ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ОТЦА НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА), 1909-2002

III

Батюшка очень любил и жалел Россию и всегда говорил, что она великими скорбями очищается, но верна Господу. «Господь Россию спасет, Он ее уже помиловал много раз, - говорил отец Николай. – Но нам нужно изменить наши сердца, очиститься, вернуться к благословенной жизни по Евангелию». Афонский старец Тихон (Голенков, V 1968) также молился о прощении и помиловании нашего народа за измену Помазаннику Божию и получил от Царицы Небесной ответ: «Чадо мое, России ехеи канона [греч.], т.е. дана ей за грехи епитимия, и должна она терпеть злострадание, чтобы очиститься и получить желанную свободу».

Перед самым началом Великой Отечественной войны в Валаамском монастыре одному старцу во время службы были три явления. Во-первых, он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, Святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велик упадок Веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию». Во время второго видения Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стояли пред Престолом Спасителя и молили Его о спасении России. Спаситель снова сказал: «Я не оставлю Россию». В третий раз Матерь Божия Одна стояла пред Сыном Своим и со слезами молила Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, - говорила Она, - как Я стояла у Креста Твоего», - и хотела встать на колени. – «Не надо, - сказал Спаситель, - Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».

Батюшка Николай также имел откровение от Господа: «Мы наказаны этой страшной войной за то, что не защитили и позволили умучить святую Царскую Семью…И сейчас надо всем не вставать с колен и просить Царя-Мученика Николая, чтобы Он умолил Господа и не допустил другой, более страшной войны…Господь Царя любит и послушает». Батюшка говорил, что к тридцатым годам, лучшая часть духовенства уже осознала, что за отступление и предательство Святого Царя, за то, что отдали Царскую Святыню на растерзание  богомерзкому сонмищу, необходимо было идти на искупительные страдания самой Церкви. Шло наказание Божие за Царя…Должно было очиститься страданиями на Кресте. «Только Крестом можно очистить нашу жизнь» - говорил старец.

Старец Николай перед своим отходом в мир иной на вопрос: «Батюшка! На кого Вы нас оставляете?» - тихо отвечал: «На Господа и на Царицу Небесную Казанскую»… Снова и снова батюшка просил и умолял всех: «Храните все Царское, молитесь Мученику-Царю, все наши страдания Господь умягчит и облегчит, если мы вернемся ко Христу, а значит, и Царю, поймем Его великую святость. Ведь мне не раз довелось с Ним видеться и в жизни, и духовно. Много дум ему поверить и говорить с Императором, как с вами, лицом к лицу. Он всегда рядом. Я плачу и плачу о Нем. Как жаль, что многие не чувствуют Его великого смирения, возвышенного христианского совершенства. Государь Николай Александрович – самый великий Русский Царь, поверьте… Мне ведь Господом это открыто, я не от себя говорю. Он находится в такой Небесной Славе, что словами не опишешь. Они с Императрицей милостивые были, совершенные, как древние святые подвижники».

«Таково ли наше покаяние перед Господом за измену и предательство Царя и всего святого? – спрашивал батюшка Николай. – Ведь сколько великодушия было у Царя и Императрицы, какие великие духовные подвиги Они несли, а Их до сих пор – ни во что!»

Владыка Митрополит Анастасий (Грибановский), взирая на нашу нераскаянность и в отношении Государя Николая, постоянно повторял, что клевета на Священную Особу Государя и Императрицы не прекращалась никогда: «Страдальческая судьба Государя не окончилась, однако, с Его смертию. Его продолжают распинать доныне. Сплетая вокруг Его Страдальческого Чела венец из терний клеветы. Его враги не перестают преследовать его поношениями и оплеваниями. Они приписывают Ему жестокие и кровавые деяния, которых Он никогда не совершал. Завоевательные или честолюбивые намерения, которых Он никогда не носил в Своем кротком, миролюбивом сердце».

Когда преподобного старца Нектария Оптинского во дни страшных гонений спросили, будет ли лучше, он скорбно склонил голову и произнес: «Будет все хуже , хуже и хуже». Потому Государь и оставил нам в завещание благословение, святые слова которого мы узнали из письма Великой Княжны Ольги Николаевны: «Отец просил передать всем тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только Любовь». Старца Нектария Оптинского, зная его пророческий дар, просили открыть: «Что же нас ожидает?» Старец отвечал: «Святой Серафим предвидел революцию и церковный раскол, но говорил: «Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог помилует ее» - а у нас такие праведники есть. Над человечеством нависло предчувствие социальных катастроф… Но верные могут не бояться, их оградит Благодать. В последние времена, с верными будет то же, что было с Апостолами перед Успением Богоматери. Каждый верный, где бы он ни был, на облаке будет перенесен в Ковчег-Церковь. Только те, кто будут в ней, спасутся».

«Только спасение это будет для тех, - добавил услышав эти слова, отец Николай, - кто будет твердо держаться Православия». Преподобный Нектарий Оптинский разъяснял: «Раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь, видишь ли, как колечко».

Однажды Батюшка сказал: «Красные все отняли, но Веру отнять – не смогли. Русь Богом хранима! Какие у нас Святильники Веры! Повсюду. Я хорошо знал Анну Ахматову. Она монахиня была. Великая страдалица и молитвенница. Прозорливая старица-провидица… Бога любила, и Он ее слышал и многое ей открывал…Очень честная и правдивая душа у нее была. Покаяние глубокое…Монахиня…» Батюшка несказанно скорбел, что у него выкрали в семидесятые годы на острове из келии письма Ахматовой к нему, их было много. Батюшка вел переписку с великой поэтессой: «Духовный путь ее благодатный, она большая умница была, молитву не оставляла никогда и за всех сердцем болела. Поэтому рано ушла. Она ведь многих к Богу привела – проповедница и исповедница…В письмах ее была такая красота и глубина святоотеческая…» Батюшка еще говорил: «Жизнь ее была целеустремленной, всегда к Богу, к Небу… Ее творчество было пророческим служением, оно оказало огромное благодатное влияние на души людей во времена безбожия».

Батюшка несказанно любил Церковь. Вижу и теперь его сияющие внутренним светом и покоем глаза, слышу слова: «Это все пройдет… Мы вынесли все – осквернение святынь, голод, маузеры и наганы, невежество, злобу и серость… Повсюду разлитую ложь… И вот увидишь, Правда – будет царствовать…Потому что она – Царица Неба и земли…Ничего не бойтесь…Милость Божия с нами!»

Благодаря отцу Николаю люди учились жить просто и с Господом. От него исходила такая Благодать, что все ощущали это, весь тварный мир. Проницательный взгляд, благообразное одухотворенное лицо, величественная царская осанка и благородство. Он был очень внимательным, никого не унижал, не оскорблял, не обрывал, никогда не подчеркивал человеческих недостатков и увечий. «Бедненький!» - тихо скажет, и перекрестится, помолится о таких. Он был скромным и всегда говорил: «Грешный я человек на земном пути… Господи помилуй, Господи, прости!»

Батюшка вновь и вновь напоминал, что путь к вечной жизни и радости со Христом лежит на этой земле только через страдания, крест, терпение, стяжание чистоты сердца и дел любви и милосердия… «Так учит Евангелие» - говорил отец.

«Каждодневно смотритесь в зеркало Заповедей Божиих…Согрешили – кайтесь и веруйте, что одна у Святаго Духа мысль – исторгнуть нас от окаянства и спасти… Особо почитайте родителей, за почтение родителей Господь продлит вашу земную жизнь в Вечную.» Как истинный монах, старец Николай не начинал говорить сам, не будучи спрошенным. Тишина его сердца была основой духовной жизни.

Старец Николай, отвечая на вопрос по поводу лукавых людей, отвечал: Они еще до знания не доросли… Так Вы им скажите, что вам еще надо подрасти, чтобы узнать все то, что в человеке есть… А вы не знаете, что и у вас-то есть…» «Раньше отцы уходили в пустыни, удалялись в затвор, чтобы очистить себя от страстей, - говорил батюшка. – Они подвизались хранимые Духом Божиим по многу лет в уединении, избегали людей и боялись сказать лишнее слово… Скромность души воспитывали в себе… сохрани Бог поучать других, да еще навязывать свое…А сейчас навязывают людям свое незнание». Отец Николай всегда говорил, что Православие – это не одна внешняя обрядовость и внешние знания, а прежде всего – великий внутренний труд души, очищение сердца, милосердие и тихость, кротость и беззлобие…»

По книге схимонахини Николаи «Царственная Птица взывает к Богу», Москва, 2009 г.