Старец Ефрем Аризонский - Беседы о молитве и трезвении - X

О страстях

Подвизайся, чадо мое, ибо путь Божий узок и тернист – не сам по себе, а по причине наших страстей. Ах, эти страсти, колючи их корни! Сколько труда, сколько боли, какие слезы, какие молитвы необходимы для того, чтобы увидеть малое облегчение! Настоящее мученичество! И раз мы желаем выкорчевать из своего сердца колючие сорняки – символ страстей, чтобы насадить культурные растения, то, конечно, приложим большой труд, и наши руки будут истекать кровью, а лицо покроется потом. Иногда нас будет посещать и отчаяние при виде того, сколько еще сорняков, сколько страстей!

Но мы с надеждой на Христа, Исправителя наших душ, будем прилагать заботу о земле нашего сердца, трудясь над его очищением. Терпение, скорбь, смирение, послушание, отсечение своей воли – все это содействует его возделыванию. Мы должны приложить все свое усердие, а Бог, видя наш труд, приходит и благословляет его, и так совершается наше преуспеяние. Дерзай, труд этот временный и мимолетный, в то время как награда на небе велика. Подвизайся и будь трезвенным в помыслах, твердо держись надежды, ибо это показывает, что дом построен на камне, камень же – Христос.

Клевета – великое зло. Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу. Святые отцы сильно обличают осуждение чужих грехов, недостатков или дурных привычек. Когда мы судим своего брата, мы осуждаем самих себя в великом грехе. Когда же мы покрываем нашего брата, тогда покрывает и Бог наши тяжкие грехи.

Сбрасывая покров с ближнего, мы отгоняем от себя благодать Божию и нам попускается впасть в те же прегрешения, чтобы научиться тому, что все мы немощны и что нас поддерживает благодать Божия. Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений. Главными причинами клеветы и осуждения являются гордость и эгоизм, потому что такой человек мнит, что он лучше других. Поэтому полезно считать себя меньшим всех, чтобы брата увидеть лучшим себя и суметь с помощью Божией избавиться от этого зла. Если что-либо подталкивает тебя к осуждению какого-нибудь поступка брата или дела, ты лучше постарайся помолиться о деле, чем пропускать его через суд своего рассудка.

Если затворишься в себе посредством молитвы, смирения, обретешь сокровище духа. Только удаляйся гордости и осуждения. Смотри, чадо мое, не осуждай ни одну душу, потому что осуждающему ближнего Бог попускает падение, чтобы он научился сочувствовать своему немощному брату. Всех нас укрепляет милость Божия, и, если мы возгордимся, Бог забирает Свою благодать и мы становимся хуже других.

Нужно терпеть немощи другого человека, ибо кто из нас совершенство? Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть, все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает. Осуждение – это серьезный грех. Также серьезным грехом является и нетерпение немощей ближнего. Любите, терпите, не замечайте немощей ближних, не гневайтесь, не горячитесь, прощайте друг друга, дабы уподобиться Христу и удостоиться быть рядом с Ним в Его Царстве. Избегайте, чада мои, осуждения. Это очень большой грех. Бог очень печалится, когда мы осуждаем и гнушаемся людьми. Будем заботиться лишь о своих ошибках, о них да будем болезновать, самих себя да будем осуждать и тогда обрящем милость и благодать от Бога. Эгоизм – худшее из зол. По его вине у нас происходят все ошибки, от него – возмущение помыслов. Бойтесь его и старайтесь от него освободиться, поскольку чем дольше он пребывает в нас неуязвленный, тем более будет наносить нам раны и причинять боль. Прошу вас, не осуждайте друг друга, ибо это совершенный эгоизм. Убежим далеко от эгоизма. Он источает отвратительное зловоние, и несчастен тот, кто лелеет его в себе.

Пусть брат оправдывает ошибку брата, и это – свидетельство смирения и любви. Брат, творящий так, обретет великую благодать Божию. Тот же, кто осуждает и соблазняет ближнего, должен знать, что не получит благодати, но и то, что имеет, потеряет, чтобы через страдание выучить урок смирения. Больше всего бойтесь осуждения в помыслах, потому что оно не обнаруживается явно в слове и не может быть исправлено услышавшим его. Берегитесь, повторяю, внутреннего осуждения, которое незаметно делает нас повинными смерти, лишает жизни в Божественной благодати и приносит нам, как горчайший напиток, душевное омертвение.

Имей кротость, не гневайся, потому что гнев – плод себялюбия и своеволия, в то время как кротость, напротив, – плод смиренного сердца и отсечения своей воли. Когда человек гневается, ум его теряет рассудительность и, как следствие, теряет и равновесие, увлекается неподобающими помыслами и образами. Когда человек опьянеет, теряет свое достоинство и становится смешон для людей. Так и гневливый в порыве ярости. Чтобы обрести мир в своей совести, мы должны усмирить и искоренить зверя гнева, который гнездится в эгоизме. Если случится так, что тебя обличит кто-либо, справедливо или от неуважения, сдержи себя, подави свое внутреннее возмущение, затвори уста и начни про себя творить молитву и увидишь, как тут же задохнется зверь! Но для каждой победы необходим подвиг!

Помыслы возношения и тщеславия страшны и труднопоборимы, но пред смирением Иисусовым они в буквальном смысле слова теряют свою силу. Страх и трепет должны охватывать тебя, когда ты явственно увидишь помыслы тщеславия и превозношения, потому что сообразно сим помыслам Промысл Божий подготавливает тебе наказание искушениями, чтобы научить смирению. Гордость не смиряется иначе, как пощечинами и падениями. Знай, чадо мое, что дух гордости одолеть чрезвычайно трудно, а дух тщеславия многоголов, как чертополох. Как бы ты ни изменял свой помысл или образ жизни, все будешь натыкаться на его колючки. И если так обстоит дело, то как же быть? Будем использовать любое средство, будь оно мысленным или вещественным, для смирения. Будем в первую очередь понуждать свой помысл мыслить смиренно, а освобождение от страсти или облегчение от нее возложим на Божественный Промысл, чтобы он сам все устроил. Мы со своей стороны будем подвизаться, а Бог соответственно нашему подвигу поможет нам. Ангелы на небе – во славе и пении. Люди – в своих домах и дворцах. А Бог и Творец – в пещере, в яслях для животных, как последний нищий! Что за смирение Иисусово! Стяжите это смирение, чада мои. Смирение – самая благодатная добродетель, сотканное из золота одеяние. Блажен облачившийся в него, он приобретет неизреченную духовную красоту. Самыми грязными страстями, напротив, являются гордость и эгоизм.

Как только человек приходит в состояние смирения и самоукорения, он замечает в своей душе сладкий покой, мир, утешение, облегчение и надежду! В то время как, напротив, о гордости души свидетельствуют беспокойство, смущение, гнев, похвальба, склонность к высокомерию и тому подобное. Увы! Какое зло порождает в человеке гордость! В ничто вменяет Бог его труды, и это потому, что человек – «водопроводный кран», а не источник! И как водопроводный кран может вменять себе истекающую воду, если видит, что причиной текущей воды является источник? Однако же забвение – наихудший учитель души, потому что если бы она помнила об истине, то не теряла бы рассудка.

Отчего пали великие подвижники, которые, хотя и отреклись от всего, но, на позор всему монашеству, впали в беснование и возвратились в мир? Оттого, что они считали себя лучше и добродетельнее других и полагали, что они якобы что-то делают. Откуда падение денницы? Разве не от гордого помысла? Итак, его злосчастие пусть будет уроком для нас, ведь нужно учиться не только на собственных несчастьях, но и на чужом жизненном опыте.

Старец Ефрем Аризонский. Искусство спасения. Беседы, Том 1, 2022