину христианскую, непостыдную и добрый ответ в день Страшного Суда. Ангел Хранитель мой, благодарю тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день, сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного!» Вот так сразу и читайте-читайте. Одеваемся с молитвой, умываемся. Прочитали утренние молитвы, снова раз 500 молитву Иисусову. Это - заряд на весь день. Он дает человеку энергию, силу, изгоняет из души мрак и пустоту. Человек уже не будет ходить и чем-то возмущаться, шуметь, раздражаться. Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, Господь за труды наградит, молитва эта начинает твориться в уме. Человек все внимание сосредоточивает в словах молитвы. Но молиться можно только с покаянным чувством. Как только придет мысль: «Я - святой», знайте - это погибельный путь, эта мысль от диавола.

Что значит «поврежденный ум»?

Говорят про человека «целомудренный». Само слово означает целостность.  Может быть девушка целомудренна телом, а душой – блудница. У человека грешного поврежден разум. Как? Повреждается грехами. Вот, возьмите такой пример: девушка молодая, чистая душой, если вдруг скажет «гнилое» слово, то вся застыдится, покраснеет. Будь возможность, она бы с охотой провалилась под пол. Значит, разум ее пока целостный. А потом она привыкает к этим словам и спокойно при всех может «десятиэтажным, художественным» словом крыть всех подряд. Может и сквернословить, и подраться, - и даже ни капли стыда. У нее поврежден разум.

 

Надо ли поучать близких, если они живут не по-христиански? Или следует молчать, потому что все поучения заканчиваются скандалами?

Есть великие слова премудрого Соломона: «Обличи премудрого – он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит». Гордый человек страшно боится, что ему что-то подскажут. Смиренный человек с радостью ловит любую подсказку, поучение. Был у нас в Лавре архимандрит Николай, он всегда старался новоначальному помочь, подсказать службу только что рукоположенному диакону или пресвитеру, говоря при этом: «Пока ты еще новоначальный, тебе надо подсказывать, а потом уже и не подойдешь к тебе». Смиренная душа с радостью принимает наставление: «Ой, как хорошо. А я и не знал, что надо так. Спаси Вас, Господи!» А человек испорченный, гордый, если ему подсказать, сразу обидится, надуется, возненавидит тебя. Потому, когда мы что-то говорим ближним о Боге, надо знать – мудрый он или нет. Если мудрый – расскажите, а если безумный – наживете врага. Здесь нужен христианский опыт. Многие мудрые христианки своим мужьям не говорят « Ты должен делать то-то и то-то», а приходят домой и расскажут пример, второй, третий; смотришь , через некоторое время это семя Божественного Слова прорастает.