Старец Ефрем Аризонский - Беседы о молитве и трезвении - I

В декабре 2019 года почил один из самых известных старцев современности, апостол Америки архимандрит Ефрем Аризонский (в миру Иоанниса Мораитиса; 1928-2019), духовный сын преподобного Иосифа Исихаста. Предлагаем беседы старца Ефрема, в которых он описал свою борьбу с помыслами посредством молитвы Иисусовой.

Позавчера вечером, когда я прилег поспать перед бдением, то, как только закрыл глаза, сразу понял, что мне предстоит вести борьбу со множеством бесов. Это была очень жестокая битва. В течение многих лет, которые я провел в монашеской жизни, у меня не было подобной битвы и борьбы. Из трех или, самое большое, четырех часов, в течение которых я отдыхал, по крайней мере, не менее трех часов происходила эта брань. Между всем этим был один час, когда я пробуждался, чтобы совершать крестное знамение и призывать имя Христово на помощь. А что именно происходило? Сначала я не видел, но ощущал, что происходило некое невидимое сражение с бесами. Поначалу их не видела моя душа, но после они стали видимы, и мы схватились врукопашную. Они были точно такими, какими их описывают в книгах — по сущности и по внешнему виду, именно такими я их видел. Черные, с хвостами, с рогами, с горящими глазами, и битва шла лицом к лицу. Душа очень ясно понимала, что сражается с этими духами, и постоянно и очень чисто произносила молитву. Чем дальше, тем больше озлоблялись бесы на то, что я произносил молитву. Мы схватывались врукопашную волосы летели клочьями. Проснувшись спустя три-четыре часа, я подумал: «Посмотри, с кем у нас идет война и борьба». Ранее неоднократно происходило нечто подобное, но в значительно меньшей степени и интенсивности. Такое было впервые — бесы были очень злы.

Я до такой степени изнемог от этой схватки, что осознал в тот момент, насколько бесы сильны, лукавы и злобны. Они постоянно разными способами пытаются подорвать и подчинить нашу волю, чтобы пересилить нас в борьбе, выйти победителями и свести в ад. И если в умно-духовной сфере происходит такая схватка, то что происходит там, в аду, где будут находиться люди, которые потерпели неудачу в духовной борьбе — как они несчастны, как их тиранят бесы!

Если только в одном-единственном сражении с бесами душа вступает в такую жестокую борьбу — напрягается, страдает, устает, цепенеет, то что будет там, в преисподней? Ведь посредством такого нападения демон всего лишь проявляет свою зависть к нам, старается отомстить и излить свою злобу, а в аду их великое множество и они будут тиранить души. Душа будет вечно находиться с ними, совместно мучиться, пребывать под их тиранической властью и видеть их! Страшное существование - и это во веки веков! Этой несчастной, мучительной жизни не будет конца. Святая Синклитикия говорила, что бесы сражаются с нами очень лукаво, и мы тоже должны сражаться и противодействовать им очень искусно и с хитростью. «Будем проявлять незлобие, - говорила она, - в отношении ближних, и ловкость в борьбе с лукавыми бесами».

Об интенсивности бесовских нападений мы можем судить по силе греховных помыслов. Многократно они приходят с большим натиском, злобой, яростью и угрозой разрушить, если получится, все. И если человек не противостоит им, если искусно и с ловкостью не отражает их, то они ниспровергают его и ведут в плен. Человек выполняет волю бесовскую и чувствует полное расстройство в своей душе.

Авва Пимен сравнивал страсти с корнями терновника. Тот, кто их выкорчевывает, ранится шипами, чувствует боль, и по его рукам течет кровь. Подобным образом и тот, кто хочет выкорчевать корни страстей из своего сердца, испытывает сильную боль и душевно кровоточит. И если человек не победит в этой борьбе, то освобождения от страстей не происходит, он остается страстным и несчастным и тащит за собой свои страсти в течение всей своей жизни. Он их видит, но не может противостоять их натиску. Апостол Павел говорит, что с началами и с властями происходит наша борьба. С началами и с властями, умными, духовными, предельно хитрыми, искусными в науке духовной борьбы. За тысячи лет они в совершенстве и точности овладели искусством увлекать человека на путь погибели. И когда мы против этих диавольских ученых оказываемся неискусными, неопытными, невнимательными, безразличными и нерадивыми, то каковым будет результат?

Когда святой Евфимий решил встать на монашескую стезю, по дороге в пустыню он размышлял, какому образу монашеской жизни ему последовать. Отправиться в пустыню? Он подумал, что там, не зная искусства умной брани, он не сможет воевать с бесами. Тогда он решил, что самый правильный и лучший способ обучения борьбе против бесов — это направиться в общежительный монастырь, отдать себя в послушание и вверить свою душу руководству духовного старца. Он последовал этому решению, нашел себе старца и изучил искусство искусств и науку наук — и затем стал Евфимием Великим. Однажды, когда он проходил мимо одного брата, тот упал на землю стал бесноваться. Прибежали братья и попросили святого, чтобы он перекрестил его и помолился об исцелении. Пользуясь случаем, святой сказал им: «Этот брат, отцы и братья, пришел в монастырь ребенком, но из-за того, что был невнимателен к своим помыслам, он стал одержимым и претерпевает все это. Он следовал своим помыслам, сам не замечая того. Это было скрыто и от других». Но когда приблизился святой, этого брата словно ударило током, и сразу стало ясно, что он одержим. Святой сказал: «Будьте внимательны, братья, к своим помыслам, потому что помыслы или ухудшают, или улучшают состояние души человека». От помыслов зависит, что нас ждет, ад или рай. И если мы хотим освободиться от страстей и немощей, мы должны жертвовать всем ради того, чтобы со вниманием совершать подвиг умного трезвения. Туда мы должны направить все наши силы и внимание.

Как только приходит некое мечтание, соединенное с греховным помыслом, то мы должны сразу его отвергнуть и прогнать от себя оружием молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Ум должен следить за тем, чтобы не принимать никакой греховный образ, и при его первом появлении сразу же извещать об этом душу. Душа должна сразу же с гневом вооружиться против этого помысла молитвой Иисусовой и начинать его преследовать. Если на это мы обратим наше внимание и осознаем, что мы находимся в состоянии борьбы, то сразу положим доброе начало. От этого зависит наша жизнь и смерть, рай и ад, отправление горе или долу.

Мы должны превратить ум в священную мастерскую. Отсюда начинается всё. Необходимо строгое внимание к тому, чем занят наш ум, не оставлять мысли без присмотра, так как злые мысли отравляют душу. Пусть каждое мгновение наш разум следит за тем, о чем мы думаем. Те, кто познал истину этого опыта, могут говорить об этом и понимают значение и важность этого делания. Когда мы оставляем наши чувства бесконтрольными и позволяем себе смотреть на что угодно, говорить и слушать, тогда в нас входит множество всего вредоносного. Подобно тому, как празднословие приводит к осуждению, злословию, непотребным словам, прелести и вообще ко всякому злу, то же самое с нами случается в еще большей степени в умственной сфере. Потому что ум молниеносно обходит весь мир и собирает духовный мусор, приносит его внутрь и человек становится сам не свой.

Духовное внимание помогает избежать этого, и тогда ум естественным образом пребывает чистым и, будучи чистым, принимает помощь Божию и безукоризненно молится. Такая молитва постепенно заполняет все сердце человека, от чего создается сердечная тишина, безмолвие, которое является не чем иным, как непрестанной молитвой именем Христовым. Наступает общее умиротворение внутреннего человека, который, будучи еще в этом мире, реально и истинно вкушает блага иного Мира. Он на деле познает то, что говорит нам Христос в Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас есть».

Старец Ефрем Аризонский. Беседы и письма. Т. 1. О молитве и трезвении. – СТСЛ, 2022