О воздушных мытарствах

В Священном Предании, согласном с Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах. Сущность учения о мытарствах излагает св. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства - это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые.

На мытарствах душа в присутствии ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего Судии-Бога, постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся, по приговору невидимого суда, демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.  В житии преп. Василия Нового (Ч. М. 26 марта) повествуется, что ученику его преп. Григорию (тоже 26 марта) были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преп. Феодоры (память 8 дек.). Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.

Мытарство 1-е – празднословия

Не подвержены ли вы пороку празднословия? Не любите ли бесед безрассудных, скверных, нечистых? А для того чтобы обуздать язык свой, молитесь сколько возможно чаще: Положи, Господи, хранение устом моим! Не произносили ли слов непотребных, срамных и кощунственных? Не соглашались ли малодушно с теми, кто кощунственно осмеивал Св. учение, Таинства и обряды св. Матери-Церкви? Этот грех близок к богохулению и навлекает на виновных страшное наказание Божие. На всяком месте очи Господни; они видят и злых, и добрых (Притч. 15, 7), и Бог не оставит безнаказанным богохулящего.

Не любили ли предаваться суесловию, сквернословию, петь бесстыдные песни, производить бесчинные крики, смех и хохот? Может быть, вы не считали все это за грех и не исповедовались во всем этом духовному отцу и не раскаивались?

Мытарство 2-е  - лжи

Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. В Св. Писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог. Он сам говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Видите, от Кого мы отлучаем себя, когда лжем, и с кем соединяемся ложью!

Не согрешили ли когда клятвопреступлением? Господь грозно наказывает клятвопреступников. Св. Василий Великий не оправдывает даже невольного и вынужденного насилием нарушения клятвы: если клятва утверждена именем Божиим, то христианин должен лучше потерпеть за истину, чем изменить клятве.

Не божились ли? Не призывали ли имя Божие напрасно, в обыкновенных разговорах, без должного благоговения? Не принуждали ли кого к божбе? В Ветхом Завете по закону побивали камнями тех, кто произносил имя Божие с пренебрежением. «Слуга не смеет без нужды назвать имя своего господина, а ты имя Господа, Ангелов произносишь везде без нужды и с великой небрежностью!» - замечает св. Иоанн Златоуст.

Не клялись ли когда ложно, т.е. не утверждали ли клятвой того, чего не было? Господь воспрещает ложную клятву и указывает на Себя как на Отмстителя лжи. Всевидящий видит самые тайные помышления нашего сердца и, как Правый Судия, строго взыщет за поругание Своего имени.

Не оклеветали ли кого на суде? Клевета строго запрещена в слове Божием. Клевета удаляет от Бога, как утверждает царь Давид.

Не нарушали ли когда данных Богу обетов? «Человек, - говорит св. пророк Моисей, - иже обещает обет Господу или клянется клятвой, вся, елика изыдут из уст его, да сотворит». Видите, обеты стоят наряду с клятвой. Все святые угодники Божий и в Ветхом и в Новом Завете строго исполняли данные Богу обеты: пророк Иаков - в Вефиле, прав. Анна - в скинии, Пресвятая Дева Мария - во храме и др.

Искренно ли всегда исповедуете свои грехи? Не утаивали ли чего на исповеди? Кто утаивает от духовника грехи на исповеди, тот хотя и услышит от него прощение, но Дух Святой, сердцеведец, не простит и не разрешит его. За утаенные тяжкие грехи люди еще здесь, на земле, при своей кончине, мучимы бывают бесами, а по смерти подлежат мучению в аду. Об этом есть много сказаний в душеполезных книгах.

Мытарство 3-е - осуждения и клеветы

Не осуждали ли когда кого? Не любили ли клеветать на кого, бесславить, хулить и бранить ближнего? Не слушали ли сплетни и пересуды? Сам Судия и Царь Небесный сказал: Не судите, да не судимы будете! Значит, виновные в осуждении суть сознательные и намеренные ослушники воли Божией. Они дерзко присваивают себе право, принадлежащее одному Богу. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. Один Бог силен поднять его, - говорит св. Апостол Павел, суд Божий неизвестен людям, и один этот суд Правосудного Бога правилен. Наш суд, как грешных людей, неправилен.

Не любили ли смеяться над чужими недостатками? Не осуждали ли и не смеялись ли над пастырями Церкви? Насмешка над ближним совсем непозволительна христианину. Она закрывает и извращает добрые качества того лица, на которое падает, следовательно, сюда входит и клевета. Насмешка больнее прямого порицания и укора отзывается в душе человека, подвергаемого осмеянию, и более вредит его чести, ибо в ней выражается бессердечие и осуждение ближнего, она имеет характер удовольствия, чем делает грех заманчивее. Что касается осуждения пастырей Церкви, бойтесь его. Если великому наказанию подвергаются оскорбители слуг земного царя, то какому наказанию подвергнутся оскорбители служителей Царя Небесного, которых Сам Дух Святой поставил пасти Церковь Господа Бога. Где нет уважения к священному сану, там нет уважения и к религии. Безнравственные враги общественного порядка всех времен ни о чем так не заботились, как ослабить клеветой и злословием уважение к священному сану. Если видите, что священник согрешает, оставьте суд Господу, вспомнив слова Спасителя: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.

Мытарство 4-е - чревоугодия

Не предавались ли чревоугодию, объедению, тайноядению и, особенно, пьянству? Слово Божие научает проводить жизнь воздержанную: внимательно смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством... (Лк. 21,34) «Пресыщением отягощенное чрево, - говорит митр. Филарет, - как гиря, висит под крыльями духа и тянет его к земле». Не обманывайтесь: пьяницы Царства Божьего не наследуют, - говорит св. Апостол Павел (1 Кор. 6,9-10). Горе человеку от пьянства. Тысячи бедствий испытывает он от него и в здешней жизни, и в будущей, лишаясь вечного блаженства. Бегайте от пьянства, как от страшного яда, как от огня, страшитесь его, как западни диавола, через которую он уловляет души.

Соблюдаете ли вы вообще посты, установленные Церковью? Все церковные и благочестивые обряды мы должны соблюдать и уважать, даже если через исполнение их и будем неприятны людям, не привыкшим соблюдать их. Зато такое благочестие наше будет приятно Богу, свв. Ангелам и святым Его, нас за это будут уважать все добрые люди.

Помните, что пост есть лучшее средство побороть чувственность нашей греховной природы и обуздать гибельные страсти. «Посты делают душу доброй, облегчают ее крылья, возносят выше земного, к горнему» (Иоанн Златоуст. Беседы на Кн. Бытия). Но пост телесный необходимо соединять с духовным, т.е. с воздержанием от гнева, ненависти, злопамятства, осуждения и т. п., с покаянием, благотворением, молитвой.

Не приходилось ли вам упиваться на пирах, быть часто в местах общественных увеселений, в шумных компаниях, проводить время в картежной игре, чрезмерно предаваться всем светским удовольствиям?

Помните мудрое правило: «Чего глаза не видели и уши не слыхали, то и на ум не придет, и сердце того не пожелает». Я ничего не имею, если вы можете удержаться в тех пределах, в каких думаете держать себя. Но удержите ли вы себя в них? Припомните народное изречение: «Берегись первой чарки». Оно взято из опыта: выпив одну чарку, трудно удержаться от другой, третьей, а там уж и без счета.

Мытарство 5-е - лености

Не любили ли проводить время в лености? Помните, что труд заповедан Господом: Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои. Святые отцы говорят: «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно и души и тела человеческие портятся от праздности - матери пороков».

Не погрешили ли когда тунеядством, т.е. пользовались чужими трудами, не оплачивая их, или сами, получая плату, не исполняли точно своих обязанностей? Строящий дом свой на чужие деньги то же, что собирающий камни для своей могилы. «Хватай, человек, - говорит св. Тихон Задонский, - как хочешь и что хочешь, однако знай, что все чужое из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, истребит».