НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА), VII

Как управляет монастырем истинный игумен, досточтимые отцы и братья? Он не завидует тем монахам, кто более способен и талантлив, чем он, и поэтому привлекает их себе в помощь. Так крепнет и упрочивается святая обитель. Каков же недолжный игумен? Он изгоняет подальше из монастыря всех способных и талантливых, чтобы самому быть способным и талантливым в глазах начальства и братий. Такой игумен разоряет себя и разоряет монастырь.

Что такое истинный путь спасения, возлюбленные отцы и братья? Тот путь, который не уклоняется в крайности. Этому пути нужно следовать, ибо наш путь – Иисус Христос! Такой путь называется средним, или царским, путем, потому что он неизменен и нерушим. Почему же он неизменен? Потому что утверждается на заповедях Христовых, которые не меняются из века в век. Этот путь нерушимо передается из поколения в поколение. Почему же он нерушим? Потому что в каждом поколении есть светильники Божии, и они не оскудеют до скончания времен. Это есть свет Православия, нескудеющий и неисчезающий. Расширьте в себе этот свет истины, и он охватит все души, ищущие спасения. Если же вы не будете возгревать в себе этот свет, он скроется от вас и перейдет к другим, более усердным и благоговейным. Содержимое Православия невозможно исчерпать, ибо это – наука из наук, опора жизни на земле и благодатный светоч в небесных обителях.

Христовы заповеди говорят о том, что заложено в духовную природу человека. Жизнь в соответствии с нашей духовной природой называется истинной жизнью или истинным путем. От этого пути нельзя отходить ни на шаг. Если же мы отойдем от него, подлинная жизнь человека, благодатная жизнь, полностью прекратится. Когда же мы отходим от нее? Отходим в дурных пожеланиях, страстях и помышлениях. Возвращение к духовной жизни возможно только через сугубое покаяние, большие труды и многие слезы. Поэтому монаху надобно быть каждое мгновение предельно бдительным и внимательным.

Наиболее скрытые враги человека – лукавые, трудноуловимые помыслы. Это самые истоки греха и корни заблуждений. Поэтому монах избирает борьбу с ними, чтобы очистить ум и сердце от тайных врагов рода человеческого. Когда душа человека не впадает в страсти, это есть мирное устроение, или мир души, начало блаженного безстрастия, которое привлекает в нее благодать Святого Духа и предвещает нисхождение Божественной любви.

Такая мирная душа начинает жить в благодати, к которой нам всем заповедано стремиться Самим Богом. Когда мир души преобразится в бесстрастие, дух человеческий оживает в Божественной любви и преображается в свете Христовом на вечные времена. Тогда он входит в неописуемое блаженство, пребывая еще на земле, но уже вкушая духовную радость будущего века.

Духовный человек идет истинным путем к соединению со Христом. Бездуховный человек отрицает этот путь и подвергает его насмешкам. Все желающие спасения идут ко Христу и соединяются с Ним, облекаясь в сияющий покров любви и смирения. Бездуховный человек не имеет стремления к спасению, и, будучи тьмой, порочит Свет.

Никакой иной краткой молитвой, кроме Иисусовой, не передать точнее наше покаяние и не выразить вернее нашу любовь к Спасителю и Господу Иисусу Христу. Поэтому нужно читать эту молитву с великим покаянием и с великой любовью.

Целомудрие – первая христианская добродетель, это телесная и душевная чистота. Чистая душа по красоте уподобляется ангелам Божиим. Хочешь увидеть по-настоящему красивого человека? Это будет целомудренный человек.

Кто велик? Тот, кто смирен. Кто смирен? Тот, кто умалил себя пред другими и не ищет своего, но ищет Божиего.

Истинный монах, словно хорошо пропеченная просфора: снаружи крепок, внутри мягок, а именно: в искушениях тверд, а в скорбях смирен.

Проповедовать – это подобно тому, как если бы ты привел больного человека за руку в больницу. А исповедовать – это подобно тому, как если бы ты принес больного человека в больницу на своих руках.

Смиренный, что малое дитя; как говорится, мал золотник, да дорог!

Скорби – это метла Божия, очищающая наш душевный дом.

Монах не должен быть железным, он должен быть золотым, но, конечно, не снаружи, а внутри.

В жизни все взаимозависимо: когда доброе преобладает, то дурное уменьшается. Если же доброго мало, тогда дурное будет в избытке. Поэтому избери благо и борись за него всю жизнь!

«Батюшка, столько лет прошло, и все еще стыдно за прошлое, совершено столько ошибок! Из-за этого даже сейчас не по себе и тревожно за будущее…» - «Худшее состояние – унывать из-за прошлого, чувствовать себя неуверенно в настоящем и страшиться будущего! Православный человек и тем более монах не должен поступать так, нет, не должен…» - «А как должно поступать, отче?» - «Нужно искренно каяться в прошлых грехах, всемерно исправлять себя в настоящем и возлагать все свое упование и веру в грядущее спасение на Бога! Так всякий грешник становится святым».

«Батюшка, иногда молиться легко, а иной раз очень трудно! Что посоветуете?» - «С благодатью любой человек молится легко и свободно, а когда он отходит, Бог смотрит на произволение человека. Как только ты начинаешь молиться, пред тобой тотчас возникает целая армия злобных и коварных помыслов, которые суть бесы. Облачи сердце в броню покаяния, и одолеешь их сразу. Враг не выносит покаяния человеческого, ибо сам не имеет покаяния. Это его слабое место».

«Батюшка, на жизненном пути иногда встречаются люди, которые всех несогласных с их пониманием Православия сразу зачисляют в своих личных врагов и начинают поливать грязью. Как правильно поступать в таких случаях?» - «Следовать собственным выдумкам и быть человеком, одержимым вредоносным духом собственной правоты, - очень пагубно для души! Не лучше ли во всем считать себя недостойным последователем Христа и не достигшим разумения всей полноты евангельских истин? Именно такое устроение способствует правильному богопознанию! А клеветы не надо бояться: к смиренной душе грязь не пристает…»

«Что такое благо, батюшка?» - «Конечно, благодать! Что же еще? Мы должны понять что Христос никогда не отделялся от Отца, поэтому нам необходимо всегда пребывать в единстве со Христом, чтобы всегда быть одним целым с Отцом Небесным».

Все совершай с крестом: в уединении неси крест молитвенного одиночества, в миру неси крест евангельского проповедничества!

«Батюшка, как нужно жить, чтобы в суете не терять связи с Богом?» - «Днем внимательно живи в миру, удерживая сердце в молитве и не теряя памяти о Боге, а ночью пребывай со вниманием в молитве, удерживая сердце в Боге и полностью забывая мир. Так ты всегда будешь со Сладчайшим Иисусом. Но если совсем оставишь мирскую суету, сделаешь еще лучше…»

Многие монахи, к сожалению, полагают, что достаточно отречься однажды, чтобы затем, сложа руки, ожидать спасения. Нет, отречение должно совершать каждый день, чтобы не лишиться звания монашеского. Об этом читай у преподобного Иоанна Кассиана, и Священное Писание говорит: «О горнем помышляйте, а не о земном». (Кол. 3, 2).

«Батюшка, приезжая в монастырь, поддаюсь многим беседам и болтовне и даже в алтаре соблазняюсь разговорами. Говорить много – стыжусь, а не отвечать на расспросы – неудобно. Что делать?» - «Ищи совета у святых, которые наставляют нас, что молчанием спаслись многие, а болтовней – ни един, так-то…»

«Отче, каковы признаки упадка монашества?» - «Признаки эти явны: старцы умалились, а послушники возвеличились, миряне возомнили себя монахами, а монахи превратились в мирян, ученые начали богословствовать, а монахи забыли, что Господь познается Духом Святым. Поэтому и сказано, что оскуде преподобный» (Пс. 11, 1).

Не следует мирянам учить о спасении, ибо сердца их наполнены помыслами о земном. Не должно монахам поучать о таинстве брака, чтобы ум их не обратился вспять и не стал соляным столбом, подобно тому, что произошло с женой Лота.

Монах должен быть незаметным; его как бы не видно, но помощь его всюду чувствуется. Так он уподобляется Богу. Нет истины в страсти, в страсти – одни напасти. Не все делай сразу, а делай по силе. Надобно, чтобы душа была в благодати, а не в мыле.

Чтобы злоба погасла, не отвечай словом на слово – не подливай в огонь масла. Хоть враг наступает, а смиренная душа в панику не впадает! У беса – наглость, а у доброго сердца – храбрость.

Чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу: кто живет без розни, победил все вражьи козни.

Тот, кто кается, тот и спасается. Смиренную душу Бог обнимает, а гордую сатана помелом погоняет.

Любовь храните, а расколы гоните.

По книге Иеромонаха Симона (Безкровного) «Человек святой души», ТСЛ, 2019 г.