ПОУЧЕНИЕ СХИИГУМЕНА ИЕРОНИМА (ВЕРЕНДЯКИНА), 1931-2001

IX

Огромна и непостижима человеческому рассудку сила благодати крещения в Православной церкви. А крещены мы, русские, практически все. Все, у кого предки православные, носят в себе заряд силы, которая способна «взорваться» в момент, угодный Всевышнему, чтобы душу спасти, привести к покаянию. Это и на смертном одре может произойти. Известно, как мучился и метался богоотступник Лев Толстой перед своей кончиной, как жаждала покаяния его крещеная душа, как он умолял о встрече с оптинским старцем… Не дали ему такой возможности те, кто в свои темные сети поймали. Кончина же ярых богоотступников – явных слуг антихриста – это зрелище не для слабонервных. По словам сиделки католической веры, приставленной к смертному одру «вольного каменщика» Вольтера (сколько яда вылил он на Творца Вселенной и церкви Его! «Раздавите эту гадину» - неистово призывал в своих сочинениях), он не просто страдал, умирая. Метался по комнате, бился головой об стены. Его крики, похожие на рычание, перешли в неистовый, непрекращающийся ни на секунду вой. Требовал, умолял привести к нему священника…

Когда схиигумену Иерониму Санаксарскому задали вопрос: «Как быть с врагами церкви? Ведь их вокруг все больше и больше». «Крестить их надо, - неожиданно отвечает старец, - если сумеем такого человека окрестить, то он сразу помягчает сердцем. На глазах «сдуется» вся его злоба. Люди меняются с принятием святого крещения. Даже некрещеная душа стремится к своему Создателю, как слабенький росточек из подполья тянется к солнышку. Известно, как умер знаменитый бард Булат Окуджава. Всю свою сознательную жизнь прожил он некрещеным. Православная супруга обратилась к старцу Иоанну (Крестьянкину). Сокрушалась, что муж некрещеный. Старец ответил кратко: «Ничего, крестишь Иоанном». Прошли годы, разговор забылся. Пришла неизлечимая болезнь. Не помогли ни связи, ни заграничные врачи. Перед самой кончиной к умирающему вернулись силы, четко и громко сказал: «Мне нужно креститься… надо креститься». Что делать? Звонить кому-либо безполезно – не успеет священник. Супруга не растерялась, знала, что в таких случаях крещение может провести любой православный, и знала, как это делается. Когда спросила: «Каким именем тебя наречем?», то в ответ прозвучало: «Иоанном». Тут и вспомнились слова старца…

Вплоть до Страшного Суда, пока не наступит конец всеобщего земного бытия, можно облегчить участь умерших во грехах, и даже вымолить их души из ада. Батюшка всегда говорил, как важно молиться за своих усопших родственников. Схиигумен Иероним всегда с большим благоговением служил панихиды, становился особенно торжественным, весь преображался, казалось, он весь светится изнутри. Строго наказывал всегда помнить – лучший помин для наших усопших – это молитва за них в храме Божием. Не раз говорил: «Не приносите на церковный канунник конфеты, сладости… Хлеб, кисель, щи, каша – вот настоящий помин. А вы из поминок усладу своей плоти устраиваете! Душе же усопшего ничего не достается! А то еще и мимо храма идете на кладбище с сумками провизии и спиртного…

Старец Иероним неустанно повторял: «Я всегда говорю слова Святого Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия, а остальное приложится вам». Главное, чтобы мы заботились о спасении души, а не о телесном здравии. А когда будем искать спасения, тогда узнаем, как освободиться от черных сил».

Как же Православному выжить и духовно не погибнуть в наше время, не увлечься общим потоком отступления – куда все и как все, как воспитать в себе это чувство, чутье истинности? «Знай себя и довольно с тебя», - очень часто приговаривал батюшка Иероним. Батюшка утешал, но розовых очков не носил. Одна женщина, «непримиримый борец» за справедливость, поначалу даже разочаровалась: «Вокруг вон что творится, а я должна жить – моя хата с краю!» Не дошло сразу, что батюшкины слова означают совсем другое: если хочешь справедливости, правды, порядка, начни с себя, загляни в себя, спроси у своей совести: «Нет ли моей доли вины в том, что вокруг творится?» Определи, какое место в твоей личной жизни занимает Бог, его заповеди, и что ты сделал, делаешь и собираешься сделать для спасения своей собственной души. Итак, первый шаг ко спасению – это осознание своей собственной греховности и непоколебимое желание исправиться – измениться к лучшему, т.е. стать на путь покаяния.

Отец Иероним говорил: «Ни один человек сейчас не проходит по жизни без испытаний. Сейчас идет нагнетание прелестей дьявольских, много чародеев стало в миру. Это слуги диавола. С их помощью диавол сеет плевелы, чтобы антихристу придти в мир. Но Господь удерживает его. Сейчас наступает последний срок для покаяния, последний шанс нам, чтобы мы покаялись и оставили греховный путь… Дьявол расставил все сети. Жизнь сейчас подвергается полной компьютеризации, обработке телевидением. Каждый человек подвергается гипнотическому отравлению через блуд, вино, курение, наркотики… Но мы должны быть доблестными воинами Христовыми. Должны каждую минуту, каждый час следить за собой – какой путь мы прошли, какие перед нами поставлены преграды на пути ко спасению. Какие мы грехи совершаем… И надо немедленно покаяться, немедленно нужно исправиться, пока мы не погрязли полностью в грязи греховной. Нужно очиститься от греха и идти по Божьему пути».

Вторым шагом ко спасению станет воспитание в себе доброго расположения души и сердца. Батюшка Иероним никогда не уставал повторять всем приходящим к нему: «Любите друг друга, никого не осуждайте. Даже если правы, говорите тихо, спокойно, не ругайтесь, не прекословьте, не спорьте. И что бы ни случилось – творите молитву и креститесь…»

Схимник не «присаживался» ни на секунду – негаснущим пламенем горит в его сердце непрестанная молитва. Сам батюшка признался однажды: «Стоит на минутку забыться – перестать молиться, как чувствуешь приближение врага – и мысли чужие, и тело слабеет. Старец был в постоянном общении с жителями Небесных обителей. Там он был своим, а не земле – гостем. А когда случалось ему «вздремнуть» немножко, батюшка, присаживаясь на кровать, говорил: «Пойду домой схожу». Однажды сказал: «У Господа можно вымолить для человека все, что он попросит. Вопрос в том, нужно ли это ему, полезно ли!» Очень часто настаивал: «Богу служите. Богу угождайте. Богу, а не людям. Тем более не своим прихотям». Как батюшка радовался, каким неподдельным счастьем светилось его лицо, когда мы спрашивали, придя к старцу за советом: «Батюшка, а как Богу угодно?» Но чаще звучало так: «Батюшка, хочу учиться, благослови, или хочу жениться, - благослови. Одному рабу Божию приехавшему с вопросом о женитьбе старец предложил: «Поживи у нас в монастыре с недельку, потом отвечу». Прошла неделя, месяц, потом год. Так и остался в монастыре. Значит, воля Божия была ему не жениться, а монахом быть. А одну рабу Божию старец не выдержал, укорил: «Ну что ты ко мне пришла за благословением – у тебя уж чемоданы собраны и билет куплен!»

Как батюшка хотел научить нас любить Бога и служить Ему так, как сам служил – просто, чисто, искренне, от всего сердца, от всего любящего сердца, каждый удар которого – Богу, каждый вздох – Богу, каждый миг жизни – Богу! Рассказ рабы Божией Е.: «Наш местный священник часто звал меня служить молебны. А у меня работа, дом, хозяйство, больная мама – очень уставала. А на очередную просьбу отслужить молебен ответила грубо. Когда же пошла на службу в свой храм, по дороге мне стало до того плохо, хоть умирай. Я – к сестре. Повезли меня к батюшке Иерониму. Первый раз я видела батюшку таким серьезным, строгим. Он резко спросил: «Ну что скажете?» Я в ноги к батюшке… и в слезы… Батюшка стал молиться. Он молится, а я плачу все тише, тише… Батюшка дал мне антидор: «На… Это с Иерусалима. Ты устала, тебе надо отдохнуть». С любовью сказал, как с маленьким ребенком обращался… Батюшка всей своей жизнью показывал нам, как надо Богу служить, отдавая Ему всего себя, без остатка! Последние месяцы жизни батюшки были особенно тяжелыми, но схимник, превозмогая болезнь и боль, ходил в храм на службу. И молебны служил, и принимал страждущих в своей келье, давал наставления. И мы все больше убеждались в том, что высшее проявление любви – это способность к самопожертвованию. Ослабевшей рукой открыл дверцу тумбочки стоящей у кровати. Достал икону Божией Матери «Казанская», нежно так и трогательно поцеловал ее, и протяну мне ее со словами: «Ей молись, она поможет» На следующий день мне стало намного лучше…» Строго батюшка взыскивал, когда на службу не торопились. Всегда говорил: «Долг каждого православного христианина – на службе быть в каждый праздничный и воскресный день. Как же без покаяния, т.е. без сокрушения и смирения получить от Бога помощь в борьбе с врагом рода человеческого? Это все равно, что на войну без брони и без оружия идти… благословлял чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

По книге «Иероним, чудотворец Санаксарский. Свидетельства духовных чад и воспоминания верных», Владимир, «Собор», 2014 г.