Светлое Христово Воскресение. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова)

Христос воскресе! Эти слова говорили рано поутру ангелы женам-мироносицам, благовествуя им о воскресении Христовом. «Христос воскресе!» — благовествовали, в свою очередь, святые жены плачущим и рыдающим апостолам Христовым. «Христос воскресе!» — приветствовали друг друга и святые апостолы, спеша скорее поделиться общею радостью. И понеслось это радостное «Христос воскресе!» по всем концам земли, и повторяет его торжествующая Церковь Божия с чадами своими повсюду! И сколько радости, сколько утешения изливается в сердце от этих двух слов! Кажется, так бы и повторял всю жизнь: «Христос воскресе! Христос воскресе!»

Почему эти слова так сладостны, так вожделенны для сердца христианского? Потому, дорогие братия и сестры, что если бы Христос не воскрес, то не было бы нам никакой надежды на спасение и погибли бы мы тогда со грехами своими в глубинах адовых; не было бы тогда и веры нашей святой; мы были бы тогда самыми несчастными из созданий.

«Аще же Христос не воста, — говорит святой апостол Павел, — суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших... окаяннейши всех человек есмы» (1 Кор. 15, 17, 19). Если бы не воскрес Христос, начальник и совершитель нашего спасения, то мы не смогли бы и мечтать о нашем воскресении из мертвых. Но теперь Он воскрес — Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20), — и мы более не страшимся смерти. Что до того, что умрем? Ведь мы знаем, что грядет час, когда все мертвые и мы с ними восстанем из могил своих, и настанет для нас новая, вечно блаженная жизнь, и мы никогда более не умрем. В этой истине сомневаться не приходится. За несомненность сей истины ручается славное воскресение Начальника веры, Главы Церкви — Христа. «Если мы веруем, — говорит апостол Павел, — что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4, 14). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». В истине воскресения наших тел по смерти удостоверяет видимая природа. Безчисленны явления природы, где очевидно следует за разрушением не уничтожение, а воссоздание, где из смерти возникает новая жизнь. Одно едва заметное хлебное зерно, которое, сокрывшись в недрах земли, сгнивает и, согнивши, оживает и восстаёт прекрасным растением, не есть ли громкий провозвестник воскресения наших тел, умерших и согнивших?

Вот почему и трепещет радостно сердце наше при этих сладостных словах: «Христос воскресе!» — «Христос воскрес, — говорит каждому христианину его сердце, — значит, воскресну и я, ибо Христос — Глава моя, а я член Его».

Об одном только нам надо теперь позаботиться, дорогие братия и сестры, — чтобы воскреснуть не для суда и осуждения, а для жизни вечной и блаженной. Это уже дело усердия каждого. Главное сделано: врата в Царствие Божие открыты, Домовладыка Господь наш Иисус Христос стоит в этих вратах и зовёт всех и каждого: «Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). С нашей стороны требуется выполнить это непременное условие: соблюди заповеди Божии, и ты воскреснешь для вечной блаженной жизни; твори волю Сотворившего, и живот твой будет сокровен со Христом в Бозе (Кол. 3, 3).

Аминь.

 

Два ложных подхода к духовной жизни. Иеромонах Серафим (Роуз)

Какой бы мы ни сделали свою жизнь, каким бы подлинно христианским содержанием не наполняли ее, она все же несет на себе какой-то отпечаток "мне"- поколения, и мы должны быть достаточно скромны, чтобы признать это. С этого и начнем.

Существуют два ложных подхода к жизни вокруг нас, которые многие принимают, думая, что это и есть образец, как должны поступать православные христиане. Один, наиболее распространенный подход — просто идти в ногу со временем: приспосабливаться к рок-музыке, современным модам и вкусам и всему ритму нашей джазовой современной жизни.  Часто более старомодные родители мало соприкасаются с этой жизнью и живут более или менее отдельно своей собственной жизнью, но они будут улыбаться, видя, как их дети следуют за новейшим безумством, и думать, что это нечто безвредное.

Этот путь — полное несчастье для христианской жизни, это смерть души. Некоторые могут все еще вести внешне пристойную жизнь без борьбы с духом времени, но внутренне они мертвы и умирают, и, что печальнее всего, их дети заплатят за это различными психическими и духовными расстройствами и болезнями, которые все более и более распространяются. Так нельзя! Христианин должен отличаться от мира, и это должно быть одной из основных вещей, которые ему следует усвоить как часть своего христианского воспитания. Иначе нет смысла называть себя христианином, особенно православным христианином.

Ложный подход другой крайности — это то, что можно было бы назвать ложной духовностью. Поскольку переводы православных книг о духовной жизни становятся все более и более доступными, а православная терминология по духовной брани все более носится в воздухе, все большее и большее число людей толкует об исихазме, Иисусовой молитве, аскетической жизни, возвышенных молитвенных состояниях и о самых возвышенных из святых Отцов, вроде свв. Симеона Нового Богослова, Григория Паламы или Григория Синаита. Очень хорошо знать об этой действительно возвышенной стороне православной духовной жизни и почитать великих святых, которые на самом деле вели ее; но если мы не будем иметь очень реалистического и очень смиренного сознания того, насколько все мы далеки от жизни исихастов, и как мы мало подготовлены к тому, чтобы хотя бы приблизиться к ней, наш интерес к ней будет лишь еще одним из выражений нашего эгоцентрического пластмассового мира. Сейчас есть очень популярные книги на эту тему. Действительно, римо-католики сами активно занимаются этими вопросами под православным влиянием и оказывают влияние на других православных.

Например, иезуитский священник о. Джордж Мэлони пишет книги на эти темы, и переводит свв. Макария Великого и Симеона Нового Богослова и пытается сделать людей исихастами в их повседневной жизни. Они практикуют всевозможные виды "уединений", обычно "харизматических"; люди вдохновляются Св. Духом (якобы) и пробуют все виды аскезы, о которых мы знаем от святых Отцов, и которые стоят намного выше того уровня, на котором мы сегодня находимся.

Позвольте мне подчеркнуть вновь, что следует избегать обеих этих крайностей — обмирщения и сверхдуховности, но это не означает, что мы не должны иметь реалистического представления о тех законных требованиях, которые предъявляет нам мир, или что мы должны перестать почитать великих Отцов исихазма и пользоваться их разумными поучениями или самим прибегать к Иисусовой молитве в соответствии с нашими обстоятельствами и возможностями. Это лишь должно быть на нашем уровне, ближе к земле. Дело заключается в том (и это сегодня абсолютно необходимо для нашего понимания, как православных христиан), что мы должны глубоко понять, в какие времена живем, как на самом деле мы мало знаем и чувствуем наше Православие, как мы далеки не только от святых древности, но даже от простых православных христиан, живших сто лет тому назад или даже одно поколение назад, и как сильно нам надо стремиться, чтобы сегодня просто выжить как православным христианам.

О. Серафим (Роуз) - Православное мировоззрение