Да будет мысль твоя чиста. Наставления святых отцов

Нужно следить за своими мыслями, когда мы бываем одни. Какие именно мысли тогда овладевают нами? Что особенно мучит совесть? (о. Алексей Мечев).

Как-то сказала я батюшке, что во время пения и чтения в храме меня смущают помыслы тщеславия и теряется спокойствие совести. Он мне на это ответил: «Пред тем, как выйти читать, скажи про себя: "Господи, молитвами отца моего духовного (имя его) помоги мне"» (о. Алексей Мечев).

Злые и худые помыслы суть слова бесов и предтечи страстей (св. Григорий Синаит).

Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять, ибо бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, - и злое отвергать, и доброе обсуждать, и исполнять только то, что окажется истинно добрым (свт. Феофан Затворник).

Если хочешь иметь по Богу житие, помышляй всегда в тайне сердца своего, что ты ниже и хуже всех живущих с тобою. Преуспеяние состоит в том, чтобы приучить себя мыслить в сердце своем: «Каждый человек лучше меня». Без этой мысли человек, хотя бы великие дела совершил, хотя бы кровь пролил, - не угоден Богу.  От напора помыслов, от врага наносимых, читай Св. Евангелие, ибо Слово Духа Святаго отгоняет мрак душевный, более же вражеский (преп. Амвросий Оптинский).

В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром (св. Исаак Сирин).

Мы не можем остановить помыслов, но можем противиться им (св. Ефрем Сирин).

В уединении и тишине, а не в народе и молве родятся добрые и небесные мысли (свт. Тихон Задонский).

Нужно тебе не принимать худой мысли на ближнего твоего. Кто забывает свое заднее добро, тот есть самый мудрый человек. Кто к Св. Духу мыслию (в молитве) обращается, тот подобен бывает Моисею, от явления Божия лице прославлено имеющему (свт. Василий Великий).

Вопрос: По какой причине бывают хульные мысли? (На Бога, святых, иконы, Св. Тайны, вообще на священное). Ответ: Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов (св. Иоанн Лествичник).

Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает мир у сердца, тонко приводит к нарушению любви с ближними, - он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай - а то уловит и заставит вкусить от запрещенного древа; вооружайся скорее против него, гони его прочь от себя оружиями духовными: славословием Бога, благодарением Бога, преданием себя Его воле, укорением и осуждением себя, молитвою. Превосходное оружие при сильной брани: прийти в свою келью, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяй несколько раз в день и очень помогает (свт. Игнатий Брянчанинов).

Когда страсти взволнуются, ум омрачится и растеряется перед громадностью искушения, помыслы нападут с настойчивостью и неистовством, тогда не только против блудных помыслов, но и против помыслов гнева, печали, уныния, отчаяния, - словом, против всех греховных помыслов, самое надежное оружие - молитва с участием в ней тела (свт. Игнатий Брянчанинов).

Душа, которая любит осуждать людей или непослушлива, или невоздержанна, или оставила покаяние - не может избавиться от бесовских козней и освободиться от плохих помыслов (преп. Силуан Афонский).

Если не обленимся и не дадим у себя места порочным помыслам, но волею своею привлечем ум, понуждая помыслам устремиться к Богу, то, без сомнения, Господь Своею волею придет к нам и действительно соберет нас к Себе, потому что все богоугождение и служение зависит от помышлений (преп. Макарий Великий).

Особенно на сем пути наблюдать должно, чтоб не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по псаломнику: не возглаголют уста моя дел человеческих (преп. Серафим Саровский).

Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что воздух нашими действиями и нашими греховными мыслями загрязняется, и надо его очищать - святая вода отгоняет и уничтожает этот нечувствуемый смрад. Примеры внутреннего покаяния видны из дневника св. Иоанна Кронштадтского. Он пишет часто про то, как, заметив за собой грех раздражения, или внутреннего осуждения кого-либо, или принятия излишнего количества пищи, или суетной мысли во время богослужения и т.п., тотчас начинал каяться и усиленно просить Бога о прощении ему подобного греха. «Вот что замечаю в долгом опыте: все, в чем раскаялся человек, осудив себя и дела свои пред Богом и людьми, все это словно исчезает из бытия, становится словно никогда не бывшим, и внутренний свет очищается от всякой тьмы. Когда я исповедуюсь, то обвиняю себя во всех зломыслиях, потому что искренно не нахожу во всем мире такого греха, которого я не сотворил бы мимолетным прикосновением мысли».

Как только заметите, что подходит недоброе, сейчас поражайте то, - неприязнью, ненавистью, гневом. Это то же, что подать в грудь нападающего. Затем вопийте ко Господу, Матери Божией и Ангелу-Хранителю о помощи. И не переставайте вопить, пока не пройдет... Все дело внутренней жизни в этом: заметить врага, подать ему в грудь и вопиять ко Господу (свт. Феофан Затворник).

Много деланий деятельному уму; разумею же - помышление о любви к Богу, о памятовании смерти, о памятовании Бога, о памятовании царства, о ревности св. мучеников, о памятовании вездеприсутствия Божия, о памятовании Святых и умных Сил, о памятовании своего исхода, предстоящей встречи, мучения и вечного осуждения (св. Иоанн Лествичник).

Вырабатывается привычка: привыкнешь о Боге мыслить - так и будешь всегда в душе Его носить, привыкнешь мирское помышлять - так и будешь умом всегда в этом, привыкнешь мыслить страдания Господа, привыкнешь думать о вечном огне - так и усвоится это в душе (преп. Силуан Афонский).

«Помыслы, с которыми должно бороться, не всегда бывают худы, а нередко и добры с виду и очень часто безразличны. Касательно худых один закон — тотчас гнать; последние же должно разбирать, или рассуждать. Сюда относится всеми восхваляемая опытность различать помыслы, какие то есть исполнять и какие отвергать. Правила для сего предложить нельзя: всякий пусть учится сам из собственных своих опытов, ибо человек на человека не приходит, чтобы то есть чужое годилось для нас. Лучше так: заведен порядок дел — и ходи в нем, а все приходящее вновь, как бы благовидно оно ни казалось, гони вон. Если помысл ничего не представляет худого ни в себе, ни в последствии, то и тогда не вдруг склоняться на него, а терпеть до времени, чтобы не быть опрометчивым. Иные пять лет ждали и не исполняли помысла. Главнейший же закон — не доверять своему разуму и сердцу и всякий помысл поверять своему руководителю. Нарушение сего правила всегда было и есть причиною великих падений и прельщений. Худой помысл искушает, а благовидный прельщает. Кто увлекается первым, тот считается согрешившим, падшим, а кто увлекается последним, тот — состоящим в прелести. Изобразить все прельщения в их началах и свойствах возможно ли? К свойству их относится преимущественно то, что человек с уверенностью считает себя таким, каков он не есть, например: воззванным вразумлять других, способным к необыкновенной жизни и прочее. Источники их — тончайшая мысль, что я значу нечто, и значу немалое... Ничтожный мнит о себе нечто. К этой-то тайнейшей гордыне прицепляется враг и опутывает человека. Впрочем, и всякий тонкий худой помысл, нами не замечаемый, держит нас в прелести; когда мы думаем, что водимся помыслом добрым и благочестивым. В этом отношении можно сказать, что минуты не проходит, когда бы мы не были в прелести, ходим, словно в призраках, опутаны ими то в том, то в другом виде. (Свт. Феофан Затворник)