ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

О НАУКЕ

Оптинские старцы признавали полезность науки, но предупреждали о необходимости в первую очередь иметь правую веру и заботу об исполнении заповедей Божиих. Преподобные предостерегали: достижения науки без веры в Бога могут быть опасны, как опасно оружие в руках безумного.

Преподобный Макарий на просьбы о молитве за сдающего экзамены сына отвечал: «Вы просите нас, дабы молиться о сыне, чтобы Господь помог ему выдержать экзамен в науках… Паче всего нужно для нас, дабы имели правую веру и истинный разум и старались о исполнении заповедей Божиих. При таком устроении не помешают науки, но еще более способствуют к благочестию, а в противном случае что может быть?.. Умолчу».

Преподобный Амвросий напоминал о том, что научный прогресс не совпадает с нравственным совершенствованием человека, которое и не зависит от этого прогресса, а приобретается личными усилиями каждого по мере исполнения заповедей Божиих и смирения: «…несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобстве жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т. д. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет… Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения».

Старец Варсонофий также отмечал, что в области науки и различных изобретений человечество движется вперед, но людям от этого лучше жить не становится, и без Христа невозможно обрести ни душевный покой, ни счастье: «Наука идет вперед большими шагами; если бы нашим отцам или дедам сказали, что люди научатся по телеграфной проволоке говорить через огромное расстояние или, например, переговариваться по телефону, то они не поверили бы и, пожалуй, сочли бы человека, рассказывающего о таких вещах, за сумасшедшего. Да, действительно, в области разных изобретений мы далеко ушли вперед, но стало ли лучше жить людям? Увы, наоборот, стало еще хуже. В 1884–1885 году была в Париже Всемирная выставка. Ее посетил один профессор Оксфордского университета. Возвратясь домой, он говорил студентам: “Видел я всевозможные машины, машины на все – только одной, притом простой, машины я не видал, и на мой вопрос, будет ли такая изобретена, дают отрицательный ответ”. “Какая же это машина, профессор?” – удивленно спросили студенты. “Машина, делающая счастье”, – ответил он.

Действительно, счастья нет, так как его хотят создать без Христа – и горько ошибаются. Вот вы занимаете скромное положение, но имеете веру и любовь ко Господу, а потому и обладаете миром душевным». Преподобный Варсонофий наставлял, что наука не препятствует духовному развитию, а даже способствует ему, но только при правильном подходе: «Наука не только не препятствует, а даже способствует духовному, религиозному развитию. Об этом говорят таким же образом святитель Василий Великий, святой апостол Павел и другие. Наукой злоупотребляют, это правда. Ну, возьмите брак – это таинство. Если брак совершен в Церкви и если он честен, то плохого ничего нет. Святитель Николай Чудотворец, святитель Василий Великий были плодом таких честных браков хороших честных людей. А можно обольстить и растлить девицу, что теперь очень часто бывает. Злоупотреблять всем можно».

Старец приводил в пример профессора Пирогова, который свои знания и занятия наукой употреблял во славу Божию: «Известный доктор и всесторонне образованный профессор Пирогов обладал обширной ученостью, пользовался ею во славу Божию. Когда его спрашивали, как он может совместить исполнение обрядов и постановлений Православной Церкви со своей огромной практикой, он отвечал: “Господь помогает мне, так как знания свои я употребляю во славу Господа моего Иисуса Христа”. От такого богатства, то есть знаний, и отказываться не надо».

Преподобный Варсонофий учил также использовать знания и наблюдения за окружающей природой для укрепления в вере: «Много назидательного дает нам и наблюдение окружающей природы. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую голову он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, откуда и получил свое название. Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле говорят, что он начал портиться, в нем завелся червь, надо его срезать. Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, Источнику света; если же перестала искать Его, следовательно, такая душа гибнет».

Преподобный Нектарий говорил о себе: «Я к научности приникаю». Старец занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина. Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». В первую же очередь советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, а самым главным считал чтение Священного Писания: «Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».

До последних дней своей жизни преподобный Нектарий просил привозить ему книги, интересовался направлениями современного искусства, расспрашивал о постановке образования. И все эти разнообразные познания он направлял на служение Богу и на пользу людям. Окончив лишь сельскую церковно-приходскую школу, мог легко общаться с писателями, учеными. Однажды, еще до революции, пришли к отцу Нектарию семинаристы со своими преподавателями и просили сказать им что-нибудь на пользу. Преподобный так вспоминал об этой встрече: «Ко мне однажды пришли юноши с преподавателем своим и просили сказать им что-нибудь о научности. Я им и сказал: “Юноши, надо, чтобы нравственность ваша не мешала научности, а научность – нравственности”».

Старец Нектарий также вспоминал, что в молодости он любил наблюдать природу и насекомых, и наставлял о необходимости возрастать в познании: «Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. В Божественном творчестве нет остановки, все движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. И хотя бы человек учился сто лет, он должен и дальше приобретать новые познания».

Как-то одна из его духовных дочерей беседовала со своей подругой в батюшкиной приемной: «Не знаю, может быть, образование совсем не нужно и от него только вред. Возможно ли его совместить с Православием?» Выйдя из кельи, старец сказал ей: «Ко мне однажды пришел человек, который не мог поверить, что был всемирный потоп. Я рассказал ему, что на горе Арарат люди находят ракушки и что даже на самых высоких горах геологи находят признаки морского дна. Тогда юноша признал, что еще многое предстоит ему узнать, чтобы лучше понимать Библию».

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

«Беззакония наши вопиют ко Господу и призывают гнев Его. Тем более вот сейчас, когда блудом, всякого рода изощренным развратом наполняют человецы землю. Это потому, что сейчас нет молитвы ни у кого, нет у нас молитвы – мы бороться не можем – сатана мысль, а мы исполняем, мы – исполнители…А мы ж еще хотим показать что мы исправлены, что мы хорошие; мы же прячем это зловоние в своем сердце, мы не хотим даже пред духовником своим выявить, что мы чем-то греховным занимаемся, мы боимся даже подумать что я такой-то и такой. Но ты когда отцу духовному все-то расскажешь, бездну своих грехов, поверь: отец духовный – еще больше возлюбит свое чадо. Большей любовью, и больше приблизит тебя к себе. Потому что он рад – отец духовный – что чадо осознал свое падение, а это для него большая радость. Прямо вот придите и расскажите: «Вот у меня так, вот у меня так, прошу святых молитв – я каюсь, я сознаюсь, что я виновен всем мукам по своим грехам. Я каюсь, батюшка, я Вам открываюсь, а Вы вздохните в Ваших воздыханиях пред Господом, а я верю в Ваше ходатайство пред Ним, что за него меня Господь не оставит», - тогда тебе будет хорошо».

«А мы всею силою, всею душою не любим Господа. Если бы мы любили, то мы бы исполняли заповеди».

«И самое главное: избегай осуждения! Если мы в малейшем кого в чем осудим – сами потом в десятикратном размере упадем. Но когда и другому, ближнему нашему нужно сказать о его дурном, греховном поступке, то сказать надо».

Часы, вот когда стучат, послушай, что они говорят: «Не подожду и не возвращусь!» И как жалко те годы, которые провели в праздности. Время прошло и – всё, не вернешь. Если б можно было вернуть те, минувшие дни…а ты их не вернешь! А вечность приближается с каждым днем, телесная храмина разрушается, телесное все разрушается, силы покидают с каждым днем, а вечность – вот она, вот она! И с чем идти, какой дашь ответ?»

Схиархимандрит Макарий (Болотов)