Наш будущий святой - Патриарх Никон (1605 - 1681)

7 мая по старому стилю – день его рождения. Самый великий человек «русской истории», так назвал Патриарха Никона митрополит Антоний (Храповицкий). Но даже если быть более осторожным, то следует признать, что святитель Никон - ключевая личность в истории русского Патриаршества.

В 1649 г. Никон был посвящен в митрополита Новгородского, с 25 июля 1652 г. он – Патриарх Московский и всея Руси. Между царем и Никоном сложились отношения большой сердечной дружбы. Алексей Михайлович воспринимал его как отца, называл "собинным другом" и стал титуловать "Великим Государем". Такое родство царя и Патриарха - новая высшая ступень отношении церкви и государства, духовного и мирского начал жизни. Патриарх Никон был человеком глубочайшей православный церковности, задача которую он сознательно ставил - сохранить русское общество в послушании Православной Церкви с целью неуклонного возвышении его к "Иерусалиму новому", ко Христу. В этом и состояла главная цель жизни и деятельности Патриарха Никона.

С самого начала своего патриаршества Святейший Никон установил строгую чинность в богослужении, единогласие и "наречное" пение при нем стало нормой. В вещественных образах Церковь должна являть людям невещественную красоту Горнего мира, Царства Небесного - таково было глубокое убеждения Патриарха, строгого постника и подвижника в личной жизни, носившего в быту самые простые одежды, а под ними - железные вериги. Главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Он сам являл пример милосердия к бедным, несправедливо притесняемым и нелицеприятия в обличении пороков сильных мира сего, чем нажил немало врагов в числе боярства. Под влиянием Патриарха в России упорядочивалась система попечения о нищих и убогих, велась активная борьба против несправедливости и коррупции. По настоянию Патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности. Продолжалась борьба за утверждение православия и хранения его от чуждых влияний. По свидетельству Павла Алеппского, при Патриархе Никоне все мусульманские мечети, армянские церкви и храмы западных исповеданий были вынесены за черту Москвы. Иностранцам, как и прежде, строго запрещалось входить в православные храмы, тем паче во время службы. Пресекалось всякое проникновения западных влияний в церковную жизнь. Публичное уничтожение икон "франкского письма" в Успенском соборе Кремля в 1654 году - яркое тому свидетельство. "Церковь - не стены каменные, но каноны и пастыри духовные", - говорил Патриарх Никон. Иными словами - пока нерушимо стоит каноническая ограда церкви и пастыри ее бодрствуют на страже "словесных овец" стада Христова, враждебные силы не могут проникнуть в него.

После многолетних размышлений, бесед с царем, греческими и киевскими учеными, Патриархом Иерусалимским Паисием Никон пришел к убеждению, что критерием правильности богослужебных книг и обрядов является их соответствие тому, что искони, в древности было принято Восточной Православной Церковью и передано ею Руси. С такими убеждениями патриарх Никон довершил дело исправления церковных обрядов и книг, закончив его к 1656 году.

Исправление обрядов совершалось в совете с соборным мнением Восточных церквей и с особыми Соборами русских иерархов и духовенства. Вместо двуперстия при крестном знамении, учение о котором было внесено в ряд важнейших книг при Патриархе Иосифе под воздействием партии Неронова - Аввакума, утверждалось троеперстие, более соответствовавшее древним русским обычаям и исконной практике Православного Востока.

Против исправлений восстали И.Неронов, Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил и некоторые их единомышленники. Так было положено идейные начало церковного раскола, но самый раскол, как широкое движение в народе, начался гораздо позже, без Никона и независимо от него. Патриарх Никон принял все необходимые меры, чтобы этого не случилось. В частности, при условии послушания Церкви он разрешал желающим служить по старым книгам и обрядам, допуская таким образом разность мнений и практики в церковных вопросах, не затрагивающих существа веры. Это дало основание историку Церкви митрополиту Макарию (Булгакову) справедливо утверждать, что «если бы Никон не оставил кафедры и правление его продолжалось далее,- раскола в Русской Церкви не было бы».

К расколу, однако, привели не только разногласия относительно книг и обрядов. Причина его заключалась прежде всего в различном восприятии идей, заложенных в концепции "третьего Рима", в противоречивости русского церковного самосознании того времени. В этой концепции верная общая мысль о духовно - канонической самостоятельности Поместной Русской Церкви в духе учения о кафоличности переходит в крайность утверждения ее самодостаточности.

В контексте идей о зависимости Церкви от царства получался "заколдованный круг": с одной стороны, русский царь потому и "благочестивый", что исповедует веру Православной Церкви, в которой воссияло особое благочестие, а с другой стороны, Русская Церковь потому и может сиять благочестием и сделаться Патриархатом, что находится в царстве «благочестивого царя». Неизбежно должен был возникнуть вопрос: кому в православном царстве принадлежит главенство в делах церковных и духовных – «священству» Церкви, в лице Патриарха или мирскому «царству» в лице царя? Патриарх Никон, опираясь в основном на святителя Иоанна Златоуста, твердо решил этот вопрос в пользу Церкви: в делах церковных «священство преболе царства есть» - цитировал он Златоуста. И добавлял от себя: «Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет, несть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников». В идее "третьего Рима" Святейший воспринимал прежде всего ее церковное, духовное содержание, выражавшееся также идеей «Русская земля - Новый Иерусалим», которая ставила акцент на христианской устремленности Святой Руси к Горнему миру. Призывая Русь к этой великой цели, Патриарх Никон последовательно создает ряд архитектурных комплексов, в которых заложена идея всечеловеческого вселенского значения Святой Руси. Это и Иверский Валдайский, и Кийский Крестный монастыри, но особенно - Воскресенский монастырь, получивший название Новый Иерусалим. Весь этот комплекс «подмосковной Палестины», включавшей в себя Иордан, Назарет, Вифлеем, Капернаум, Раму, Вифанию, Фавор, Ермон, Елеон, Гефсиманский сад, и т.д., в первую очередь – монастырь, а в нем - Воскресенский собор, построенный по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме с Голгофой и Гробом Спасителя, является двойным образом - иконой исторической «обетованной земли» Палестины и одновременно иконой обетованной земли Царства Небесного, «Иерусалима нового».

Получилось, что подлинное единение представителей всех народов во Христе на земле и на небе может быть осуществлено только на основе Православия и притом по Божию изволению в его русском выражении. Это было явным противопоставлением единства человечества в Церкви Христовой его объединению в антицеркви «великого архитектора природы» - сатаны с целью вавилонского столпотворения. Подмосковная Палестина с центром в Новом Иерусалиме становилась духовным средоточием всего мирового Православия, а Патриарх Никон как священноархимандрит Нового Иерусалима становился центральной фигурой Вселенской Церкви. Это и положило начало разлада между царем и Патриархом. Алексей Михайлович стоял на том, что только его столица Москва - образ Небесного Града и русский царь - глава всему православному миру. С 1657 года начинаются столкновения царя с Патриархом, в которых царь обнаруживает явное стремление взять в свои руки управление церковными делами.

10 июля 1658 года царь официально дал понять Патриарху Никону, что разрывает с ним узы личной дружбы. Без этого Никон не мыслил себе отношения Церкви и государства, он тут же оставил правление и удалился в Ново-Иерусалимский монастырь. Профессор М.В.Зызыкин пишет по этому поводу: "Уход Никона... был протестом против того, что царь перестал быть православным, нарушив свой обет и допустив бояр до захвата церковного управления. Если бы он не ушел, то явился бы потаковником… Его уход был высшей мерой протеста, увековеченного историей как борьба Патриарха с царем, как борьба Церкви с духом века сего, как борьба Нового Иерусалима с Вавилоном и антихристом, как борьба терпения и любви против насилия и несправедливости".

Ссорой Патриарха с царем воспользовались силы, враждебные России. Им важно было сокрушить внутреннюю духовную крепость страны. Очень злая роль в «деле» Никона была сыграна известным Паисием Лигаридом, митрополитом Газским, на самом деле - миссионером Римской конгрегации пропаганды веры, тайным католиком. Весьма таинственно выглядит интрига против Никона нескольких лиц еврейской национальности, которых он же с любовью взял в Новый Иерусалим. Они были связаны со своим соплеменникам лекарем "царския аптеки" Даниилом, которой постоянно нашептывал царю различные небылицы о Никоне. Эта интрига, пущенная в ход в самый критический момент 1665 г., произвела такое действие, что впоследствии Патриарх Никон в письме царю называл ее главной причиной своего низложения. Соборы русских архиереев, созванные в 1660 и 1665 гг., хотя и осудили Никона за "самовольное" оставление кафедры, но не сочли ни лишать его патриаршего сана, ни удалять из монастырей его постройки. Все это для Никона было очевидным свидетельством апокалиптических явлений, крушения на Руси чего-то самого ценного и важного, о чем он открыто с большой силой и скорбью говорил и писал.

Претензии царя на главенство в церковных делах- вот подлинная причина русской беды 17 столетия. Рушилась гармония отношений двух глав единого общества, а вместе с этим рушился весь уклад прежнюю русской жизни. Раскол между Церковью и государством повлек за собой и церковный раскол. Большой Московский Собор 1666 - 1667 гг. неправедно и несправедливо осудил Никона на лишение сана и ссылку в Белозерские монастыри. Этот же Собор осудил и проклял всех, кто придерживается старых обрядов, то есть поддержав и одобрив все исправления, сделанные при Никоне, Собор не поддержал важнейшей духовной линии Святейшего -допускать служение как по новым, так и по старым книгам и обрядам.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. В 1681 г., уже при новом царе Феодоре Алексеевиче, он был выпущен из заточения и должен был вернуться в свой любимый Новый Иерусалим. Но на пути, в Ярославле, 17/30 августа Святейший мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. В земной Новый Иерусалим привезли его тело и погребли как Патриарха. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о пребывании его души у Престола Божия - в Небесном Иерусалиме. И до сего дня не прекращается поток православных паломников в "подмосковную Палестину" Патриарха Никона. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Жизнь, деяния, благодатные дарования (чудотворения, прозорливость) Патриарха Никона позволяют вполне разделить мнения таких людей, как митрополит Антоний (Храповицкий), профессор М.В.Зызыкин и многих других о том, что этот поистине великий иерарх Русской Церкви достоин быть прославленным в сонме Божиих угодников, в земле Российской просиявших.

Издание Московской патриархии, газета «Православное чтение» 1990-1