Поучения афонского старца преподобного Порфирия Кавсокаливита.

III

Сам Господь научит нас молитве

Например, у нас есть радиоприемник. Когда настройка стоит на отметке 1, скажем, где много радиостанций, тогда прием лучше. На отметке 2 не так много радиостанций и слышимость хуже. А на отметке 3 почти совсем ничего не слышно. То же происходит и в общении с Богом. Когда душа настроена на отметку 1, тогда общение проходит очень хорошо. Это бывает по двум основным причинам: из-за любви и смирения. По этим причинам душа общается с Богом, слышит Его голос, принимает Его слово, получает силу и Божественную благодать, преображается. Она обращается к Богу легко и непринужденно, приходит в умиление. Когда любви и смирения меньше, это отметка 2, тогда общение с Божественным хуже. А когда душа перейдет на отметку 3, тогда общение совсем плохое, потому что душа полна страстей, ненависти, вражды и не может возвыситься. Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве Господи Иисусе Христе, сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от какой-либо помехи, свободным от ненависти, от эгоизма, от злобы. Нужно, чтобы мы любили Его, а Он — нас. Но если в нас есть что-либо достойное осуждения, то здесь снова нужно прибегнуть к таинству. И тайна в том, чтобы попросить прощения или сказать о том духовнику. Для всего этого нужно, как мы сказали, смирение. Если, исполняя заповеди Божии, ты сообразуешься с ними и не имеешь угрызений совести, а ощущаешь внутренний мир и делаешь добрые дела, то легко входишь в молитву, не замечая этого…

Будем просить у Бога, чтобы Его воля исполнилась в нашей жизни Наши молитвы не бывают услышаны, потому что мы не бываем достойны. Нужно стать достойным, чтобы молиться. Мы недостойны, потому что не любим своего ближнего, как самого себя. Что говорит Сам Христос? Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Прежде, нежели приступишь к молитве, пойди примирись с братом твоим, попроси прощения, чтобы стать достойным. Если этого не произойдет, то ты не сможешь молиться. Если ты недостоин, то не сможешь ничего сделать. Когда все уладишь и приготовишься, тогда идешь и приносишь дар свой. Достойными становятся те, кто желает и жаждет стать Христовыми, кто предается воле Божией. Не иметь своей воли — это очень ценно, это все. Раб не имеет своей воли. Отсечения своей воли возможно достичь одним простым способом — посредством любви ко Христу и исполнения Его заповедей. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).

Необходим подвиг. Нам предстоит сразиться против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6, 12). Мы должны сразиться со львом рыкающим (1 Петр. 5, 8). Нельзя допустить, чтобы в борьбе победил вселукавый. Для этого необходимы слезы, покаяние, молитва, милостыня, прошение, сопровождаемое доверием Христу, а не маловерием. Только Христос может спасти нас от угнетающего одиночества. Молитва, покаяние и милостыня. Дайте хотя бы стакан воды, если у вас нет денег. И знайте, что, чем более вы освящаетесь, тем больше услышаны бывают ваши молитвы.

Не будем молитвой насиловать Бога. Не будем просить у Бога избавить нас от чего-либо, от болезни и тому подобного или разрешить наши проблемы. Но будем просить у Него силы и укрепления, чтобы перенести все. Как Он с благородством стучит в двери нашей души, так и мы будем благородно просить того, чего желаем. И если Господь не отвечает, будем прекращать просить о том. Если Бог не дает нам то, чего мы так усиленно просим, то для этого у Него есть своя причина. У Бога тоже есть Свои «тайны». Если мы верим в Его благой промысел, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни и Он всегда хочет добра, почему нам не довериться Ему? Будем молиться просто и спокойно, без страсти и насилия. Мы знаем, что прошлое, настоящее и будущее — все известно, обнажено и открыто перед Богом. Как говорит апостол Павел: Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4, 13). Мы не будем настаивать. Такое усилие приносит вред, а не добро. Не будем стремиться приобрести то, чего мы желаем, но оставим это на волю Божию. Потому что, чем больше мы гоняемся за чем-то, тем дальше оно отдаляется. Значит, необходимы терпение, вера и спокойствие. И если мы забудем о том, Господь не забывает никогда, и если это нам на пользу, то Он даст нам то, что нужно и когда нужно. В молитве будем просить лишь спасения нашей души. Разве не сказал Господь: Ищите же прежде Царства Божия... и это все приложится вам (Мф. 6, 33; Лк. 12, 31)? Легко, наилегчайшим образом Христос может нам дать то, что мы желаем. Посмотрите на таинства. Таинство состоит в том, чтобы нисколько не держать в уме прошение чего-либо конкретного. Таинство в том, чтобы бескорыстно испрашивать нашего соединения со Христом, не говоря: «Дай мне это или то...». Достаточно сказать: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Богу нет нужды узнавать у нас, в чем мы нуждаемся. Он знает о всем этом несравненно лучше нас с вами и подает нам Свою любовь. Задача состоит в том, чтобы ответить на эту любовь молитвой и хранением Его заповедей. Будем просить, чтобы исполнилась воля Божия. Это самое полезное, самое безопасное для нас и для тех, о ком мы молимся. Христос все нам подаст в изобилии. Когда есть хотя бы малейший эгоизм, не бывает ничего. Чтобы Христос явил Себя внутри нас нужно, чтобы сердце наше было чистым.

* * *

Теперь объясните мне. Я сам не могу этого объяснить. Только говорю вам, где бы ты ни подумал о святом Антонии – и сейчас мы можем думать о нем тут, другие – в Фиваиде, другие – в Египте, другие – в Иерусалиме, другие – на Синае, и он в этот миг находится и тут, и там, и там, и там, и там. Что вы на это скажете? Он повсюду, потому что он – в благодати Божией. Он находится в духовном мире. А мы, хотя мы и христиане, мы ничего не знаем, ничего. Мы ничего не знаем о жизни во Христе!

И мы живем, бедные, читаем книги. Я произнес проповедь, хорошую. «А отец то-то хорошо сказал, а отец то-то хорошо сказал… как его зовут?» – «Так-то». – «А, ну хорошо, очень хорошо». И при этом сами продолжаем оставаться в своей расслабленности, в своей безрассудности, живем без Христа.

Христос – это другое. Когда Христос придет к человеку, когда Он войдет в его душу, душа изменится. Она живет везде, она живет на звездах, она живет в мире духовном, она живет в хаосе, она живет во Вселенной, она живет. Вы понимаете? Так вот, жизнь без Христа – это не жизнь. Прошла, закончилась. Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях, ты – без Христа. Понятно?

Я вспоминаю слова одной песенки: «Со Христом ты везде, страху нет нигде». Вы слышали ее? А? Ее поют дети, целиком слова не помню. Значит, вот так мы должны на самом деле смотреть на Христа. Он наш друг, Он наш брат, Он всё доброе и прекрасное. Он всё. Он друг, и Он зовет: «Я считаю вас Своими друзьями, неужели вы этого не понимаете? Мы – братья. Я ведь не держу в руках круги адовы, Я вас не запугиваю, Я вас люблю. Я хочу, чтобы вы вместе со Мной радовались жизни». Понимаешь? Таков Христос. Он не бывает ни угрюмым, ни в тоске, ни замкнутым, как человек, который думает и мучается от разных помыслов и притеснений, которые когда-то травмировали его в жизни. Христос есть новая жизнь. Как я вам сказал? Христос есть всё. Он есть радость. Он есть жизнь. Он есть свет, свет истинный, который позволяет человеку радоваться, летать, видеть всё и всех, болеть о всех, желать, чтобы все вместе были рядом с ним, чтобы все были рядом со Христом.

Когда мы находим некое сокровище или нечто подобное, мы не хотим рассказывать об этом никому. А когда христианин находит Христа, когда он познает Христа, когда Христос вселится в его душеньке и он ощутит Христа, то хочет кричать и трубить повсюду, он хочет всем говорить о Христе – что такое Христос. Возлюбите Христа и ничего не предпочитайте Его любви. Христос есть всё, Он есть источник жизни, Он есть всё. Во Христе – всё самое прекрасное. И далёко от Христа: уныние, тоска, нервы, беспокойство, воспоминания о ранах жизни, притеснениях, мучительных часах. Мы все переживаем подобное здесь, в земной жизни. Мы снуем туда-сюда и ничего не находим, и нигде не останавливаемся. Там же, где мы обретаем Христа, хотя бы это была маленькая пещерка, садимся и боимся уйти из нее, чтобы не потерять Христа. Почитайте: подвижники, которые узнали Христа, не хотели ни покидать пещеру, ни выходить наружу и идти куда-то дальше, они хотели оставаться там, где чувствовали, что рядом с ними Христос. Христос есть всё. Христос есть источник жизни, радости.

По материалам сайта www.pravoslavie.ru