ПОУЧЕНИЕ СХИИГУМЕНА ИЕРОНИМА (ВЕРЕНДЯКИНА), 1931-2001

X

Схиигумен Иероним Санаксарский был живым воплощением евангельской любви к Богу, ближним и ко всей твари. Схиигумен Иероним был живым воплощением евангельской любви к Богу, ближним и ко всей твари. Ведь её можно только почувствовать сердцем –чутким, благоговейным сердцем. А батюшкино сердце – сердце схимника, расширившееся до безграничности, вмещало в себя «всех и вся», проблемы страждущих людей измученных мирской суетой да различными телесными и духовными недугами.

Помощь Свыше подается только тому, кто в ней нуждается и видит себя немощным, без Бога ни на что не способным. «Меня батюшка Иероним с того света вернул, вымолил. А умерла я в больнице от рака головного мозга. И встретил мою душу старец седенький, в монашеском облачении: «Рано тебе еще, - говорит, тебе перед Богом не только за себя, а и за детей отвечать. А я, вновь вернувшаяся к жизни, по святым местам России стала ездить, всё икону искала того святого, что мою душу из ада у Бога вымолил. И вдруг в Санаксарском монастыре, в Мордовии, вижу икону эту – идет со службы старец, седенький, в монашеском облачении, с крестом на груди – глаза лучистые, всепонимающие. Глянул на меня. Я как закричу: «Батюшка, это ты?» Он улыбнулся, закивал головой. Приложил палец к губам. «Нет, ты не понял, я спрашиваю, батюшка, - это ты?!» Старец опять головой кивает: «Да понял, понял! Я это, я». А сам весь светится! Такой силы любовь – словами не передать. Так и проводила его до келии. Вокруг него народу! Целый автобус приехал. Толпятся, что-то спрашивают. А у меня, кроме «Батюшка, это ты?» больше ничего на ум не идет».

«Как я хочу, чтобы вы все спаслись», - это последние слова старца схиигумена Иеронима, сказанные им на последнем молебне о здравии болящих. Глаза его всегда такие чистые и лучистые, наполнились слезами… И как понятно становится, почему животные не боятся и никогда не нападут на человека, вновь обретшего святость, т.е. восстановившего в себе покаянием оскорбленные грехом образ и подобие Божие. Животные льнут к такому человеку как к своему владыке, которые притягивает их к себе силой любви. Сколько поразительных примеров подобного находим мы в жизнеописании святых угодников Божиих, когда даже самые лютые дикие звери, в присутствии праведников изменялись силой благодатной любви, становились кроткими, тихими, услужливыми.

Рядом с батюшкой Иеронимом всегда было тепло. Сомнений нет – среди нас жил человек – носитель истинного православного духа. Старец был хранителем предания Православной Церкви. Как он хотел обогатить нас, духовно опустошенных, своим безценным духовным опытом и мудростью. И всегда говорил: «Я не один. Я с Богом. Если б вы знали, как сладко с Богом жить!»

Один из мордовских женских монастырей начинал делать первые шаги. А против настоятельницы восстал практически весь город, неподалеку от которого поселились монашествующие. Батюшка Иероним не раз сокрушался о засилии колдунов в этом городке. Прозрев готовящуюся расправу, старец приехал накануне. Отправил настоятельницу навестить больных родителей, а сам остался с несколькими послушницами. К вечеру разъяренная толпа, изрядно подвыпивших людей, вооруженных кольями, топорами, вилами, цепями, ринулась к монастырю с дикими непристойными выкриками «игуменьшу» убивать. Навстречу этой толпе вышел старец Иероним. Совершенно один. В монашеской рясе. С непокрытой головой. На груди – священнический крест. Развеваются на ветру поседевшие волосы. Схимник неторопливо разводит руки в стороны, как на распятии и говорит: «Начинайте с меня, я – великий грешник!» Наступила тишина. Время остановилось. В Небо шла огненная молитва, способная остановить мчащийся поезд. Сами собой стали вдруг падать на землю орудия убийства. Притихшие, пристыженные, вмиг отрезвевшие люди, уже не озверевшая толпа. Не глядя друг на друга, повесив головы, расходились…

Батюшка Иероним не раз говорил: «Человек, возрождаясь духовно, получает спасение и исцеление. Человек может быть возвращен к жизни только в том случае, если он захочет жить по закону. Мы потому и наказываемся так строго, что мы – нарушители закона. Через это Господь дает нам болезни, всякие искушения и наказания. Ежели бы мы никогда не согрешали, жили бы как Адам и Ева до грехопадения, то мы бы никогда не болели и жили бы вечно. Но был прародительский грех, и мы продолжаем грешить и потому становимся подверженными греху, а значит, болезням и смерти. Больного Серафима Саровского посетила Матерь Божия… И нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают высшие силы. Болезнь избавляет от многих душевных страстей. Не раз пытался батюшка Иероним донести до нас эту непреложную истину – выше Бога нет никого! Все в Его руках В том числе и в медицине – дать умение врачам и целебную силу лекарствам или отнять. И все это для исцеления души.

Много раз схимонахиня Макария – обладавшая великим даром исцеления недугов, прикованная к постели болезнью ног, поразившей ее еще в юности, просила Пресвятую Богородицу, ведущую свою избранницу через всю ее жизнь: «Матушка, Пресвятая Богородица! Верни мне ножки!» И всякий раз получала отказ: «Если верну тебе ножки, ты убежишь от меня». До болезни матушка Макария была веселой говоруньей и плясуньей.

Очень часто, помазывая страждущих святым маслицем, старец ставил точный диагноз: «Это у тебя забытые грехи вылазят». Схиигумен Иероним не раз говорил о том, что в последние времена натиск черных сил будет настолько мощным, поражающим ум, волю, способность к сопротивлению, что с трудом «будете держать слова молитв в памяти». «Отче наш…» произнесете – память отнимется. Советовал старец заучивать самые краткие молитвы. Батюшка Иероним много раз говорил, что в последние времена ад опустеет – полчища бесов будут метаться по земле, дома заполнят, в людей вселятся, в домашних животных. И все это для погибели душ человеческих и для устрашения православных. Говорил, что если в доме есть телевизор, там миллионы бесов при включенном, и сотни – при выключенном. Всем приходящим к нему, батюшка Иероним наказывал: «Хочешь исцелиться? Встань на путь покаяния! Чтобы получить целительную силу Благодати Божией, содержащуюся во всех церковных Таинствах, необходимо как можно чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, собороваться. Батюшка говорил, что когда соборуешься, все твои забытые грехи, как пожелтевшие листья с дерева поздней осенью слетают.

Батюшка говорил о детских болезнях: «Дети какие сейчас рождаются? Во грехе зачатые, у телевизоров да компьютеров, зачастую в пост. Родители не венчаны, а если и венчаны, не живут по заповедям, курят, пьют, матерятся».

Советовал старец чаще омываться в святых источниках, к которым следует очень бережно, с благоговением относиться. Предупреждал о временах, когда источники будут прятаться от злых – иссякать. Что сейчас повсюду и происходит. Батюшка благословлял молиться друг за друга, говорил не раз: «Попробуйте-ка несколько прутиков собрать вместе и потом переломать их. Ничего не выйдет! А по одному – легко!»

Особо старец говорил об абортах – узаконенной фабрике насильственной смерти в наших медицинских учреждениях. «Однажды пришли ко мне люди, - рассказывает батюшка Иероним, - до этого они никогда не каялись, что делали аборты. А ведь что такое аборт? Это – убить человека. Если человека убил, то по мирскому закону расстрелу подлежишь или длительному тюремному заключению. А какое тебя за убийство младенца ждет наказание Божие?! А когда начинаешь говорить, восклицают? «Мы не знали! Думали: в аборте греха нет»… Но ведь это убийство! Убил человека – должен нести хотя бы маленькую епитимию, пока не поймешь, какой великий грех совершила… А там уж и сама захочешь большего наказания». Поучителен рассказ о враче-гинекологе. На счету у нее были тысячи загубленных детских душ! Но Всемилостивый Господь постучался и в это сердце! Врача стали чаще замечать в Православных храмах. Решилась она подойти к священнику на исповедь. Батюшка не благословил ее к Причастию – сказал, что убийца после искреннего покаяния должен оставить свое ремесло. С работы не ушла и перестала ходить в храм. Грянула беда – сына взяли в армию. Оказался в Чечне, в самый разгар кровавой мясорубки. Пришло сообщение – сын пропал без вести. Скорбная дорожка опять привела в храм. Священник вновь ей сказал, что вера в Бога несовместима с профессией убийцы. И снова не был услышан. Тогда Господь, как Праведный Судия, так повернул ход событий, чтобы врач увидела однажды программу, где говорилось о судьбе пленных российских солдат в Чечне. А в конце показали фильм (палачи сами снимали), где убийцы изощрялись в глумлении над своими жертвами. Среди несчастных женщина узнала и своего сына! На глазах у матери озверевшие палачи отрезали ему сначала одну руку, вторую, потом одну ногу, вторую… и так разрезали все тело на куски! Что к этому прибавить? – число искренне кающихся грешников прибавилось еще на одного.

По книге «Иероним, чудотворец Санаксарский. Свидетельства духовных чад и воспоминания верных», Владимир, «Собор», 2014 г.