Старец архимандрит Клеопа (Илие) о колдовстве

Под словом «колдовство» мы понимаем призывание на помощь людям бесовской силы вместо Бога с целью исполнения определённых человеческих желаний. Колдовством занимались как в еврейском народе времён ветхозаветного закона, так и среди христиан времени закона благодати, вплоть до наших дней. В ветхом законе помощи диавола просил, прибегая к колдовству, царь Саул, за что его сурово покарал Бог (см. 1 Цар. 28). Колдунами были как Валаам, так и три волхва, занимавшиеся астрологией. По учению святого Никодима Святогорца, колдовство подразделяется на несколько видов:

Колдовство – призвание бесов.

Гадание – предсказание будущего по линиям руки (хиромантия) и другим предметам (картам, кофейной гуще и т.д.).

Призывание духов умерших (спиритизм).

Гития – колдовство на священных предметах: Псалтири, священнических облачениях, ключах от храма, золе из кадила, написание имен на церковных стенах, подкладывание в лампады и т.п.

Любовная магия – приворот или отворот.

Иконоскопия – гадание по внутренностям животных, наблюдение за снами, знаками зодиака, часами удачными и неудачными, гадание по частям тела, называемые предвестиями (к чему звенит в ушах, дергается глаз, чешутся руки).

Талисманы – ношение на руке или лбу сатанинских символов, ниточек, ключей, особых предметов (амулетов) или цветных лоскутков для защиты от болезней, опасностей и вреда, после того как на них была призвана сила диавола.

Призывающие бесов – разводят костры перед домами и прыгают через них, чревовещатели и насылающие порчу на скот, чтобы у него отнялось молоко.

Астрология – колдовство, практикующееся с самых древних времён. Предсказание будущего по движению звёзд, планет, ветров, облаков и другим природным явлениям. Астрологи утверждают, что у каждого человека есть своя звезда. Вот несколько самых обычных видов колдовства, которые имеют хождение в наши дни. Мы должны с ними бороться и избегать их, потому что это диавольские измышления, вводящие в обман и прельщение многих христиан на погибель им.

Следует знать, что бесы не имеют никакой силы исцелять кого-либо, раскрывать зло или злодеев. Они никогда не могут совершать подлинных чудес, а лишь ложными наваждениями вводят в заблуждение людей неверующих и слабых в вере. Эту истину нам показывает божественный отец Иоанн Златоуст, говоря: «Ты видишь, что демоны не смогли исцелить даже колдунов и магов, служивших им, от язв и нарывов, насланных Моисеем в Египте (см. Исх. 9,11), неужели же они исцелят тебя? Если бесы стараются изгнать тебя из Царства Божия, то как же они будут избавлять тебя от боли? Насмешки всё это и басни. Итак, не обманывай себя, христианин, ибо волк никогда не может сделаться овцой и диавол никогда не делается врачом». Итак, когда мы заболеем, или нас посетит скорбь, или с нами поступят несправедливо, или мы потерпим ущерб, или дочери у нас засидятся в девках, или другие трудности возникнут в семье, не станем больше прибегать к помощи диавола и его слуг, каковыми являются колдуны и гадалки, а побежим в церковь к священникам, прибегнем к молитве и посту – и тотчас поможет нам Благий Отец, создавший нас, ибо Он жалеет нас.

Те, кто колдует и кто прибегает к колдунам, совершают большой грех против Духа Святого, ибо они бросают Бога и просят помощи у бесов. Они отвергаются служителей Христовых, то есть освящённых иереев, и идут к служителям сатаны. То есть они бросают воду живую, священника и благодать спасения, пребывающую в Церкви, и ради своих страстных и человеческих интересов просят помощи у врагов Христа, то есть у колдунов и колдуний. Они отвергают истину и принимают вместо неё ложь, ибо все слова колдунов суть диавольская ложь и обман. Столь великий грех против Духа Святого не простится тем, кто виновен в нём, ни в веке сем, ни в будущем, как говорит Христос (Мф. 12, 32), если они не будут каяться в нём всю свою жизнь. Из-за подобного греха обрушиваются на виновных в нём, на тех, кто прибегает к колдовству, всякого рода зло и опасности. Прежде всего – это угрызения совести по причине того, что они бросили Бога и стали просить помощи у врага Божия. Далее – отлучение от Святого Причастия на несколько лет, от семи до пятнадцати и даже до двадцати лет. Затем те, кто верует и прибегает к ворожбе, изгоняют из своего сердца благодать Божию и вводят в свои дома и сердца дух диавола. Далее, те, кто колдует и верит в силу колдовства, те отрекаются от Христа и соединяются с диаволом. Тех, кто колдует и прибегает к колдующим, следует уже называть не христианами, а отступниками. Виновные в этом тяжком грехе караются от Бога тяжкими и неизлечимыми болезнями, страданиями в семьях, убытками и раздорами, нищетой и лютой смертью. И если они не исповедуются у священника и не будут слезно оплакивать этот грех всю свою жизнь, то не смогут спастись.

Колдуны, верящие в это и прибегающие к помощи диавола, если они не прекратят заниматься этим и не раскаются, полностью отрекаются от Церкви, отпадают от Христа и по собственной своей воле отдают себя в руки врагу, а если умрут в этом грехе, то даже не отпеваются священником, но подобно язычникам и отрекшимся от веры, отправляются на вечное осуждение в муки адовы. Вот каковы ужасные последствия колдовства.

Суровее всех наказывает колдунов святой Василий Великий. Вот что он говорит в правиле 72-м: «Предающий себя колдунам или им подобным подлежит епитимии убийц» (также 3-е правило святого Григория Нисского, 36-е правило Лаодикийского собора). Он ставит колдунов в один ряд с человекоубийцами и богоотступниками, то есть отлучает их от Святыни на срок от десяти до двадцати лет. В 65-м правиле тот же святой Василий Великий говорит: «Произносящий заклинания да будет отлучён на такое же время, что и убийца, то есть на двадцать лет, с распределением их сообразно тому, как он сам обличил себя в каждом грехе». Великое правило из Говоры (1648 г.) гласит: «Женщина, околдовавшая чужих или своих наказывается отлучением от Святого Причастия на девять лет и на пятьсот земных поклонов каждый день».

61-е правило VI Вселенского Собора отлучает от Святого Причастия тех, кто ходит к гадалкам, прибегает к игральным картам и тому подобное, чтобы узнать будущее, на шесть лет. «А если они будут упорствовать в этом и не станут остерегаться этих губительных и языческих занятий, определяем, да будут они совершенно извержены из Церкви, как о том и священные каноны учат».

Святой Иоанн Постник призывает колдунов и прибегающих к колдовству исповедовать свой грех, каждый день поститься до трёх часов пополудни и класть по двести пятьдесят земных поклонов в день.

Святой Иоанн Златоуст советует: «Когда ты собираешься перешагнуть порог своего дома, произноси сначала эти слова: «Отрицаюся тебе, сатано, и почитания твоего, и служения тебе, и сочетаюся Тебе, Христе!». Без этой мысли никогда не выходи из дому. Она да будет тебе жезлом, она – оружием, она – защитной крепостью, и вместе с этими словами осени крестным знамением чело сво ё. Ибо если ты так вооружишься со всех сторон, то не только человек, но даже диавол, если он встретит тебя, не сможет навредить тебе».

Колдовство с использованием священных предметов – это вид колдовства, которым обычно занимаются злые женщины, старухи или цыганки, чтобы обмануть людей, недалёких умом. Вот что говорит о них святой Иоанн Златоуст: «Ты говоришь, что та старуха – христианка, а тот гадальщик христианин, и когда они вызывают духи умерших или раскрывают книгу, то не произносят и не пишут никаких иных имён, кроме имён Христа, Богородицы и святых. Так что же плохого они делают? На это я отвечаю тебе, что за то особенно и следует ненавидеть эту злую женщину и этого злого колдуна и гадальщика, что они используют имя Божие к его оскорблению и очернению. Будучи христианами, они действуют, как язычники. Потому что и бесы при всём том, что произносят имя Божие, остаются тем не менее всё теми же бесами». Псалтирь является Священной книгой, в которой содержится множество пророчеств, она вдохновлена Духом Святым и предназначена для молитвы, а не для гаданий и извлечения денег в осуждение себе. Тот же грех совершают те священники, которые «раскрывают книгу», как говорят в народе, великому осуждению попадают как они сами, так и те, кто просит их «раскрыть» Святое Евангелие.

Святой Иоанн Лествичник говорит, что «кто верит снам, тот подобен бегущему за своей тенью и пытающемуся поймать её». Он же говорит, что «бесы тщеславия выступают пророками в снах. Они воображают будущее, будучи хитрыми, и предсказывают его нам заранее. А если видения исполняются, мы удивляемся и гордимся помыслом, что будто бы обладаем даром предвидения (пророчества). Кто слушал диавола, те часто становились лжепророками… Когда мы начинаем верить снам от бесов, они начинают издеваться над нами даже тогда, когда мы бодрствуем. Кто верит снам и сонным наваждениям, то совершенно неопытен». О таковых сказал и мудрый Сирах, говоря: «Гадания, приметы и сновидения – суета. Сновидения многих ввели в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34, 5,7). По книге «Ценность души», Москва 2014 г.