Об артосе - Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова)

Христос воскресе! Дорогие братия и сестры, среди многих церковных священных обрядов, которыми сопровождается светлое и светоносное торжество Светлого Христова Воскресения, мы видим и такой: в первый день Воскресения Господня в храмах полагается особо приготовленный хлеб, освящённый молитвою и окроплением водой святой и называемый по-гречески артосом. В продолжение всей Светлой седмицы освященный сей хлеб остаётся в храме пред иконостастом, и по окончании светлых дней праздника, после вторичного благословения, он раздробляется и преподаётся верующим. Многие из вас, может быть, не знают, для чего утверждён такой пасхальный обычай и какое с ним соединено воспоминание. Это, дорогие братия и сестры, творится в воспоминание многих весьма важных событий из последних дней пребывания Воскресшего Господа на земле — творится для того, чтобы вожделенный образ Воскресшего живее и глубже напечатлелся в душах и сердцах наших, по заповеди апостольской: «Поминай Господа Иисуса Христа, восставшего от мертвых» (2 Тим. 2, 8). Помните, дорогие братия и сестры, что Господь Иисус Христос, отходя на крестные страдания Свои, в последний раз беседовал с учениками Своими в горнице Сионской за тайною вечерею, где прием хлеб и благословив преломи, и даяше учеником и, рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое (Мф. 26, 26), сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

Известно также, что в первый день светоносного воскресения Своего, пред вечером, Он сопутствовал двум ученикам Своим, шедшим в Эммаус, и, не узнанный ими, объяснил им Писание, вошёл с ними в дом, возлег за трапезою и приим хлеб благослови, и преломив даяше има... и познася има в преломлении хлеба (Лк. 24, 30, 35). Наконец, явившись ученикам Своим на море Тивериадском, Господь Сам чудодейственно приготовил им трапезу и рече им: «Приидите, обедуйте... и прият хлеб и даде им» (Ин. 21, 12, 13). Можете представить себе, дорогие, как драгоценно было для святых апостолов воспоминание о сих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа, при которых дух их восхищался радостию неизреченною о тех утешительных беседах, от которых душа погружалась в море блаженства.

Посему-то они во всю последующую жизнь свою старались сохранить сии драгоценные воспоминания и тем как бы продлить блаженные минуты видимого пребывания с ними Господа. Для сего, между прочим, всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли свободным и полагали пред ним хлеб — в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет их трапезу и подаёт им пищу и питие.

Святая Церковь, унаследовавшая от апостолов их пламенную любовь к своему Господу, удержала и сохранила навсегда и их святые обычаи. Для сего, по примеру апостольскому, в праздник Воскресения Христова она полагает среди собрания верующих хлеб сей — в воспоминание тех утешительных явлений Воскресшего Господа, коих самовидцами и свидетелями были святые апостолы, и в ознаменование невидимого пребывания Самого Воскресшего Господа посреди собрания верующих, ибо Он Сам обещал нам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. И се, А з с вами есмь во вся дни до скончания века» (см.: Мф. 18, 20; 28, 20).  Молитвою и молением испрашивает Святая Церковь, чтобы Сам Гос­подь благословил сей воспоминательный о Нем хлеб, как благословлял Он трапезу ученикам Своим, и чтобы Сам руками служителей Своих преподал оный верующим, как благоволил преподавать ученикам Своим Своими пречистыми и божественными руками. Поэтому много и очень много драгоценных для сердца христианского воспоминаний, братия мои, соединено с сим освященным хлебом и столько благословенного для души верующей заключено в нём. Примите его от рук священника, как бы от пречистых рук Самого Воскресшего Господа. Вкушая от сего хлеба, переноситесь благоговейною мыслию в те священные места, где Сам Воскресший Господь являлся ученикам Своим и глаголал им яже о Царствии Божии (Деян. 1, 3). На тайной вечере мы слышим Господа, беседующего о смирении и братолюбии как о первой и главной христианской добродетели, как о вернейшем признаке истинных учеников Христовых; видим, как Он, Господь и Учитель, поучает сей добродетели не столько словом, сколько собственным Своим примером. Сам смиряется до звания раба пред учениками Своими, собственными пречистыми руками омывает их ноги и отирает полотенцем. Примем же благим сердцем это трогательное увещание к смирению и братолюбию. Изгоним из сердца своего всякую злобу и недоброжелательство, горькую зависть и лукавство, всякое превозношение и презорство.

На пути в Эммаус мы слышим беседу Господа о Его спасительных страданиях, от которой горели сердца учеников Его. Святые евангелисты не передали нам беседы сей словами Самого Господа, но слово крестное составляло существенную и главную часть всей проповеди святых апостолов. Читая их послания, мы можем удостовериться со всею ясностью и подробностью, от всех писаний пророческих, яко тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою (Лк. 24, 26): так нужно было для удовлетворения правде Божией, для восстановления святости закона Божия, попранного грехопадением человека. Подобало воплотиться и пострадати Сыну Божию, чтобы избавить нас от проклятия и смерти.

Так нужно было Ему внити в славу Свою — воскресением от мертвых и вознесением на небо, чтобы совозвести с Собою и нас, совоскресить и спосадить в небесных. О сем предвещали все пророки, о сем проповедуют святые апостолы. Будем, дорогие братия и сестры, несомненно веровать их богодухновенным словам, чтобы не заслужить упрека от Господа: «О несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы!» (Лк. 24, 25).

Переносясь духом во след Господа к морю Тивериадскому, будем готовы, братия и сестры, отвечать Господу на Его вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Господь каждого из нас спрашивает по примеру, как Он вопрошал Симона Петра. «Любишь ли Меня? — вопрошает Он и каждого из нас. — Любишь ли Меня ты, которого Я ценою крови Моей искупил от греха, проклятия и смерти, от уз ада и диавола? Покажи Мне любовь твою от дел твоих: яви Мне усердие твоё благоговением ко храму Моему, послушанием слову Моему, исполнением заповеди Моей, приятием таинств Моих со страхом и верою, чистотою и благоговением».

О, если бы каждый из нас с чистым сердцем, с безупречною совестью, от полноты любящей души мог исповедать пред Своим Спасителем и Господом: «Ей, Господи, Ты все знаешь; ты знаешь, что я люблю Тебя!» (Ин. 21, 15—17). И не только исповедать, но и засвидетельствовать сие исповедание делами и жизнию. Тогда мы ощутили бы в самих себе исполнение высочайшего обетования: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Аминь.

Схиархимандрит Христофор заповедал читать каждое утро молитву от антихриста: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избави нас от антихриста, вражия насилия и чародейства. Аминь». В этой молитве, - говорил батюшка, - заключено все, где бы вы ни были, ее следует читать. Чтобы избежать сетей антихриста и не прельститься ими, надо иметь страх Божий и здравый ум. Вот батюшка и советовал многим для приобретения страха Божия читать почаще «Апокалипсис». Так и говорил, что от чтения «Откровения святого апостола Иоанна Богослова» вселяется страх Божий.

Отец Иероним (Верендякин) предупреждал, что многие, очень многие отойдут от веры... За отцом Иеронимом всегда толпы ходили паломников, люди приезжали автобусами. Рассказывали, как однажды заходит он в храм (была какая-то праздничная служба, народу очень много). Сопровождавшие его увидели такое огромное количество молящихся и говорят батюшке: «Батюшка, посмотрите, как много народа!» А отец Иероним окинул взором храм и вздохнул: «Да, и все предадут Господа». «А кто же не предаст?» - удивились ничего не понимающие чада. «А тот, - отвечает, - кто еще в храм не ходит».