СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА
БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА


С праздником, дорогие братья и сестры!
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.


Крещение Господне — это один из великих двунадесятых праздников, день схождения благодати и освящения водной стихии. Это торжество установлено в память одного из известнейших событий в Евангельской истории — этот день, 1968 лет назад, в 30-летнем возрасте Господь Иисус Христос крестился в Иордане.

Невольно напрашивается вопрос: почему же не раньше? Ведь мы сейчас крестим младенцев по вере их восприемников. А баптисты и прочие сектанты безумствуют, утверждая, что раз Господь крестился в 30-летнем возрасте, то и все должны креститься в зрелые годы. Но если рассудить правильно, здраво помыслить, то это не так. Господь крестился для того, чтобы преподать нам пример, образец крещения и чтобы подтвердить свое Божеское достоинство. Ведь если бы Иисус Христос крестился младенцем, то Его никто бы не принял за Сына Божия. В момент Его крещения в водах Иорданских все присутствующие люди услышали глас с Неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3; 17).

В древности у евреев существовал обычай: никого не поставлять ни на какие ответственные должности до 30-ти лет; никто младше 30-ти лет не имел права учить. Поэтому Господь не принимал крещения и не выходил на проповедь до 30-летнего возраста. В Тройческом Божественном совете по спасению рода человеческого все было продумано до мельчайших подробностей и предопределено заранее. Ведь если бы Иисус Христос крестился и вышел на проповедь раньше, то первосвященники и князья иудейские, фарисеи, саддукеи и прочие враги Божии, узнав об этом, подорвали бы дело спасения, и Господь, чтобы не было соблазна, соблюл этот обычай евреев.

Иоанн Креститель крестил народ крещением покаяния, но не отпущения грехов. Ибо это происходило еще до искупительной Голгофской жертвы Иисуса Христа. Иоанн Креститель исповедовал и крестил еврейский народ для того, чтобы, окунувшись в водах Иордана, люди почувствовали свою греховность. К месту будет здесь рассказать об одном случае, происшедшем в древности, в первохристианские времена. При каком-то римском императоре происходил банкет — языческое празднество. В огромном, облицованном мрамором дворце был бассейн, в котором плавали золотые рыбки и редкие породы водоплавающих птиц. Император с гостями возлежали за трапезой — ели, пили, веселились, а рядом (как это было заведено потом и при европейских средневековых королях) крутились и развлекали публику шуты-артисты, массовики-затейники, как их называли бы в советское время. И вот один из шутов, чтобы потешить гостей, решил совершить кощунство над таинством крещения: «Посмотрите, — говорит, — как христиане крестятся, — и прыгнул в одежде, как был, в бассейн, говоря: «Крещаюсь во имя Отца. Аминь». Вылез, опять прыгнул: «И Сына. Аминь». И третий раз вылез и прыгнул: «И Святаго Духа. Аминь». Гости покатились со смеху, глядя на то, как он прыгал и кривлялся, надрывали животы от хохота — ведь их разум не был просвещен, их головы и сердца были затемнены, помрачены сатанинским невежеством. Но Господь поругаем не бывает — этот шут вышел из воды равноапостольным!
После трехкратного погружения на него сошла благодать Духа Святаго, и он стал проповедовать Евангелие, обличать присутствующих в их грехах и пороках. Подумайте, какое чудо сотворил Господь! Во мгновение ока Он преобразил дух этого человека: из язычника сделал его праведным христианином! Римский император вскоре казнил своего бывшего шута за проповедь Евангелия — он стал мучеником.

Так и древние евреи, оказавшись в водах Иорданских,сразу почувствовали и ощутили свою греховность. Это была подготовка к принятию Новозаветной благодати в таинстве крещения Духом Святым, это было своеобразным духовным обрезанием сердец иудеев к принятию душеспасительной проповеди Христа. В этом и заключалась миссия св. Иоанна Предтечи — дать почувствовать крестившимся от него во Иордане евреям, что они виновны, греховны, ибо, конечно, и при Иоанновом крещении на них сходила частично новозаветная благодать, которая открывала им глаза — они исповедовали грехи, чувствовали свою вину перед Богом. Но полное отпущение грехов в таинстве крещения человечество получило после распятия и крестной смерти Иисуса Христа на Голгофе. Тогда в этот кульминационный момент по спасению и было совершено искупление первородного греха и грехов всего рода человеческого.

Господь крестился от Иоанна среди множества народа, незаметно, пришел, не выделяясь ничем, и смиренно подклонил ему под руку Свою главу. Хотя Иоанн Предтеча и протестовал, говоря: «Мне надо креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3; 14), но Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3; 15). Этим Иисус Христос показал нам Свое смирение и послушание воле Божией, показал в пример, для нашего научения. Также и крещение: Ему, как Богу, оно не было нужно. Иисус Христос был чист от всякого греха, но Он преподал урок последователям Своей веры — христианам, т.е. нам, образец, пример, чтобы мы, подражая Его крещению, совершали это таинство во оставление грехов. Господь показал нам сам процесс, чин совершения таинства, показал нам, как креститься и для чего креститься.

Кроме того, было освящено водное естество. В чем же смысл освящения воды? Мы видим, что сейчас весь окружающий мир, вся природа отравлены, загажены химией, выхлопными газами, излучениями сатанинских энергетических источников, а в древности хоть и не было такой технической промышленности, но все было осквернено языческими жертвоприношениями, возжиганиями и воскурениями бесам. Грехопадением человека были осквернены все земные стихии — поэтому Господь и освятил воды, а через них и всю природу — ведь вода напояет все. И мы ежегодно в этот день читаем молитвы на ее освящение. Существует предание, что и воздух, атмосферу очищают Ангелы от всего смертоносного, пагубного для рода человеческого, и в первую очередь для христиан! Иначе мы давно бы задохнулись в этой газовой камере, в которой дышат синими, сизыми, желтыми, красными и прочими дымами тысячи труб химических заводов и металлургических комбинатов. Воздух и земля насыщены радиацией. Поэтому ангелы по повелению Божию и освящают воздух.

Господь в одно мгновение освятил водное естество Своим схождением в Иордан. Когда Он вышел из воды в присутствии сотен, тысяч крестившихся от Иоанна людей, раздвинулись Небеса, на главу Иисуса Христа сошел Дух Святый в виде голубя и был слышен голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3; 17). Господь как бы сказал: «Все Мое благоволение, все Мои полномочия Я передал Ему ради спасения вас, детей Моих», т.е. людей. Ибо в таинстве крещения Господь нас усыновляет Себе, как сказано в Евангелии всем верующим в Него «дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1; 12).

Сегодняшний праздник называется еще Богоявление или Просвещение — Бог впервые явился людям в Троице. Ведь в ветхозаветные времена даже евреи, исповедовавшие истинную веру, имевшие богооткровенные познания о Боге, не знали, что Он существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Они думали, что Бог — Иегова, т.е. один. Потому Господь и пришел в мир, чтобы просветить род человеческий и на Иордане впервые явил Себя людям в Троице: Сын Божий крестился в воде, Бог Отец свидетельствовал о Нем гласом с Неба и Дух Святый сошел на Него в виде голубя. Дух Святый является в виде белого голубя — ибо белизна — это чистота, а голубь — самое миролюбивое, доброе, святое существо. Он мирный, незлобивый, даже воркование голубиное действует умиротворяюще. Вот вуроны, допустим, каркают так зловеще, что невольно становится неприятно, даже жутко. А голубочек сидит себе и воркует, умиротворяет, ублажает нас, грешных, своим благостным видом. Скажем так, воркование — это звук кротости, незлобия и любви. Поэтому и Дух Святый, милосердствующий род человеческий, и является в виде этой птицы.

Итак, Господь Иисус Христос крестился в 30-летнем возрасте, потому что Ему необходимо было преподать нам урок о таинстве крещения. Если бы Он крестился в младенчестве, как мы сейчас крестим, то какой урок мог преподать людям двухмесячный младенец? Тем более этот акт — таинство Крещения — совершалось впервые в истории человечества, оно должно было быть совершено совершеннолетним, достигшим мудрости человеком. Это Крещение Христово было показательным, образцовым и примерным для будущей Церкви Христовой.

Сейчас мы приносим в храм и крестим детей в младенчестве по вере их восприемников — тридцати-, двадцатилетних, пришедших в возраст, сознательно действующих людей. Они берут на поруки крещаемого и дают обещание, что воспитают его во спасительной Православной вере. Хотя сегодня дело с восприемниками обстоит несколько иначе. Разве многие из них приносят младенца в крещенскую купель для того, чтобы сделать из него истинного христианина и довести до Царствия Божия? Нет, конечно же, а для того, чтобы выпить и чрево заполнить мясами за праздничным столом в честь крестин. Мать копошится с ребенком, пеленает: «Ай ты мой младенчик, ты уже крещенный». А кумовья тем временем уже сидят и уплетают за обе щеки: им этот младенец вовсе не нужен, им бы добраться быстрей до египетских котлов с мясами да до водки. А младенец, может, раз в жизни и видел этих своих восприемников, во время крещения, а потом до самой смерти их и не увидит больше. Вот такие они сегодня — «крестные» наших детей. А ведь, по сути дела, эти кумовья-восприемники должны быть воспитателями для младенца, путеводителями в Царство Небесное. Они — духовные родители человека, которого опустили в крещенскую купель, и больше отвечают за него, чем плотские родители. Они являются своего рода священниками, т.е. духовными отцами для того, кого крестили, т.к. должны будут дать отчет о нем на Страшном Суде. Они имеют дать ответ о его спасении, о том, что они взяли на себя обязанность быть восприемниками, а значит, спасителями, руководителями ко спасению всю его жизнь. Они, восприемники, т.е. крестные отец и мать ребенка, должны почаще приходить к его плотским родителям и спрашивать, допустим: «Как, Манечка, как Ванечка, водишь или носишь ли ты его в храм причащаться?» Если нет, то пусть сами водят его ко Причастию. Ведь Причастие — Тело Христово — это пища небожителей! Такой пищей питалась Божия Матерь прежде, чем родить Спасителя. Архангел Гавриил питал Ее в Иерусалимском храме. И вот такой пищей — Причастием — надо питать и души наших детей. А когда подрастет ребенок, то надо учить его читать Евангелие, Псалтирь, молитвенники — как раньше, в доброе старое время. Посмотрите житие прп. Сергия Радонежского — он в семилетнем возрасте еще не умел читать, но был глубоко верующим, чистым душой ребенком, и ему на пастбище явился сам Ангел Божий в виде схимонаха и, дав ему вкусить небесного хлеба, в один миг научил читать. Восприемники наших детей должны быть благочестивыми людьми, не берите себе двоюродных братьев, родственников или каких-либо сослуживцев, но ищите верующего человека, оберегайте души ваших крещеных детей.

Вот такой смысл сегодняшнего праздника — Крещения Господня, дорогие братья и сестры! Водой мы еженедельно, может, чаще или реже омываем свои тела, вода — символ чистоты, она смывает грязь. Вода же и символизирует благодать Духа Святаго, которой омываются от греха, от духовной грязи наши души. Поэтому в таинстве крещения мы и очищаемся от первородного греха и всех остальных грехов. Вода символизирует благодать Духа Святаго, ибо она может пребывать в трех состояниях: в жидком, как есть, а также превращаться в пар и лед. Пары воды заметны в природе в сильную жару в пустыне, когда атмосферное давление прижимает их к земле, и они становятся видны в виде дымки, голубизны. Этот пар — тоже вода, хотя в этом состоянии ее не отличишь от духа, т.е. от воздуха. Вот почему Церковь и называет, сравнивает все напояющий и освящающий Дух Святой с водой, которая также входит в состав всего существующего, оживотворяет мир. Итак, крещение нам дается для того, чтобы вода невидимая — Дух Святый — под образом видимой воды омыл наш первородный грех и другие грехи. Поэтому надо ли нам ждать 30-летнего возраста, как уверяют баптисты, и ходить до этих лет загаженными во грехах, как корова в навозе (у которой навал и скребком несоскребешь)? Не лучше ли, не допуская этого, сразу нести младенца после роддома в храм, в водную духовную баню, чтобы омыть, освятить дитя в крещенской купели?

Запасайтесь крещенской водой, каждый день принимайте ее натощак с просфорой для освящения души и тела. Утром после рукомойника возьмите 10-15 капель крещенской воды и протрите себе лицо, глаза, больные места, покропите больного, углы в комнате — погоняйте бесов в квартире крещенской водой, да и скотинку домашнюю можно освятить ею. Еще раз поздравляю вас с праздником, дорогие братья и сестры. Аминь.

19.01.1998 г. Архимандрит Петр (Кучер)