Наставления и пророчества старца Христофора Тульского

Отец Христофор (в миру Евгений Леонидович Никольский) родился 3 февраля 1905 года в селе Семеновка Тамбовской губернии в благочестивой многодетной семье протоиерея Леонида Васильевича (расстрелян в 1937 г.) и матушки его Клавдии Симеоновны. Дед его по матери тоже был священником. С детства Евгений полюбил храм, охотно помогал отцу во время богослужений, но по понятным причинам продолжить семейную традицию в те времена не смог. Он пошел по технической стезе: окончил Воронежский индустриальный техникум и до 1947 года трудился в миру на разных ответственных должностях. В то же время был усердным прихожанином храма, пел на клиросе и помогал в алтаре в калужской Николо-Козинской церкви. 1 января 1947 года он уволился с работы по собственному желанию, чтобы принять священный сан. Первым местом его службы стала церковь Успения Божией Матери в селе Себино Епифанского района – на родине блаженной Матронушки. Так началось служение отца Евгения в сельских храмах Тульской епархии…

Однажды в беседе он сказал, что вся приходская служба его – это не только молитвы в храме, но и строительство, и ремонты церквей: «Только кончу ремонт в одном храме, Владыка переводит меня в другой. И так всю Тульскую епархию прошел». Всегда приветливый, кроткий, благожелательный – батюшка сразу полюбился прихожанам. И когда наступал час разлуки, его переводили в другой храм, они забрасывали епархиальное начальство просьбами «вернуть отца духовного, без которого опустел, осиротел святой храм».   С 1958 года началось служение батюшки в храмах Тулы. 19 октября 1958 года протоиерей Евгений был пострижен в монашество с именем Евлогий и возведен в сан архимандрита. С 1969 года по благословению епископа Варфоломея отец Евлогий нес послушание духовника епархии. В 1992 году митрополитом Тульским и Белевским Серапионом (Фадеевым) архимандрит Евлогий был пострижен в великую схиму с именем Христофор. Особенно почитал батюшка преподобного Амвросия Оптинского, наставления которого часто цитировал. Надо переносить разные оскорбления с терпением, учил он. «Батюшка Амвросий так сказал: “Когда тебя хвалят, то тебя валят, а когда тебя корят – тебя дарят”. Как это понимать? Когда тебя хвалят, у тебя появляется честолюбие, тщеславие – тонкая гордость. А когда тебя корят, тебе показывают твои слабые места. Ты должен обратить на них внимание и укрепиться». Спрашивают у него: «Батюшка, а как с унынием бороться?» – «Молитва! Труд и молитва. Как говаривал батюшка Амвросий, «скука – уныния внука, а лености дочь, чтоб отогнать их прочь, в деле потрудись, Богу помолись. Скука уйдет, и уныние пройдет. Надо потрудиться и помолиться. К сему кротость и смирение прибавишь и от адских мук себя избавишь». Отец Христофор отошел ко Господу 9 декабря 1996 года. Батюшка лежал в простом гробу, и было ощущение, что он просто спит. Похоронили его на кладбище Венева монастыря около алтаря храма.

Веру в Бога батюшка считал величайшим даром: «Великое счастье на земле – верить в Бога». Это та самая драгоценнейшая евангельская жемчужина (см.: Мф. 13, 45), найдя которую, человек обретает все. Но для этого требуется подвиг. «Однако как ни драгоценна вера сама по себе, но мало верить, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19), надо еще Бога бояться, благоговеть пред Ним, как тварь перед Творцом. Вера – это только начало, а дальше начинается борьба». И на этом пути батюшка был строг к себе и окружающим.

Отца Христофора в полном смысле можно назвать сыном Церкви – так он благоговел перед ее Уставом и традициями. Единство в Церкви и единство со всею Церковью для него было важнейшим. Он и в проповедях говорил: «Как учит наша святая Мать-Церковь», «Сегодня наша святая Мать-Церковь чтит память...». На прихожан и своих духовных чад он смотрел как на равноправных членов Церкви, перед которыми тоже надо смиряться. И батюшка, не стесняясь, иногда при всех кланялся кому-либо, показывая тем самым, что выше смирения ничего нет, и что пастырей Господь послал не для того, чтобы им служили, их обожали, но чтобы самим послужить и явить людям любовь. Для него в духовной жизни не существовало мелочей, даже в малом отступить от Отцов и Предания означало падение, ибо неверный в малом, неверен и во многом (Лк. 16, 10). Службы батюшка никогда не сокращал. Своей «закоренелостью», «уставщичеством», молитвенностью и всем тем, что требовало неспешного пения, размеренного чтения, он приводил в недовольство «современных», реформистски настроенных отцов и прихожан.

Еще в 80-х годах XX века отец Христофор говорил, что Царь Николай II великий святой и его канонизируют. Народ стал слеп на все духовное, сетовал отец Христофор и называл причину: «Объясняешь-объясняешь, а они никак не могут понять. Это наказание нам за отступление от веры и Царя. Если какому другому народу и можно сделать снисхождение, то Русскому богопризванному народу эти грехи непростительны».

Батюшку очень тревожило то, что он видел: убогое духовное состояние нашего народа, измотанного безбожным 70-летним «вавилонским пленом», который привел его к равнодушию, безразличию и ханжеству, с одной стороны, а с другой – к потребительству и ориентации на западный образ жизни. Вспоминая, батюшка говорил, что гонения и скорби сплачивали людей, а теперь мнимая свобода лишила их ума, сделала безумными. Последние годы жизни отец Христофор горько плакал о России, и плач этот усугублялся тем, что его мало кто понимал: «Матушка Россия, бедная Россия! Что тебя ожидает, что тебя ожидает!.. Мир к погибели идет, не ко спасению, а к погибели».  Незадолго до смерти он говорил, что впереди нас ждут смуты и будет очень, очень тяжело, что время сейчас не политическое, а апокалиптическое. Еще в 80-х годах одной его духовной дочери было видение: Матерь Божия велела молиться Ее «Державной» иконе, и батюшка всем раздавал этот акафист и говорил, чтобы молились за Россию.

«Придет к власти меченый, и пойдет все... неразбериха, путаница. Вот с него все и начнется». Отец Христофор говорил, что антихрист не за горами и даже не за плечами, Апокалипсис уже близко. Сейчас надо думать не о продолжении рода человеческого, а о спасении душ – и, за редким исключением, не благословлял браки. К невенчанным батюшка был строг, ко Святой Чаше их даже не подпускал. Требовал либо венчаться, либо жить как брат с сестрой. В память о себе он заповедал читать каждое утро молитву от антихриста: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, избави нас от антихриста, вражия насилия и чародейства. Аминь».

«На весь мир, – говорил отец Христофор, – строится сатанинская сеть, чтобы весь мир проглотить. Это все – отречение от Бога». Самое главное, что обличал батюшка, это лукавство сегодняшнего времени. Но более всего для батюшки было печально то, что духовенство: архиереи и священники – не распознают этого прельщения. Про квартиры батюшка говорил, что это живые гробы, что чуть не заживо гнить будут в них, и еще с 70-х годов благословлял приобретать домики с земелькой, потому что будет голод, и земелька тогда прокормит. Еще говорил, что будут километровые очереди за водой. Батюшка говорил, как и преподобный Лаврентий Черниговский, что когда будут предантихристовы гонения, то будут увозить эшелонами, и что их будет три. Господь в свое время откроет, что это за эшелоны. Нужно стремиться сразу в первый эшелон и ничего не надо бояться. Говоря о будущих страшных событиях, о последних временах, когда и отпевать-то некому будет, батюшка не вселял ни в кого духа боязни и уныния. В его словах рядом с печалью было торжество веры, потому что Сам Господь будет укреплять людей. Во всем он видел неизреченный Промысел Божий и Его милосердие. Он даже как-то говорил, что чем ближе к концу, тем больше благодать, потому что одно неприятие всего сатанинского – уже спасение. Батюшка наставлял, чтобы до конца дней своих не ослабевали в делании добра, особенно тем, кто не имеет чем вам воздать, ибо воздавать тогда будет Христос. Кто кого спасет, тот им и спасется.