ОТВЕТЫ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

16

 

Как избавиться от обиды?

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь - это школа, а все, что нам попускает Господь - скор­би, искушения - это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили... Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних - и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась». И душа наша успокоится. А если мы начнем: «А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!..» И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.

Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках «компромат» на этого человека: «Вот, он такой и такой...»; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: «Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется!» Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти «мысли» нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости - ни обиды, ни раздражения - не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересуживаем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: «Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет». А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: «Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю». А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: «Для чистых все чисто» (Тит. 1, 15), а грязному - все грязно.

Знаем, что некоторые из священнослужителей предлагают сделать литургию более простой и со­временной. Как Вы к этому относитесь?

Чин Божественной литургии установлен святыми Апостолами, а составлен святыми людьми - Васили­ем Великим и Иоанном Златоустом. И вот уже 2000 лет совершается литургия по древнему тексту. Литургия идет всего два часа, но для лодырей, которые не хотят утруждать себя долгой молитвой, службой, это кажется очень много, для них и десятиминутная служба будет в тягость. Всем нецерковным людям, даже тем, кто облечен властью, чином и должностью, очень тяжело жить по церковному уставу - постоянно ходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться, делать добрые дела... Им надо обновлять не службу, а душу. Много у нас было в 20-е годы таких «служителей» - обновленцев, которые хотели и службу, и жизнь церковную обновить, все они уже «обнови­лись» и в бездну пошли. Христос предупреждал, что есть три вида пастырей: есть пастыри добрые, кото­рые пасут стадо, вверенное им Самим Господом; есть наемники, которые нерадят о своей пастве; есть вол­ки в овечьей шкуре, которые пришли стадо разогнать (Ин.10).... Диавол все делает хитро, потихонечку. Сначала этим «служителям» хочется службу сокра­тить; молебны, акафисты - в сторону, службу перевести на русский язык. А потом уже можно и не венчать, т.е. узаконить пря­мой блуд. Все обновленцы - истинные служители са­таны.

Я человек пожилой, память слабая, не могу вспомнить всех грехов. Как же мне покаяться?

Тут как-то пришла одна женщина, ей за 80 лет уже. Никогда не исповедовалась, грехов не чувствует, не видит, т.е. душой стала мертвая. Я ей сказал с любовью, для назидания: «Почему ты не чувствуешь грехов? Потому, что тело твое - гроб, а душа - мертвец во гробе. Ты - ходячий труп!» А она не знала, что и ответить. И столько много грехов у нее было! Стал я ей помогать исповедоваться, говорю:

-  Сама не можешь?

-  Не могу.

-  Спросить?

-  Спроси.

-  Всю жизнь ты не ходила в церковь, не молилась Богу...

-  Не молилась...

-  Постов ты не соблюдала.

-  Не соблюдала...

-  Жила невенчано, встречалась с другими.

-  Было, грешная.

-  Аборты? Не каялась?

-  Были.

Ну и масса других грехов.

-  А еще?

-  Больше не помню.

Ну, поскольку это старый человек, то я спрашиваю:

-  А храмы не ломала ли? Не закрывала ли?

-  Было и такое. У нас в Иванове ходили по квартирам со списками: «Нужен храм или нет?» Я написала: «Нам храм не нужен». И всем говорила: «Пишите так». А теперь я старая, надо покаяться. Не хотела утруждать священника, домой вызывать, думаю - сама пойду, покаюсь.

-  Твоя жизнь вся прошла на услужение сатане.

-  А как же мне теперь спасаться?

- Пока у тебя еще есть время, ты дышишь и сердце твое бьется. Но придет время, и будет его последний удар. Лично тебе надо в храме быть ежедневно утром и вечером.