О ВОЗДУШНЫХ МЫТАРСТВАХ

IV

Бог, вечное Солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и в ней запечатлевает Свой образ. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием, - говорит Апостол (2 Кор. 7, 1). Тот же Апостол учит: Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, незнающие Бога... потому что Господь - мститель за все это... ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Сол. 4,3-7).

Мытарство 19-е – ересей. Не повинны ли в грехах ереси? Не слушали ли и не сочувствовали ли неправым мудрованиям о вере неверующих и еретиков? Не позволили ли себе отступничества от православного исповедания веры, неверия, сомнений в вере, порицания святыни и тому подобное? «Не отступай от Церкви, - говорит св. Златоуст, - нет ничего в мире сильнее ее; она - твоя надежда, в ней твое счастье и спасение. Если ты внутри ограды Церкви, тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем». Помните, что неверие, или безбожие, есть безумие. Рече безумен: несть Бог. «Но если нет основания, как сталось здание? Если нет домоздателя, архитектора, как дом созижден? Нет земледельца, откуда на ниве хлеб? Нет Мироздателя, откуда и как существует мир?» Взгляните на историю народов, на жизнь свою и близких, и вы увидите ясные следы Промысла Божия и воскликните с Давидом: Благослови, душе моя, Господа! При сомнениях - боритесь, не соглашайтесь с ними в уме, как будто так уже на деле есть, как они внушают. Рассматривайте сомнение, как непрошенного гостя, не отдавайтесь в его власть, отталкивайте его. Сомнения тотчас будут исчезать, как только потребуете их к суду ума, и особенно - Слова Божия. Добрые мысли и чувства спешите восстановить. Неуважение к святыне храмов и другим священным предметам - великий грех. Храм - место присутствия Божия, дом Божий, земля святая, врата небесные. Бог находится в Своем священном доме, и все предметы этого дома святы, честны; обращаться с ними и взирать на них нужно с благоговением и страхом Божиим.

Мытарство 20-е - немилосердия и жестокосердия. Не согрешили ли вообще немилосердием и жестокосердием к ближнему? Еще в Ветхом Завете Господь внушал людям: Милость и истина да не оставляют тебя, обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижалях сердца твоего. Господь Иисус Христос заповедует: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6. 36). Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5,7). Поэтому совершенная истина, что, если кто совершал и самые великие подвиги, но был немилостив, тот низвергнется в адскую бездну и никогда не получит милости Божией.

У грешников есть много исходного материала для смирения.

Преподобный Паисий Святогорец

Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваются с прежними долгами. Мы видим, что, когда жившая прежде греховно преподобная Мария Египетская покаялась и изменила свою жизнь, ее мучили мирские похоти.

Однако, для того чтобы прогнать эти похоти, преподобная вступила в великую борьбу. Диавол говорил ей: "Ну что ты потеряешь, если одним глазком взглянешь на Александрию? Я ведь не подталкиваю тебя бежать туда на гулянки! Ты только немножко погляди на нее издалека!" Но Святая даже и не глядела в ту сторону. Какое же у нее было покаяние! У других преподобных жен, не живших прежде мирской жизнью, такой брани не было. А у преподобной Марии, которая мирской жизнью жила, была и брань. Это страдание [от брани] — прижигание греховных ран. Таким вот образом и первые и вторые подходят к концу в одинаковом [духовном] состоянии.
— Геронда, а в случаях, как с преподобной Марией Египетской, подвизающийся совсем не имеет божественного утешения?

— Да как же не имеет! Имеет, да еще сколько! Преподобная Мария достигла такой духовной меры, что при молитве поднималась на локоть от земли.
Большие грешники, познав самих себя, естественным образом имеют много исходного материала для смирения. Конечно, любое падение остается падением. Но падение — это еще и исходный материал, "сырье" для смирения и молитвы. Грехи, которые используются грешником для смирения, все равно что навоз, которым мы удобряем растения. Так отчего же не использовать это вещество для удобрения нивы своей души, чтобы она стала плодородной и дала урожай? То есть человек, совершивший большие грехи, прочувствовав, насколько велика его вина, и сказав: "Мне не должно поднимать главу и смотреть на человека", сильно смиряется и поэтому приемлет многую Благодать. Он устойчиво, без сбоев преуспевает и может достичь немалой [духовной] меры. А тот, кто больших грехов не делал, не расположив себя правильно, не будет говорить: "Бог сохранил меня от многих опасностей, а я настолько неблагодарен. Я грешнее самого великого грешника". Такой человек духовно уступает смиряющему себя грешнику.

Вспомните хотя бы фарисея и мытаря. У фарисея были дела, но была и гордыня. А у мытаря были грехи, однако он признавал их, сокрушался, смирялся — а это и есть то главное, чего хочет от человека Христос. Поэтому — легким способом — мытарь спасся. Видели, как изображен фарисей на одной иконе? Он показывает на мытаря пальцем: "Я не такой, как он!" Бедный мытарь, прячась за колонной, и глаз не смеет поднять, чтобы поглядеть вокруг. А фарисей показывает Христу пальцем, где находится мытарь! Вы обратили на это внимание? Можно подумать, Христос Сам не знал, где прятался мытарь! И вот, несмотря на то что фарисей исполнял внешние предписания закона, все это не принесло ему никакой пользы. Что творит гордость! Грешник, у которого нет смирения, обладает мытаревыми грехами и фарисеевой гордыней. Двойные "дарования"! Как говорят в Эпире, "и вшивый и паршивый".
Чтобы стать духовно здоровыми, постарайтесь, насколько возможно, очиститься от духовных токсинов — то есть страстей.

О том, какое благоговение было раньше. Преподобный Паисий Святогорец

- Почему же, Геронда, благоговение столь нечасто встречается в наши времена? - Потому что люди перестали жить духовно. Они истолковывают все посредством мирской логики и изгоняют божественную Благодать. А раньше какое же было благоговение!

- Геронда, а благоговение, которое было у фарасиотов, развил в них святой Арсений?
- У них и прежде было благоговение, а святой еще больше развил его в них. У фарасиотов было благоговение по преданию. У старика Продромоса Карциноглу, певчего святого Арсения, было много благоговения. Он и в Конице, был певчим в храме. Этот старик, которому было больше восьмидесяти лет, каждое утро спозаранку примерно полчаса спускался пешком в Нижнюю Коницу для того, чтобы петь в церкви. "Аз, - говорил он, - есмь пес Христов". Зимой, в заморозки, спуски были очень опасные. Дорога покрывалась льдом, и надо было искать, куда наступить, чтобы не поскользнуться. А он на все это не обращал внимания. Вот какое благоговение!..Родители рассказывали мне, что фарасиоты [когда они еще были] у себя на родине, собрали деньги, чтобы построить там, в Фарасах, церковь. Однако потом святой Арсений хотел раздать эти деньги нищим, потому что храм в Фарасах уже был. Сам святой пошел по бедным семьям раздавать деньги, но несчастные их не брали. Как забрать деньги у церкви? И поскольку деньги не брали, преподобный был вынужден послать старосту сельской общины с этими деньгами к Владыке в Кесарию.

"Возьми, - сказал ему святой, - спутника в дорогу". - "Хватит мне, - ответил староста, - твоего благословения". Когда он привез деньги Владыке, тот спросил его: "Хорошо, а что Хаджифенди вам велел с ними сделать?" - "Раздать бедным семьям", - ответил староста. "Почему же вы не послушали его?" - "Не берут люди этих денег, потому что они церковные". В конце концов и Владыка вернул эти деньги старосте. Фарасиоты, уезжая из Фарас по обмену, сказали святому Арсению, что возьмут эти деньги с собой, чтобы построить в Греции церковь. Тогда святой Арсений заплакал и сказал им: "В Греции вы найдете много церквей, но той веры, которая здесь, вам там не найти".