ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

АРХИМАНДРИТА ИППОЛИТА (ХАЛИНА), 1928-2002

III

Настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Ипполит (Халин) широко известен православному миру как старец, стяжавший дар огромной любви к людям. Помимо восстановления разрушенного монастыря батюшка основывал монастыри там, где их раньше не было: два находятся в Осетии, а один рядом, в селе Большегнеушево – Казанский женский монастырь, о котором говорилось выше. Приснопамятный архимандрит Иоанн Крестьянкин писал в 2004 году одному епископу: «А вот новый монастырь на том месте, где его не было, создавать бесперспективно, не будет за него небесных молитвенников, нет их в фундаменте новосоздаваемого монастыря… А нынче нет людей такой силы духа и молитвенников, которые сумели бы в наше духовно трудное время осилить создание совершенно нового монастыря». И если отец Иоанн так категорически пишет, что для создания совершенно нового монастыря нужны подвижники и молитвенники просто богатырской силы духа, то что можно сказать о батюшке Ипполите, который взял на себя дерзновение благословить создание сразу трех монастырей. А ведь это совсем не простое дело – создать монастырь, на это воистину нужна и воля Божия, и дерзновенная перед Богом молитва. Например, Казанский монастырь начался с того, что батюшка приехал в город Железногорск Курской области к трем знакомым женщинам и сказал им: «Так, матушки, собирайтесь. Будете первооткрывательницы». И те безропотно поехали в село Большегнеушево, где не было ни храма, ни каких-либо строений, а был всего лишь один маленький домик, который купил отец Ипполит. В этот монастырь стали собираться сестры со всей России, построены храм, трапезная, другие строения. А в 1998 году, по благословению Священного Синода приход в честь Казанской иконы Божией Матери преобразован в женский монастырь. Без воли Божией, без молитвы старца, все это было бы невозможно. Всякий паломник, приезжавший в Свято-Николаевский монастырь, обращал внимание на большое количество кавказцев и среди братии, и среди трудников обители. Это были православные осетины, стекавшиеся сюда из Осетии иногда даже целыми семьями. Оказывается, отец Ипполит взял на себя настоящий подвиг, или, как говорят сами осетины, апостольский подвиг просвещения целого народа Осетии. Осетия-Алания – древняя христианская страна. Проповедью христианства там занималась знаменитая грузинская царица Тамара, которая сама была дочерью осетинской княгини. И осетины, в больших количествах приезжавшие к отцу Ипполиту, называли его, как это ни громко звучит, вторым апостолом Осетии. По благословению старца в Осетии открылись Аланский Свято-Успенский мужской монастырь в многострадальном осетинском городе Беслане и Богоявленский Аланский женский монастырь в другом осетинском городе – Алагире, который является самым южным женским монастырем на территории России. Созданный в Беслане монастырь находится в здании бывшей гостиницы, а храм монастыря – в бывшем клубе. Прозревая страшные бесланские события осенью 2004 года отец Ипполит и благословил создание там монастыря, чтобы на этом святом месте велась молитва, в которой, конечно же, нуждался этот город. То чудовищное и кровавое злодеяние, которое устроили 1 сентября в Беслане бандиты, многие люди считают местью князя мира сего православным бесланцам за их обращение ко Господу, за монастырь, посвященный Божией Матери, который как раз находится в двухстах метрах от этой несчастной школы. Сам старец Ипполит в Осетии никогда не был, но за годы его служения в Рыльском монастыре к нему, наверное, переездила вся эта небольшая республика. Как рассказывают насельники монастыря, «сама Осетия, непрекращающимся огромным потоком ехала в никому не известный город Рыльск, чтобы получить благословение у этого человека. От бандитов до министров – все были там. И никто – не отходил от отца Ипполита неутешенным». Поэтому осетины начинают постепенно возвращаться к исконной вере своих предков – Православию.

Внешне батюшка был высоким, немного сутулым, крупным, но не полным. Весь облик его одухотворяла благодать. Чистый ясный взгляд небесно-голубых глаз, радостное доброе лицо, светившееся любовью ко всем. Говорил он тихим, спокойным и тонким голосом. Мужчин и даже юношей называл отцами, ко многим обращался  на «вы». Он не навязывал своего мнения, а очень осторожно, тихо сообщал волю Божию людям. По воспоминанию духовных чад батюшки: «Сколько бы я избежал ошибок в своей жизни, если бы всегда понимал, что батюшка сообщает мне, недостойному, Божию волю!»

Отец Ипполит всегда всех призывал к миру со своими ближними и к смирению. Сам же он был само смирение, сама кротость. Он смирялся перед всеми, перед самым последним трудником, перед какой-нибудь деревенской бабушкой, которая несмотря на то, что сзади нее стоит огромная очередь к старцу, битый час пытается решить у него свои хозяйственные вопросы: продавать ли ей корову, заводить ли еще гусей и у кого лучше покупать муку. «Из всех путей выбирай самый смиренный, - учил он одного боголюбивого священника. – И себя считай за траву сухую, за прах земной, за пепел, за ничто». Батюшка учил простым вещам: должна быть детская вера и простота по слову Писания: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18, 3). Дети простосердечны, робки и смиренны, еще нет у них зависти и тщеславия, и желания первенствовать – и этим их качествам надо подражать, в этом и подавал всем пример отец Ипполит, не имевший и тени честолюбия и гордости. Был же он смиренномудрым и кротким, почитавшим себя ниже других. Одному иноку, что-то спрашивавшему о его монашеской жизни, батюшка ответил: «Какие мы монахи, отец. Мы разбойники, а не монахи!» Батюшка даже обличал так мягко, что могло показаться, будто он, наоборот, хвалит тебя, но вместе с этим чувствуешь, как у тебя просыпается совесть.

В каждом человеке батюшка видел образ Божий и поэтому был чужд осуждения и был склонен оправдывать всякого человека, который может, быть не заслуживал никакого оправдания. Схимонахиня Гавриила вспоминает: «Вот он как-то четыре дня был у нас в скиту, и в разговорах хоть бы кого-нибудь осудил. Наша матушка стала ему жаловать на одну молодую послушницу, у которой все из рук вон плохо получалось делать и на послушаниях, и везде. А батюшка начинает ее оправдывать. Матушка, мол, понимаешь, человек жил в городе, ничего не приспособлен делать, и что ты, дескать, от нее хочешь. А за этой женщиной мужчина какой-то бегал, и матушка опять жалуется: «Ну как это можно: в монастырь приехала и так себя ведет». А батюшка: «А ты молодая не была? Ну, кончено, ты же святая!» У нас матушка такая рьяная, все время на что-то жаловалась, а он не вторил ей, а все время ее останавливал. Только и сказал: «Ну, конечно, ты же святая!».. И весь сказ!»

Батюшка все время болел. И хотя он совершенно не уклонялся ни от лечения, ни от обследования, только, к сожалению, не следил за приемом лекарств, не старался скрупулезно их употреблять. Полегчало – и всё.

Батюшка Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом и даже песней. Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, он пел: «Виновата ли я…», а иной раз – «Виновата не я!» Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма или других каких-то поэтов, и цитировал  именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал ему на будущие искушения.

Во время отпевания отца Ипполита в декабре вокруг солнца была радуга полукругом, и было много свидетелей этого чуда. На девятый день после смерти отца Ипполита на его могиле замироточил крест. Миро собирали в стакан, оно снова выступало. Было много свидетелей этого чуда. Архимандрит Авель комментировал это так: «Для меня в этом нет ничего удивительного. Так Господь Своей благодатью почтил этого очень смиренного и простого человека». В этой-то простоте и заключалась та соль, которой мы, христиане, должны стремиться стать. Антоний Великий говорил: «Святые соединены с Богом своею простотою». И Сам Господь призывает нас: «Будьте мудры, как змии, и просты как голуби». (Мф. 10, 16). По смерти отец Ипполит являлся уже нескольким людям, подавая исцеления от тяжелых недугов, как душевных, так и телесных. Один Рыльский житель, далекий от Церкви и не знавший батюшку, собрался ехать в Курск на операцию – удалять камни из почек. Во сне за три дня до операции ему явился отец Ипполит и говорит: «Пойди на источник святителя Николая и попей водички». И хоть скептически тот относился к вере, все равно пошел, попил и обмылся. В ночь перед отъездом камни вышли сами. Операция не понадобилась.

О множестве православных людей, духоносных мужей и жен, которые жили и продолжают жить в наши дни на земле, один из таких людей, старец Паисий Святогорец говорит: «Облагодатствованный человек Божий передает Божественную благодать другим и изменяет людей плотских. Освобождая их от рабства страстей, он тем самым приближает их к Богу, и они спасаются».

По книге «Самый добрый батюшка на земле…», Москва, Изд-во «Луг духовный» , 2010 г.