Старец Ефрем Аризонский - Беседы о молитве и трезвении - VII

Чадо мое, когда ты молчишь и творишь молитву со вниманием, то есть когда ум следит за молитвой, не переходя к чему-либо другому, кроме молитвы, тогда твой ум начинает приближаться к сладости Иисусовой. Если всегда будешь себя смирять, то это принесет тебе огромную пользу. Непрестанно ругай себя и никогда не оправдывай. Это значит: при любом искушении и в любом деле почитай брата правым и говори, что ошибаешься всегда ты. Это называется смирением.

Чадо мое, будь осторожен с мечтаниями и греховными помыслами. Все заключается в помысле. Поставь стража в уме, чтобы он не позволял безнравственным картинкам входить в воображательную часть ума. Иначе сразу рождается опасность, что душа согрешит и опечалит Того, Который ради всех нас был распят на бесчестном тогда древе, а теперь Честном Кресте.

Душевное прелюбодейство происходит очень легко, если мы позволяем постыдным помыслам и подобным мечтаниям господствовать внутри нас. Это не что иное, как душевное прелюбодейство. Чадо мое, если ты желаешь победить демона блуда, то будь осторожен с глазами. Также в немалой степени опасно рассматривать неподобающие изображения, газеты, журналы и тому подобное.

Пост не только в пище, но прежде всего строгий пост чувств. Все учение святых обращено главным образом на очищение ума от греховных мечтаний и помыслов и на очищение сердца от скверных чувств. Также они учат тому, что мы должны попирать любое нравственное зло еще в зачатке, чтобы сохранить душу чистой. Совершенно необходимо, как только хоть немного приблизится какой бы то ни было дурной помысл, изгонять его, творя одновременно молитву ко Господу. И если мы будем так отражать помыслы, происходящие от чувств или от диавола, то очень скоро ощутим радость и пользу от воздержания чувств.

Страстным помыслам не придавай значения. Презирай их совершенно, поскольку их образы отвратительны. Презрение к подбрасываемым диаволом помыслам спасительно. Смирение – прекраснейшее искусство, ибо научает уклоняться от встречи с ними и препирательства и притекать ко Христу через молитву. Отбрасывать их можно и возражая им, но это трудный подвиг, и подвижник Христов должен быть очень опытным, чтобы выйти из подвига без потерь, ведь и сатана сведущ в Писании и представляет свои доводы, стараясь подставить сражающемуся подножку.

А потому, что бы ни внушал он тебе посредством помыслов – будь то гордость, тщеславие, или осуждение, или иное что, ты поступай так, чтобы в одно ухо влетало, а в другое вылетало. Раз это страстные помыслы, беседовать с ними нечего, но твердо пребывай в молитве.

Не придавай значения тому, что говорит тебе враг. Как только он приготовится что-нибудь прошептать тебе на ухо, ты тотчас: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или «спаси мя» – быстро и без остановки, и вскоре увидишь, что обессилел помысл или давление его ослабло, и ты уже не будешь помнить точно, о чем он собирался сказать тебе.

Этот способ проще возражения, то есть противоречия всеваемому помыслу, и более эффективен, потому что после ухода демона и того, что он хотел сказать, ничего не остается, даже тени. А в результате противоречия демон, даже если он будет побежден и уйдет, оставляет после себя мусор и тени того, что он подсовывал душе, то есть легкие воспоминания о том, против чего сражался человек. Первый способ – тотчас прибегать к молитве – легок, и душа сразу успокаивается. А второй способ – противоречие – более труден. И если душа не выдержит его, то, возможно, получит раны от опытности демона в искусстве убеждения человека.

Убегай греховных мыслей, отсекай мечтание – всякий смущающий образ. Чадо мое, будь осторожен с мечтанием. От мечтания – все грехи, это корень греха. Поэтому смотри, как только придет мечтание о лице или деле, о чем-либо, что ты видел или слышал, сразу гневом и молитвой изгоняй его из своего ума. Твори краткую и сильную молитву. Тотчас мысленно умоляй Богородицу помочь тебе. Уповаю на Бога, что ты сподобишься победы. Ты погордился, и потому диавол поднял против тебя войну. Теперь смиряйся, уничижай, ругай себя в душе, и Бог, видя твое смирение, поможет тебе. Как ты убегаешь от огня, чтобы он не опалил тебя, и от змеи, чтобы она тебя не ужалила, так, и даже более, убегай мечтаний диавольских! Будь осторожен, говорю, с мечтаниями. От них великие духовные мужи пали и погибли.

Изгоняй, вражий помысл, как только он придет. Безжалостно бей мечтания о лицах и злых делах, ибо все зло исходит от мечтания: оно умеет посредством пяти чувств напоминать каждому о том, что он видел, что слышал и так далее, и вновь подает нам это «с пылу с жару», чтобы осквернить душу. Итак, с гневом изгоняй бесовские помыслы и оружием молитвы по благодати Христовой победишь любую диавольскую брань. Дурные помыслы тут же гони «пинками». «Вон, негодяи, – кричи, – вон из храма Божия, из моей души!». Изгоняй злые помыслы тотчас, как только они придут, не оставляй их в себе, потому что иначе подвергаешься опасности получить рану, и потом нужны будут слезы и стенания.

Терпи, чадо мое, помыслов бегай, как огня, ибо они опустошают душу, охлаждают и убивают ее! Но если мы внимательностью и молитвой изгоняем их, то они становятся для нас виновниками великой пользы. Посему подвизайся, не бойся. Призывай готового прийти на помощь нашего Врача. Не нужно много просьб, Он не требует денег, не гнушается ранами, Он принимает слезы и, как добрый самарянин, ухаживает и заботится об ураненном мысленными врагами. Итак, поспешим к Нему.

Что же до страстных помыслов, то они исходят из мечтательной части души, то есть приходят на ум лица, вещи, песни, поступки, которые собрали пять телесных чувств и по своим каналам переправили в хранилище воображения. И в нужное время диавол представляет нам всё, что накопили чувства, и возбуждает страстные помыслы, дабы захватить град Божий, то есть сердце, и осквернить его.

Посему искусство состоит в том, чтобы изгонять мечтания, представления и так далее, как только они изобразятся в нашем уме. И если мы, по благодати Божией, достигаем этого, то зло подавляется в самом зачатке и мы побеждаем его с небольшим трудом. Если же помыслы будут настойчивы, то мы, призывая имя Христово, с гневом противостанем им. Будем же стараться, когда видим лица, которые нас соблазняют, не пускать их образы внутрь себя, но тотчас изгонять, иначе образы эти будут переправлены в мечтательную часть души, и в нужный момент диавол использует их в брани против нас.

Много не разговаривайте, убегайте прекословия, споров, многословия и всего, что происходит от невнимательности к языку. Лишь только появятся злые помыслы, изгоняйте их из своего ума, а также и постыдные мечтания, ибо они, оставаясь на долгое время в уме и сердце, создают болезненное состояние. Но когда мы бдительны с самого начала появления постыдного мечтания и после него – постыдного помысла, то пребываем в мире и наслаждаемся чистотой. Посему, чада мои, будем внимательны к самим себе всякий раз, когда подступают разнообразные злые помыслы, потому что любой такой помысл, обретя ум невнимательным, входит и создает, в соответствии со страстью, нравственно нездоровое состояние.

Итак, раз человек обуревается главным образом помыслами, то спасает его трезвение! Слово «трезвение» производится от глагола «трезвиться», то есть быть внимательным, бдительным, бодрым. И если мы внимательны, бдительны, бодры, если мы следим за собой, то дом нашей души будет хорошо огражден и мы спасем свои души, ради которых подвизаемся на протяжении всей своей жизни.

Старец Ефрем Аризонский. Искусство спасения. Беседы, Том 1, 2022