Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, об исцелении расслабленного

Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Мф. 9, 2

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Первопричиной всех наших душевных и телесных недугов является грех. Потому-то исцеляя расслабленного, Спаситель начал с того, что вырвал сам корень терзающих его страданий – отпустил расслабленному прегрешения. А затем, в посрамление ропщущим фарисеям, с легкостью воздвиг Господь Иисус недужного с одра болезни, сказав: Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи... встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9, 6).

Врачи и лекарства могут принести нам лишь временное облегчение в страданиях. Но пока наши души осквернены грехом, не станут по-настоящему здоровыми и бодрыми и наши тела. Многочисленные болезни, постигающие нас и наших ближних, свидетельствуют о наших душевных пороках, маловерии, малодушии и холодности наших молитв. Ибо сказано в Священном Писании: Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 15).

Сказанное об отдельном человеке в полной мере может быть отнесено к целым народам и странам. Долгие десятилетия наше отечество пребывало в духовном расслаблении, в омертвении духовном, и поколение за поколением становились добычей вечной погибели. Паралич этот казался неизлечимым, но умилостивился Господь – и рухнула в одночасье тоталитарная власть, и Церковь Российская обрела свободу. Надо всей необъятной страной словно въяве прогремели слова Спасителя: прощаются тебе грехи твои и встань и иди.

Господь Иисус даровал расслабленному исцеление не по собственным его молитвам, но по горячей вере принесших его людей, столь настойчивых, что не нашедши, где пронесть его, за многолюством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью пред Иисуса (Лк. 5, 19). Видится, что и избавление нашего отечества от ига безбожия свершено Господом не по нашим немощным молитвам, а ради неотступного предстательства за народ старинных русских подвижников и новейших российских мучеников за веру.

Однако что можно было бы сказать о таком расслабленном, который и выздоровев упрямо оставался бы лежать на своей постели, требовал бы, чтобы его по-прежнему кормили с ложечки, умывали и причесывали? Не счел ли бы Господь такого человека недостойным дарованного ему исцеления, явленного над ним чуда?

Увы, возлюбленные, и мы с вами крайне медленно, как бы нехотя поднимаемся ныне с ложа духовного омертвения, словно не слышим призыва Спасителя: встань и иди. Потому-то и продолжают терзать страну нравственные и экономические недуги.

Да, под гнетом воинствующего атеизма, в тисках бесправия Российская Церковь обескровлена. В новых условиях на плечи духовенства легло тяжелейшее бремя. Нельзя оправдывать недостаточно ревностных пастырей, но нельзя и не видеть, что деятельность многих наших священников является истинно подвижнической. Сейчас Среднеазиатская епархия представляет собой огромную стройку: повсюду идет восстановление из руин домов Божиих и созидание новых храмов на месте разрушенных. И священнослужитель становится прорабом и снабженцем, плотником и каменщиком. В епархии не хватает десятков священников, один пастырь порой вынужден окормлять по два-три прихода. Наплыв верующих в храмы – это большая духовная радость, но в то же время нелегкая физическая нагрузка по совершению многочисленных треб. А священнослужитель отличается от мирян лишь дарованной ему от Бога благодатью при совершении Таинств, а тело его так же немощно и подвержено усталости, как и у всех людей – по народному присловью, он такой же «костяной и жильный». Поэтому немудрено, что ему подчас не хватает сил на истинно пастырскую деятельность: проповедь, разъяснение истин веры, глубокую духовную беседу с каждым из прихожан, частое посещение страждущих в больницах, домах престарелых, местах заключения. Это и вина, и беда наша.

Одновременно среди мирян господствует мнение, что Церковь состоит исключительно из священнослужителей. Такой взгляд не только ложен, но и прямо порочен. Апостол Павел говорит: Вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 27), то есть каждый христианин, иерей ли или мирянин, есть член Церкви и обязан служить ей по мере сил. Духовенство можно уподобить сердцу Церкви, но может ли тело состоять из одного сердца? Да не покажется вам слово мое слишком суровым, но не оттого ли так медленно и мучительно идет у нас духовное возрождение, что слишком многие хотят быть лишь чревом Церкви, потребляя ее благодатные дары и не желая или не умея помочь ей.

Благочестивые предки наши всячески старались облегчать своим пастырям бремя храмоздательства. По первому призыву священника люди брали кружки для пожертвований и проходили с ними сотни километров, пока не набирались требуемые средства. Собственными руками положить кирпич в созидаемый дом Божий почиталось за честь и за счастье. А что ныне? Есть и у нас подвижники из мирян, примером тому может служить Небит-Дагская община и некоторые другие, но как нечасты такие отрадные явления! На приходах епархии доводится видеть старушек, вместе со своим священником перетаскивающих кирпичи и мешки с цементом. Но увы, как редко приходят к нам молодые, полные сил люди, чтобы предложить бескорыстную помощь.

В России прошлого столетия мощной опорой Церкви были многочисленные православные братства и сестричества, бравшие на себя не только хозяйственные заботы и благотворительную деятельность, но и великое дело духовного просвещения. Ныне что говорить о подобном, когда на всю епархию не наберется и десяти таких просветителей из числа мирян. Создают немногие воскресные школы и преподают в них либо сами священники, либо их жены. Дети в общеобразовательных школах, сироты в детских домах растут в прежнем духовном мраке. Отечество наше представляет собой необозримую истощенную ниву, жаждущую впитать в себя живительное слово Божие. Неужели для этой нивы не найдется работников? Обливается кровью сердце при мысли о том, что рядом духовно гибнут тысячи и тысячи ближних наших, сынов и дочерей нашего народа. Особенно жалко детей, жаль молодежь, становящуюся добычей безнравственной, растлевающей пропаганды.

Неоценимую помощь могли бы оказать Церкви люди искусства и науки, но где эта помощь? Неужели наша интеллигенция до сих пор не прозрела? Страшный грех тяготеет на ней: до революции это сословие вскармливало бесов мятежа, в недавние десятилетия – творило фальшивую духовность. Неужели уделом талантливых и знающих так и останется словоблудие, самообман, самовлюбленность?

Порой мы чуть не подвигом почитаем для себя посещение богослужения, не понимая, что это отнюдь не подвиг, но дарованное от Господа духовное счастье. Большую же часть своего времени и сил мы либо отводим житейским хлопотам, либо «убиваем» на удовольствия и развлечения. Но не время убиваем мы таким образом, а собственные души. Мы называем себя православными христианами, однако, по слову святителя Иоанна Златоуста, «правая вера при порочной жизни не приносит никакой пользы».

Дорогие о Господе братья и сестры!

Вера без дел мертва (Иак. 2, 26), – предостерегает нас Священное Писание. Это вовсе не значит, что мы, подобно сектантам, должны забыть об очищении собственных душ в погоне за внешними проявлениями благочестия. Однако если мы не имеем добрых дел, это означает, что нас по-прежнему приковывает к земле духовное расслабление, что в нас нет ни настоящей веры, ни истинной любви. «Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах», – говорит святитель Тихон Задонский.

Потщимся же, возлюбленные, быть христианами не по названию только, но во всей полноте Божественного этого звания – и чистотой помыслов, и нелицемерной любовью, проявляющейся в добрых делах, как призывает нас святой Апостол и евангелист Иоанн Богослов: Дети мои! станем любить не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18). Аминь.