Наставления архимандрита Кирилла (Павлова)

V

Вспоминает монахиня Таисия (Житникова): Одна монахиня собиралась уходить из монастыря. Была она очень вся напряжённая, мрачная, раздражённая. Батюшка её принял. Долго с ней беседовал, Когда она вышла от него, то просто сияла от доброты и умиротворения своего. Она сказала, что конкретного указания в своих действиях она не получила. Батюшка не стал уговаривать её, навязывать своего мнения, не сказал ей, уходить или не уходить, но даже при этом, когда она вышла от батюшки, то никакой скорби в ней не осталось. Ей стало легко и ясно. Бес уныния и разделения оставил её, и она решила возвратиться обратно в монастырь. Но это было уже как бы её решение. Отец Кирилл надавал ей гостинцев. Не так давно я встретила ту матушку, и она до сих пор помнит ту встречу с батюшкой и благодарна ему. Говорит, что она до сих пор в монастыре и молится по его чёткам.

В Сухуми, возле рынка жила Вера. Её поэтому и прозвали «Вера базарная». Жила она в общежитии. Батюшка иногда посылал к ней на постой монахов. Она свою маленькую комнатку на это время отдавала им, а сама уходила ночевать к каким-нибудь знакомым. В последнее время она зарабатывала стиркой у грузин. Кормила монахов, как могла. К тому времени, когда в тех краях началась война, она уже получила квартиру. Матушки, которые остались от архимандрита Серафима (Романцова), уехали в Костромской монастырь, а она уехала в Сергиев Посад. Всё оставила, взяла две сумки и уехала. Здесь она жила у Ильинской церкви, была уже монахиней, матушкой Варварой. Пришло время, и ей сказали освободить дом. Куда ей деться? Отец Кирилл был уже в Переделкино, и она поехала туда со знакомыми. Они прождали целый день, батюшка болел и не вышел. Когда вечером стали переходить через переезд у станции, все прошли, а она не успела. То ли она была расстроена очень, только поездом её сбило. Отец Кирилл накануне утешал её: «Скоро будет, будет у тебя жильё». Вот так и обрела она его на Небе. Ведь и смерть-то мученическую получила, все грехи сняла одним разом. В последнее время у неё дар-то какой открылся! Она всё время плакала при покаянии. Как она трудилась! О себе совсем не думала, всё-всё отдавала всем. Всё, что зарабатывала тяжёлым трудом. Всех угощала. Поминать её надо, матушку Варвару-то. Многие поминают, за её добрые дела».

Про наши времена отец Кирилл всегда говорил: «Молитесь, никого не осуждайте, и держите ухо востро». Батюшка никогда не жаловался, а если ему кто начнёт в его болезни сочувствовать, он говаривал, успокаивая тревогу: «Мне-то что? Святейший вот. Ему трудно. Он жалеет меня. Придёт и спросит: «Батюшка, как ты чувствуешь себя?» А я ему: «Лик святый, я-то что? Лежу и лежу. Вот Вам-то как…» Патриарх частенько заходил к отцу Кириллу в келью, проведать его, особенно когда тот был в обострении болезней. Они, рассказывают, и обедали часто вместе.

Перед тем, как отправляться на последнее лечение, откуда его уже с инсультом привезли, он всех близких собрал там в Переделкино, человек сорок, сделал наставление. Говорил около часа. Много напомнил нам из Евангелия и Апостола наизусть – как нам надо жить, как любить, как прощать. А потом стал торопить людей, сказав, что времени у него осталось очень мало, и даже на редкость с нетерпением: «Побыстрей, побыстрей, у меня секунды, секунды уже остались». Все ощутили эту тревогу и необычность происходящего».

Отец Кирилл наставлял: «Стоит ли подвергать себя лишениям и трудам, не лучше ли жить в своё удовольствие и делать таким образом свою жизнь приятною? Так внушает нам часто наше плотоугодливое самолюбие. Нет, не лучше! Ибо что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление (Гал. 6, 7-8). Самолюбивая жизнь ведёт человека к погибели, напротив, самоотверженная любовь приносит обильные плоды. Любовь Христова – очевидное доказательство этой истины».

Вспоминает иеромонах Даниил: «У меня так получилось в жизни, что я самовольно ушёл с одного прихода, поступил на другой. Далеко бы я мог укатиться. Многие таким образом отпали. Отец Кирилл меня тогда строго предостерёг: «С креста не сходят – с креста снимают». Меня назначили в монастырь, который фактически не существовал. Условия очень тяжёлые. Было у меня искушение уйти от послушания, сойти со креста. Спрашиваю у отца Кирилла: «Может, мне в больницу лечь?» Батюшка мне на это строго ответил: «Всё приемлю. Ничего ложного вопреки Воли Божией». В монастыре быть нелегко. Но и в миру жить для монаха – большое искушение. Ты – свободен. Отслужил 2-3 дня и сам себе предоставлен. В этом очень большая опасность. Перевели меня на новый приход вторым священником, а там староста выполняла то, чем должен был заниматься настоятель, всю власть себе забрала. Пожаловался я об этом отцу Кириллу, о своём безсилии перед ней. Батюшка пояснил мне: «За всё в ответе настоятель. Ты в подчинении у него и не можешь исправлять установленные порядки». И как-то я успокоился, ровно стал продолжать служить, выполнять положенные послушания. От терпения, к которому призывал отец Кирилл, бывала большая польза. Так, к примеру, я воочию увидел пользу в том, что мы послушались батюшку, не устраивали разборок, терпели ту старосту. Милостью Божией и молитвами отца Кирилла вскоре она, сама же запутавшись в своих хитросплетениях, попала в неприятную историю и была с позором уволена архиереем. Мы в результате, без усилий получили то, что хотели, - мир, правильное устроение на приходе, свободу своим благим устремлениям. Ещё более укрепились в Вере, сознании того, как бдит и милосердствует о всех нас Спаситель, через угодников своих духовников, старцев наших.

Вскоре Господь поставил меня опять восстанавливать с нуля монастырь. Это был тяжёлый период, но не столько обустройства, а войны с местным населением, когда надо было огораживать территорию монастыря и силой ставить забор, вывозить мусор вокруг. Были крики, давление, жалобы, клевета в Патриархию и даже в Правительство… Но я не мог кривить душой и совестью. Я сказал себе: «Нет! Здесь я должен до конца стоять! Нести свой крест, сколько мне Господь отпустит. И это всё благодаря отцу Кириллу. Его духовной поддержке и укреплению. Если бы он меня не укрепил, то не знаю, как бы я выдержал и последующие испытания. Наступил бы тогда наверняка в моей жизни снова отрезок растерянности, смуты и неприятностей.

Один из важных тогда для меня стал вопрос об устройстве моих родителей. Они жили в Волгоградской области. Я обратился к отцу Кириллу с вопросом о переезде моей семьи в Нижегородскую область, к дедушке. Он благословил переезд. Дом у нас в Волгоградской области был добротный, но пришлось всё оставить. Батюшка сказал: «Пусть переезжают в Нижегородскую область. В трудные времена хоть на картошке проживут, в Поволжье опять будет голод. Пусть не смотрят на худшие условия жизни». Они и переехали.

В 2001-2002 годах Господь позволил мне часто бывать, много общаться с отцом Кириллом в Переделкино. Батюшка без лишних слов, порой одним своим примером помогал мне. Среди людей были там и такие, кто пытался подставить батюшку. Кто-то даже воинственно обличал его за соглашательство, призывал к разного рода несогласию с властью. Бывали хитрые подставки подосланных провокаторов, извращение его слов и многое другое. Мы ведь хотим, чтобы и с Богом жить, и чтобы в холодильнике у нас было не пусто, и спастись одновременно. Ответственность же за свои деяния переложить на духовника или священника. К примеру, как только начинается Великий пост, из прихожан выстраивается очередь за благословением на молочко. Отец Кирилл и в этом случае, если кого по болезням благословлял, то непременно говорил: «Принимать молоко только как лекарство. Как лекарство!» Батюшкины слова порой извращались, и иногда даже приезжали какие-то люди для проверки. Однажды вызвали его на разговор, который продолжался три часа. И он потом слёг. Лежал долго – никакой. При мне один священник спрашивал отца Кирилла по одному вопросу. Он хотел обратиться к одному состоятельному человеку, чтобы тот в своей родной деревне помог построить храм. Батюшка ответил ему так: «Ты же знаешь, как он заработал эти деньги. Нечестно. Это нехорошо. Не надо». К тому же выяснилось, что деревня эта была на отшибе от центра, и там уже основательно поселился исламский дух. Новая церковь там была ни к чему. Прихожан по существу уже не было.

Многие жаловались на тяжёлую обстановку, жизнь свою отцу Кириллу. Он говорил по этому поводу, что надо терпеть. Прежде всего, надо сохранять со всеми мир. Наши трудности – это попущение Божие. Всё должно быть преодолено любовью и миром. Батюшка говорил: «Потерпите, скоро Господь скорби уберёт». А ещё батюшка напоминал нам всем: «Решения надо принимать без эмоций и вспыльчивости. Это очень трудно, но необходимое условие для нас, христиан».

В 2003 году батюшка попал в больницу. В человеческом сознании не всегда укладывалось, что говорит отец Кирилл своим советом. Вот и на этот раз. Двоим, у которых были трудные взаимоотношения, он сказал им: «Поезжайте к Владыке». Мы не понимали смысла, но поехали, так как должны были исполнить наставление старца. Я им посоветовал не обсуждать это, потому что батюшка просто так не благословляет. И слава Богу! Всё получилось чудным образом. Один из них послушался моего совета и выполнил наставление старца. Устроился на служение, он и его семья благополучно решили все свои материальные и бытовые вопросы. Другой, который ослушался – неизвестно, где сегодня и в каком качестве находится. Не раз я убеждался в том, что отец Кирилл, давая кому-то ответ, всегда руководствовался Духом Святым. Всегда, когда был трудный вопрос, сначала молился, а потом направлял людей.

По книге «Старец. Архимандрит Кирилл (Павлов)», Ярославль, 2012 г.