Старец Ефрем Аризонский - Беседы о молитве и трезвении - XIV

Святой Бог попускает любящим Его искушения, дабы научить их борьбе. Когда благодать Божия отступает, тогда поднимается облако искушений, и человек доходит до того, что говорит: «Вот, Бог оставил меня!». Тысячи помыслов, удушье души, везде мрак и грех!

Все это делает святая Премудрость, святой Бог, и мы научаемся, что только Бог может нас спасти и что без Бога все наши труды – сор и солома, которые будут развеяны при малейшем ветерке искушения, и обнаружится, что мы ржавые железки, слабые и не способные противостать ни одному искушению без содействующей благодати святаго Бога.

Благодать Божественного Промысла таким образом преподает нам урок самопознания, то есть истинного смирения, сознательного, твердого и непоколебимого, потому что построить духовное здание без него мы не сможем. Господь доводит нас до отчаяния, дабы мы были вынуждены призывать Его скорбно и горестно, чтобы во время вопля к Нему освящались наши уста и сердце. Всему этому учат искушения. Будем молиться, чтобы Бог покрывал нас от искушений, но если они придут, мы должны переносить их с терпением и мудростью, дабы получить от них пользу. Посему во всем имей терпение и спасайся.

Не отчаивайтесь, когда впадаете в искушения и скорби. Не думайте, что Бог из-за наших грехов покинул нас. Нет, но Он наказывает нас, дабы научить мудрости. Он не желает, чтобы мы были «чурбанами», но умудренными мудростью по Богу. Если мы не подвергнемся брани, то как будет явлено то, что мы воины Христовы? Воин в бою может быть ранен, но это не означает, что он побежден. Мы снова встаем и вступаем в сражение. Положите доброе начало теперь, ибо «начало – половина всего». Понуждайте себя к бдению, ибо от него проистекает вечная жизнь.

Следите за своими помыслами. Душевный покой человеку подается только за смирение и кротость. Будь не упрямым, а смиренным. Не помышляй, что ты что-то из себя представляешь, ибо это гордость, а Бог гордыми гнушается. Всегда помышляй о том, что ты самый великий грешник в мире и что если благодать Божия оставит тебя, то ты падешь во все мирские грехи! Всегда осуждай себя. Поскольку мы недостаточны в смирении, Бог не перестанет смирять нас искушениями, доколе мы не выучим этот важнейший и спасительнейший урок. Будьте осторожны со страстными помыслами и мечтаниями. Изгоняйте их тотчас, как они появятся, потому что если такие мечтания замедлят, то окаянная душа подвергнется смертельной опасности. Время не для рассеяния, но для духовных приобретений. Кто нам дал гарантию, что, ложась спать, мы проснемся вновь? Посему будем понуждать себя. Нерадивый в бдении вместо благодати пожнет пороки.

Буря и штиль, брань и мир, здравие и болезнь, приобретение и потеря – этим характеризуется жизненный путь каждой души. Конец этого пути – смерть. Подвизайся, чадо мое. Разве настоящая жизнь не время подвигов? Разве жизнь всякого земного человека не сон? Станьте мужественными воинами Христовыми, не отрекайтесь от Него в своих делах. Подвизайся, стоя на духовной страже. Смирение – самый краткий путь к богообщению. Душевный покой – доподлинный признак здоровой души. Стяжание смирения – дело нелегкое. Необходим великий труд и время. Чтобы умертвить эгоизм, нужно принести самих себя в жертву. Растопчем собственное «я» и обратимся к совершенному отречению от себя. Горячо возлюбим послушание и, сражаясь до крови, с помощью Божией достигнем умерщвления эгоизма. Почему мы сокрушаемся от комариного укуса? Потому, что не имеем смирения. Имеющий смирение устраняет соблазн. Без истинного смирения соблазны остаются и возрастают, так что исчезает всякая надежда на исправление.

Зло нужно подавить в самом корне, а корень его – гордость, эгоизм, упрямство, своеволие, гнев и тому подобное. Все это излечивается лишь одним лекарством. Вот оно: возложение всей тяжести вины и искушения на самого себя. Всегда говори: «Я сам виноват. Все дело во мне. Я это терплю из-за своей страстности. Никто не виновен в моих страданиях, кроме меня, треокаянного». Важнейшую роль в духовном подвиге играет то, чтобы человек научился смиряться, укорять себя и оправдывать ближнего. Научившийся этому любомудрию срывает сладчайший плод свободы от страстей. Иначе же человек будет таскать за собой страсти к своей великой и постоянной скорби. Укоряй себя, чадо мое, непрестанно. Не оправдывай себя. Когда услышишь, как о тебе говорят что-то, скажи: «Правы мои братия. Таков я и есть. Мне и больше того подобает за мои грехи». Всегда считай себя ниже всех и избегай давать распоряжения, как имеющий власть. В немногих словах: смирение во всем. Поскольку у нас есть и явная гордость, и скрытая гордость, которую мы не осознаём, то Бог, желая очистить нас от этого зловония, поднимает бурю, которая выбросила бы на берег весь осадок, скопившийся за время нашего нерадения. В море, особенно в бухтах, сбрасывают весь мусор и нечистоты. Если бы не было штормов, то море стало бы рассадником инфекции. И то, что на море чистый и здоровый климат,– это только благодаря штормам.

Духовно то же самое бывает и с нашей душой, с нашим душевным морем. Постепенно от разных наших страстей и по невнимательности душа загрязняется. Да и диавол подбрасывает свои нечистоты. Мы же не замечаем того, сколько мусора собралось. Однако Бог все видит и, желая очистить нас, поднимает бурю, соответствующую степени загрязненности, и таким образом очищает наше душевное море. Иногда после искушения, когда мы перенесли его с терпением, мы видим свою душу облегченной, спокойной и радостной.

Необходимо внимание и с нашей стороны, чтобы нечистоты не собирались, дабы не было необходимости и в соответствующей буре. И святые люди попадали в бури, но эти бури были иного рода, имели иную цель. Иногда искушения помогали святым достигнуть большей святости, или посылались к их большей славе, или ради прославления силы Божией и утверждения православной веры. Будь внимателен, чадо мое, имей многое смирение, послушание советам старца, всецелую любовь и никогда не верь своему помыслу, но верно следуй указаниям своего старца.

Будь мудрым в своих словах: сначала подумай, а потом говори. Пусть язык твой не спешит опередить мысль в том, что ты должен сказать. Понуждай себя, затворяй свои уста и в радости, и в скорби. Опытность в том, чтобы и то, и другое удерживать в себе, ибо язык не умеет хранить богатство. Будьте осторожны со своим языком и умом, ибо хранение их наполняет душу светом Божиим. Но, у кого уста неукротимы, тот собирает в своей душе множество нечистот.

Будь осторожен в отношении своих уст, но прежде всего в отношении ума. Не позволяй дурным помыслам беседовать с тобой. Если молчание не соблюдается, – это дурной знак для будущности души, поскольку все, что она собирает, тут же теряет, ибо человек, небрежный в слове, небрежен и в остальном. Когда молчим, у нас есть время для внутренней и устной молитвы, для светлых помыслов, наполняющих светом ум и сердце. Чада мои, понуждайте себя, ибо враг старается предать нас мучению тем более, чем более мы нерадим в подвиге собственного спасения. Не дремлите, если желаете избежать сетей диавола, ибо всякий спящий получает смертельные раны, в то время как трезвящийся, сколько бы ни получал ударов, подвизается и сам наносит раны своему врагу. Молитву, чада мои, не теряйте из-за нерадения и рассеяния ума. Не забывайте, что, какое начало положите, такими и пребудете до конца. Не бойся, мы пройдем через огонь и воду. Через огонь – когда искушения покажутся нам подобными огню в своем действии: это постыдные помыслы, ненависть, зависть и подобные страсти. Через воду же – когда к нам придут помыслы отчаяния и уныния, потопляющие душу в водах. После испытания огнем и водой мы будем возведены в духовный покой освобождения от низких помыслов и в дарованное благодатью бесстрастие.

Старец Ефрем Аризонский. Искусство спасения. Беседы, Том 1, 2022