СЛОВО НА ПОМИНАЛЬНУЮ СУББОТУ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

Дорогие братья и сестры!

Православная Церковь несколько раз в году совершает Вселенские панихиды: в субботу, накануне воскресенья о блудном сыне, далее панихиды начинаются со 2-й субботы Великого поста, в субботу перед Троицей, на 9-й день после Пасхи — Радоница, накануне памяти Димитрия Солунского — Димитриевская поминальная суббота, поминовение усопших воинов совершается 11 сентября — в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи, также 9 мая. Зачем мы это делаем, для чего? Если мы не только по имени, по крещению называемся христианами, а по жизни и делам таковые — то вот что из этого следует.

Христианин — это высоконравственный человек, который стоит выше животных, выше аборигенов, которые не были крещены, не были приведены к познанию Евангелия.Ибо что такое Церковь Христова — это училище любви! Святой апостол Иоанн Богослов так и называет Бога — «Бог любы есть» (1 Ин. 4; 16). Ведь если бы Бог не был сама любовь, у нас в сердце не было бы любви, и мир бы погиб давным-давно еще в зачаточном своем состоянии. Еще на заре человеческой истории лишенные любви, озлобленные люди уничтожили бы друг друга. Хотя мы сейчас христиане, а что творим? Посмотрите, что происходит в последние времена, десятилетия, века! Мы приближаемся к звериному состоянию, теряем не то что божественную любовь, а человеческий образ. Порой страшно выйти на улицу, не знаешь, что можно от кого ожидать.

Так вот, если мы не звероподобные существа, а христиане на самом деле, то должны быть любящими. Любить Бога и друг друга, а кого из людей мы должны прежде всего любить? Родителей своих по плоти, через которых Господь даровал нам жизнь, — папеньку и маменьку, братика и сестричку. Бывает, задумаешься: вот погиб брат на фронте, уже сколько — 55 лет не виделись! Деды умерли и прадеды. А ведь в каждом роду были люди, о которых сложилась славная молва. Сядут в семейном кругу и за чаем при горящем камине вспоминают: «Ах, какой дедушка был, добрейший человек. А бабушка — певица, после его смерти в монастырь пошла, монашечкой стала». Как хорошо, когда люди оставляют о себе добрую память, и тем самым добрый пример: как угождать Богу и спасаться. Как же нам не помянуть их! И вот, если мы христиане, любящие Бога и своих близких, то и должны молиться за них. А тем паче за усопших — для этого мы и собираемся в храме на этих поминальных субботах, которых особенно много в период Великого поста: одна накануне его и три субботы подряд, начиная со второй. Мы сами постимся, готовимся к Пасхе, мало-мальски приводим в порядок свои духовные одежды, чтобы, как говорят в миру, не ударить в грязь лицом. Ведь дома мы перед каким-либо торжеством шьем новые одежды, наглаживаемся, убираемся. Вот перед свадьбой молодая девица, чтобы предстать своему жениху, одевается в новые прекрасные наряды, которые, может быть, сама шьет, подружки не спят, помогают, по миллиметрам меряют, чтобы все подходило. Нарядили невесту на загляденье людям, и родители гордятся: «Посмотрите, мол, как мы Настеньку под венец приготовили. Все чин по чину. Не то что там с кого-то сняли и взяли напрокат». Так мы готовимся к встрече жениха земного — парня молодого. А как же тогда душу надо наряжать! Ведь душа каждого христианина является невестой Жениху Небесному — Богу! Во что ее наряжать, в какую фату? Фата духовная — это наша вера и прекрасные дела во славу Божию. Господь при крещении одел нас в боготканную одежду, мы подросли — и к 20 годам нам уже пора сдавать душу в химчистку, так мы ее запятнали и осквернили, вымарали в грязи грехов, мягко говоря, как поросята, о чем пишется в Великом каноне святителя Андрея Критского.

Так вот, Великий пост — это и есть очищение для нашей души и тела, Церковь нас готовит к встрече земной Пасхи. Мы постимся, молимся, каемся для укрепления нашей веры и обуздания страстей, чтобы потом в радости праздновать Небесную Пасху (после отшествия из этого мира) и встретиться с Женихом Небесным. Вспомните, как все прекрасно на Пасху: буквально грудь распирает от радости, все готовы обнять друг друга — Царство Божие на земле, как говорил святой преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, Христос Воскресе!» У него всегда на душе была Пасха, потому что он находился в таком благодатном состоянии, в котором мы бываем один раз в году, а может быть, и того не бываем. Если мы хотим достойно встретить Пасху, которая прообразует встречу с Богом, всеобщее Воскресение, Страшный Суд, когда все человечество, весь мир предстанет перед Богом для раздаяния наград и принятия наказаний, — то сами к этому готовимся тщательно. А коль мы не эгоисты, а христиане, любящие друг друга, то должны позаботиться хотя бы о своих ближних: об усопших родителях и сродниках. Мы молимся и должны молиться, чтоб и они тоже с радостью встретили эту Пасху — всеобщее Воскресение рода человеческого и предстали в лучшем виде перед нашим Судьей и Творцом, чтобы они были одеты в такие же брачные белые одежды, как невеста во время свадьбы, во время венчания. И что мы для этого делаем? Молимся сейчас, в эти субботы, просим Бога, чтобы Он отпустил грехи усопшим. Это одно, что мы просим, но мы должны еще и добрые дела делать. И через наши молитвы, пост, добрые дела, мы, как ивановские ткачихи, ткем для наших усопших белые одежды. Мы прядем на прялке, подаем в мастерскую, штопаем близким своим духовную одежду, которую они изорвали, живя на земле нерадиво, как и мы, собственно. Вот мы и молимся, милостыню творим, копеечку подаем ближнему, проповедуем Слово Божие о спасении — это наше духовное прядение.

Посмотрите, как в Церкви, все продумано, до йоты, до мельчайшей подробности — человек не только о себе должен заботиться, чтобы спастись, но и о ближних — живых и усопших. Ведь даже в молитве мы просим «Отче наш», а не «Отче мой, ты меня помилуй, прости, а его, как фарисей про мытаря говорит, не помилуй». Мы — совершенные люди, царство священников, священные люди, как говорится в Священном Писании. И мы, христиане, не должны быть фарисеями, а должны заботиться друг о друге, проявлять любовь, хотя бы о ближних по плоти, а у каждого их наберется до ста или тысячи человек. Итак, если мы — каждый отдельно и все вместе — будем усердно молиться и богоугодно жить в этом мире, на этой земле, то и вымолим своих родных. Михаил Архангел каждый год 21 ноября запускает свое гигантское крыло в ад, в преисподнюю, чтобы вытащить оттуда наших вымоленных родственников и доставить их на небо, в Небесные обители. Вот смысл поминальных суббот — чтобы Господь по ходатайству Церкви простил грехи умерших. Такие права и полномочия Он предоставил воинствующей земной Церкви Христианской, такое дал нам право.

Божественная литургия — это кульминационный момент суточного богослужения Православной Церкви. На ней мы питаемся Духом Святым, т.е. питаемся Богом, в причастии принимаем в себя Тело и Кровь Христа. И вот сегодня мы все насытились и напитались, а подумали ли о том, чтобы пригласить на эту духовную трапезу и души умерших сродников, передать им часть этой божественной энергии, угостить их тем, что сами получили сейчас. Как можно это сделать? В первую очередь через молитву, которую возносим Богу. И надо молиться не только в храме, на вселенских панихидах, которые совершаем периодически в течение всего года, но и дома. Есть у нас очень надежное средство, как помочь душам наших умерших сродников — это чтение Псалтири Давида.

Кроме Вселенских суббот, мы заказываем панихиды в 9-й, 20-й, 40-й дни, годовщину смерти покойных. Самое главное – подавать записки в алтарь, где во время проскомидии за каждого вынимается частичка просфоры, которая прообразует душу умершего человека. Священник опускает ее в чашу после причащения со словами молитвы: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною и молитвами всех святых», — и вот душа напиталась и очистилась.

Бог называется: Безначальный, Всемогущий, Вседержитель... но есть у Него еще одно определение, характеристика: Всемилостивый Спас! Как говорил прп. Серафим Саровский, что если бы Бог был Праведный Судия, нам бы всем было несдобровать, мы все были бы осуждены. Но Господь Милостив, и мы тоже должны подражать Его милосердию. Самое сильное средство, которым можно умилостивить Бога, — это быть милосердным, проявлять христианскую любовь на деле. Не то что там сказать: «Я тебя люблю, мамочка!» — обнять и побежать, помахав ручкой. Тут надо помолиться, дать копеечку и милостыню — кусок хлеба, обогреть ближнего. Наши умершие нераскаявшиеся сродники находятся сейчас в загробном мире в таком же состоянии, как наши живые близкие, заключенные в тюрьму. Посадили, допустим, нашего сына, племянника или внука — и мы с ног сбиваемся: посадили Ванечку! Бегаем, адвокатов нанимаем, начальников просим, не знаем ни сна, ни покоя, ни дня, ни ночи — с ног валимся и всех поднимаем на ноги: бежим в церковь к священникам, молимся: «Господи, помоги вызволить Ванечку из тюрьмы». Если в этом мире его посадили на 3-5 лет, но ведь заключена только плоть, многим это бывает полезно. Одни, конечно, озлобляются, потом снова попадают в тюрьмы, а другие, наоборот, каются, задумываются о своей жизни.

Вот аналогия: живые попадают в тюрьму в этом мире, а в загробном, куда отходят наши усопшие, тюрьма называется адом. Если мы так стремимся вызволить близких из тюрьмы земной, то как же нужно стараться освободить их из тюрьмы вечной, адских мучений? Здесь человек посидит 3-5-10 лет и освободится. А оттуда как? Надо просить у Бога, нанимать адвокатов-священников, чтобы они ходатайствовали перед Верховным Судией — Господом нашим Иисусом Христом. И то же самое — подавать копеечку, просить молитв. Но у нас есть еще более сильные адвокаты — это святые угодники Божии. А им не подашь в конвертике миллион или 10 миллионов, им не такую жертву надо, а что? Их надо прославлять: прочитать акафист, канон, заказать молебен — они того заслужили. И если мы хорошенько попросим святых угодников Божиих, то они станут перед Судией, Начальником жизни Иисусом Христом и скажут: «Господи, вот люди просят меня за своих близких. А я ведь за Тебя пострадал, 40-50 лет верой и правдой служил Тебе, услыши мои молитвы, освободи от вечных мучений раба Твоего такого-то…», и ангелы откроют дверь в преисподнюю и выведут оттуда нашего Ванечку или Колечку… Вот такое сказание о загробном бытии, дорогие братья и сестры, смысл того, о чем мы сегодня с вами молились.

Аминь.

Архимандрит Петр (Кучер)   29.03.1997г.