Старец Ефрем Аризонский - Беседы о молитве и трезвении - XVI

Но разве Христос до самого Креста не терпел оскорблений и злобы людской и демонской?.. Терпи, чадо мое, и мзда твоя на небе будет велика. Мы должны учесть, что искушения не прекратятся и мы всегда должны быть готовы к терпению. Во всяком случае, мзда терпящего немощи немощных будет велика, ибо он перенесет многое и по справедливости получит соответствующее воздаяние.

Но чем же еще является жизнь воина Христова, если не непрерывной бранью с врагом, который не отдыхает? И враг этот – диавол, дух лукавый, невещественный и неутомимый. Посему, доброе мое чадо, терпи, и наш благий Бог все исправит Своей безграничной и искренней любовью. Лишь бы мы со своей стороны делали то, что можем. Во всяком искушении терпи и долготерпи с рассудительностью и добрым руководством для преодоления искушения.

Ты расточай любовь, помощь, незлобие, а Бог все управит к нашей душевной пользе. Не теряй дерзновения и мужества. Терпи, чадо мое, терпи. Для нашего смирения нам попускается искушаться. Это лекарства, приносящие здравие твоей больной душе. Радуйся о том, что Бог заботится о твоих ранах. Благословляй Того, Кто считает тебя Своим чадом и наказывает, чтобы от Своего закона научить тебя мудрости. Блажен, его же накажешь и научишь. И есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, то вы незаконные дети, а не сыны. Стало быть, искушения удостоверяют нас в том, что мы дети Божии, а это причина великой радости и чести.

Итак, дерзай, чадо мое, и потерпи Господа и твори благостыню. Чадо мое, мы должны понимать, что многими и разнообразными искушениями мы прейдем настоящую жизнь. И часто будем орошать каждый шаг ее горькими слезами и воздыханиями. По таким законам восхотел начертать жизнь людей всепремудрый Бог. Да и Сам Он не избежал этого пути, ибо вся жизнь Христа состояла из скорбей и искушений. Кто из людей имеет право на то, чтобы избежать этого всеобщего закона? Никто! Тогда да мужаемся душой, смело сражаясь с любой удручающей трудностью этой жизни, доколе не призовет нас Божественное повеление покинуть настоящее и отойти к вечно пребывающему.

Как больному телом неприятны горькие лекарства и болезненные операции, но, зная, что через них врач возвращает ему здоровье, он терпит, и когда становится здоровым, изъявляет большую благодарность врачу за оказанное ему добро и уже не вспоминает о боли, потому что она прошла, так будем помышлять и о духовном. Все множество скорбей вызывает их неприятие, но потом приходит здравие души. И если бы великим Врачом – Богом не были посланы те скорби, то больные члены нашей души приходили бы во все худшее состояние. За этим бы последовало отравление и душевная смерть, то есть отлучение от Бога. Значит, мы должны благодарить Бога за все, чтобы не отпасть от благочестия.

Этому нас прекрасно научает апостол Иаков: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Искушения – это показатель внутреннего состояния каждого человека. Мореходный опыт капитана проявляется тогда, когда поднимаются многие бури. А то, каков есть христианин, выявляют различные скорби по Богу. Отними искушения, и никто не спасется. Не нужно только сознательно ввергать себя в искушение. Но, подвизаясь по Богу и следя за собой, мы будем встречать искушения по Божию попечению, либо по действу диавола, либо по собственной зависти или невнимательности, по неопытности или по причине человеческого лукавства и так далее. Но цель одна: терпение и настойчивость в подвиге с мыслью о том, что ничего не бывает без воли Божией. Стало быть, необходимы терпение и благодарение.

ОТКРОВЕНИЯ СТАРЦА ЕФРЕМА

«Эти молитвы нам оставили богопросвещенные Святые Отцы. Всего несколько слов: “Господи Иисусе Христе, помилуй нас” и “Пресвятая Богородице, спаси нас”…».

Собеседница: Битва с кем?

Старец Ефрем: С демонами.

Собеседница: Вы их видели?

Старец Ефрем: Да, я видел их наяву – так же, как я вижу людей.

У меня был великий старец, пламенный молитвенник, уникальный человек. Он всегда помышлял о небесном и предвкушал жизнь будущего века уже здесь, на земле. А нам он всё время говорил эти два слова: терпение и молитва. Он помогает нам и теперь, по особому Промыслу Божию. Мы, его послушники, никогда не ссорились друг с другом. Некоторые внешние создавали нам проблемы, клеветали на старца Иосифа и возводили на него ложные обвинения, но он учил нас не обращать на это внимания: «Пусть себе говорят, мы же будем молчать в ответ».

Собеседница: А мы, Гéронда, очень немощны во всём. Что будет с нами?

Старец Ефрем: Сейчас другие времена. И иные суды Божии в наше время. У старца Иосифа был «духовный университет». Я рад, что вы (его духовные чада) учитесь в духовной школе. Сегодня в духовной жизни происходит такое смешение… Огромный смерч сметает всё на своем пути. Крепко держитесь традиции, которую я вам передал, и знайте, что сегодня, когда мы говорим, что Иисус Христос есть наш Бог, – это настоящее исповедание веры. Тёмные силы очень не желают этого.

Собеседница: Гéронда, к чему вы пришли после стольких лет духовной брани?

Старец Ефрем: Все житейское имеет второстепенное значение. Главное – это имя Господа нашего Иисуса Христа. А ещё по прошествии многих лет я на практике убедился в том, что приобрести человека можно только любовью. Вся моя жизнь была «труд и болезнь»: нищета, война с немцами, голод в оккупации, соблазны и скорби в монастырях. Сильнейшая духовная брань. Мне удалось устоять только благодаря молитве ко Господу нашему Иисусу Христу и Матери Божией. Тот, кто не произносит имя Христа и Богородицы ежедневно, не является христианином.

Собеседница: Значит, самое сильное средство – это Иисусова молитва?

Старец Ефрем: Конечно, потому что благодаря ей мы постоянно помним о нашем Господе Христе. Эти молитвы нам оставили богопросвещенные Святые Отцы. Всего несколько слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас» и «Пресвятая Богородице, спаси нас». Не всякий может прочитать энциклопедии и многие тома книг, да это и не нужно: для спасения нам, христианам, достаточно этих двух молитв. Монахи, которые не отягощены житейскими попечениями, как мирские, много молятся и преуспевают в духовной жизни. И им очень помогает Богородица. Они словно говорят на ухо Христу – так близки они становятся Богу, ведь они посвящают молитве всё своё время, это их основное занятие. Тот, кто стяжал дар непрестанной сердечной молитвы, после смерти минует все мытарства и попадёт прямо ко Господу в Рай. Никакие супротивные силы не смогут ему воспрепятствовать, потому что имя Христа имеет великую силу. Бог есть Огнь поядающий.

Собеседница: Акафист Пресвятой Богородице – это сильная молитва?

Старец Ефрем: Конечно. Когда мы его читаем, то получаем радость и просвещение от Матери Божией. Богородица очень мне помогает и выводит меня из многих, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Собеседница: Сегодня мы страдаем от отчаяния и нетерпения.

Старец Ефрем: Отчаяние всегда исходит от диавола, и тот, кто впадает в отчаяние, ослабевает духовно. Основа всей нашей жизни – это терпение. Когда у нас его нет, наша жизнь рушится на глазах.

Собеседница: Гéронда, достигнув преклонного возраста, вы молитесь так же, как в молодости, или иначе?

Старец Ефрем: Теперь я молюсь лучше, чем прежде. Конечно, моя молитва не имеет той мощи, что была у старца Иосифа Исихаста, но и меня слышит Господь, и это утешает мою душу во всех переживаемых мною событиях.