ОТВЕТЫ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

8

 

Как бороться с гордыней?

Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты - тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет - чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: «Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели». В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: «У тебя зубы больные?» Надо ответить: «Господь пока хранит, милует». Один священник мне рассказывал: «Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи - опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову»... Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! «Не я, а Господь», - так апостол Павел говорил.- «Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).

Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова - подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: «Ты уже совершенный», он смотрел на стену и читал: «А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему?» «Любишь ли ты врагов?» И начинал себя обличать: «Все это - ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви». Приходит ему мысль и он читает: «Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит?» И говорит себе: «Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной». Так у него много было написано ответов на смущающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.

А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: «Господи, все спасутся, один я погибну». Смотрел на огонь печи: «Одна моя окаянная душа будет в огне гореть». И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах... А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся - за послушание. Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и - в воду! Садился на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали - за послушание! Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды...

Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому - корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: «Старец совсем обезумел. Какие глупости - сажать капусту вверх корешками!» А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания - «Благословите», и все. За послушание возрастали плоды добродетелей. Такие люди быстро достигали совершенства, становились святыми и получали вечное блаженство на небе.

 

За что Господь наказывает?

 

Господь - полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает. Слово «наказание» имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно - не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался - на него заводят дело в милиции. Украл что-то - то же самое. То есть сам себя человек наказывает.

 

Как сохранить душевный мир?

 

Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне - по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были - с пороками и страстями - такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы - в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

 

Почему с некоторыми людьми легко находить­ся рядом, ощущаешь духовную радость, а с другими об­щаться трудно?

 

Здесь многое зависит от того, как мы сами будем себя вести. Если рядом с вами человек верующий, человек одного духа, то с ним быть рядом приятно. А когда к нам подходит человек, не имеющий Божест­венного Духа (в нем дух нечистый), то наша душа чувствует этот нечистый дух. Каждый ищет себе дру­зей по духу. Благочестивый человек, молитвенник, благотворитель ищет и находит такого же доброго человека. Ему с ним приятно. Другие же - развра­щенные, ищут таких же. Пьяницы ищут друзей по выпивке и очень быстро, моментально находят. Смотришь, уже собрались и пьют. Блудники тоже друг друга сразу видят. Даже среди православных наблюдается подобное «кучкование». Есть болтуны, которые любят все узнать и рассказать. Они ищут себе компанию, чтобы осудить всех подряд, заняться пустословием, смехом, шутками, дерзостью. Они сразу друг друга находят, начинают кучковаться, и таким общением развращаются. Их бес вместе сводит.