НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА), VI

У батюшки спросили: «В чем нужно быть осторожным?» - «В словах нужно быть осторожным, потому что по одному слову видны и мудрость, и глупость». Старец замечал: «Гордый просит Бога наказать всех и спасти его одного, а смиренный молит Бога наказать его одного и спасти всех». Батюшка учил: «Не отсекая своей воли, не обретешь благодати; не следуя воле Божией, не придешь к святости».

Старец наставлял: «Если ежедневно хранить мир души, в нее приходит чистота. Чистая душа – это благодатная любящая душа, соединившаяся с источником любви – Христом». Батюшка учил: «Если хочешь следовать за Христом, отрекись от мира, а если хочешь постичь наивысшее благо, отрекись от самого себя».

Батюшка говорил: «Алчущие и жаждущие правды люди ищут ее в своем сердце. Чтобы обнаружить эту правду в сердце, оно должно быть свободным от страстей и пустых помышлений». Такое сердце находит опору в евангельских заповедях. Поэтому основа всякой правды – слово Божие».

Старец учил: «Для постижения воли Божией нужно иметь рассуждение. Рассуждение рождается от молитвы, а молитва приходит в сердце очищенное от грехов».

Батюшка говорил: «Чистое сердце всегда избирает добро и отвергает зло. Добро – это благодать Божия, остальное нельзя допускать в сердце».

Старец рассуждал: «Самые крепкие устои временной жизни – стяжание добродетелей, а самые крепкие устои бессмертия – стяжание совершенства. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф. 19, 21)

Отец Кирилл напоминал: «Самое главное – Богу. Не обращать внимание на главное – таким путем ходить не следует, если хочешь спастись. Старец сравнивал: «Как крестьянин изо дня в день возделывает свое поле, так монах возделывает свое сердце и работает над собой, чтобы дух его принес плод благодати сторицей».

Батюшка призывал: «Каждый миг обновляй свое сердце и добре и благе. Чтобы оно начало жить новой жизнью – жизнью благодатного разумения во Святом Духе».

Старец наставлял: «Спрашивают: сколько раз вставать, если упал? Снова и снова вставай, не ленясь и не изнемогая. Только так можно родиться снова, доколе не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1, 19), дух жизни вечной.

Батюшка говорил: «Стремясь к совершенству – монах внимателен. Стремясь к мудрости – монах рассудителен. Стремясь к благодати – монах бдителен. Стремясь к любви – он самоотвержен».

Старец замечал: «Монах, стремясь к жизни совершенной, не оставляет в себе ничего незавершенного».

Слова старца, сохраненные монахами.

Вера – корень, благодать – ствол, а рассуждение – ветви спасения.

Отцы и братья, будьте искренни друг ко другу, а наипаче пред Богом. Искренняя вера передвигает горы, чистосердечная молитва отворяет небеса!

Только благодатный человек может быть поистине рассудительным, без благодати – откуда возьмется рассуждение? Который час на дворе, петух тоже понимает, а в суп попадает.

Чем без конца разбираться в разногласиях и в спорах, досадуя друг на друга, лучше сказать одно слово: «Прости». Худой мир всегда лучше доброй ссоры.

Наше знание несовершенно, понимание греховно, как можно этому доверять? Совершенство возможно лишь в познании Христа, ибо Христос совершенен. Понимание становится святым богопостижением лишь в единении с Отцом Небесным, ибо Отец наш, сущий на небесах, свят.

Наставление «сделай свои помыслы чистыми» означает – не загрязняй свой ум дурными измышлениями. Монах прилежно трудится над своим умом: отсекает молитвой все дурные мысли, когда он один, а когда он с людьми, работает над своим поведением. Так он сопрягается с благодатью Святого Духа.

Порок желает действовать без свидетелей, забывая, что есть один всегдашний свидетель – Бог. Поэтому монах бдительно очищает свое сердце от всех помышлений в свете Божественного свидетельства, и Господь свидетельствует о его чистоте, посылая Духа Святого для совершенного просвещения монашеского сердца.

Добродетель украшает душу человека, благодать просвещает ум человека, а блаженство чистого, светлого сердца соединяет человека с пречистым и пресветлым Богом.

Ох, как бдительно надо монаху смотреть за собой! Ох, как усердно надо монаху трудиться над собой! Это и есть трезвение, отцы и братья!

Будьте бдительны, честные отцы: одно дурное слово – и все пропало! Один человек, которому мы не оказали милости, - и все катится под откос! Но любовь все же сильнее, да, сильнее! Все покрывайте любовью…

Отцы и братья, что такое бесстрастие и далеко ли оно от монаха? Если его сердце обременяет уныние или, наоборот, возбуждает мирская радость, оно далеко от мирного устроения. Если в сердце возникает страх или же вспыхивает раздражение, оно далеко от спокойствия. Если в сердце поселилась неприязнь или его поработила мирская привязанность, оно лишается возможности обрести благодать.

Когда монах отринул уныние и не радуется мирской радостью, а обрел и хранит мирное устроение сердца, когда он пребывает в нерушимом спокойствии и ни на что не раздражается, возложив все страхи и опасения на Бога, когда он ни к кому не имеет неприязни и ни к чему не привязывается, но живет благодатью в сердце – тогда недалеко от монаха бесстрастие, дорогие отцы и братья!

Что такое «сердце их далеко отстоит от Меня»? (Мф. 15, 8) Когда человек не владеет своим умом и этот рассеянный ум бродит, ведомый помыслами, туда и сюда, тогда получается, что люди смотрят и не видят, слушают и не слышат: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши не слышите

Если же монах желает видеть новыми очами и слышать новыми ушами, ему надлежит обновить свой ум, то есть сделать его собранным, внимательным и бдительным, не допуская в него никаких посторонних помыслов. Такой монах готов принять в себя слово Божие!

Как навести порядок в семье? Исправь первым самого себя от дурных страстей, и в доме будет мир Божий. Как навести порядок в монастыре? Каждый исправь самого себя, и все в монастыре освятятся. Монастыри строятся не зданиями, а душами людей, возлюбивших Царство Небесное, дорогие отцы и братья!

Строгий духовник подобен отцу, милосердный духовник подобен любящей матери. «Батюшка, Вы нам как отец и мать!» - сказали старцу. «Бог – наш Отец и Мать, возлюбленные отцы и братья!» - ответил батюшка.

Одного смиренного монаха, мирного и исполненного любви, достаточно, чтобы преобразить весь монастырь. И одного своенравного монаха, распущенного и сварливого, достаточно, чтобы разрушилось все братство. Какой же вывод из этого, честные отцы и братья? Каждый из вас может определить и преобразить жизнь всего монастыря.

Все начинается с семьи. Какова семья, такова и страна…

Сила человека – не в мышцах и костях, а в Божией благодати, сила ума – не в помыслах и умозрениях, а в духовном рассуждении, а сила сердца – не в переживаниях и мечтаниях, а в совершенной чистоте, ибо там пребывает Христос.

Истинный монах всегда идет к Богу путем спасения, даже если его никто не знает и не видит, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество для монаха важнее всего видимого (Пс. 15, 8). У такого подвижника не бывает сомнений и сожалений, поскольку Господь одесную его есть, храня его, да не подвижится.

Как жить в монастыре, дорогие отцы и братья? К паломникам – с уважением, к начальству – со смирением, к братии относиться с любовью, к духовникам – с благоговением.

Как, однако, нам поступать, отцы и братья, если мы знаем, что дела в монастыре идут не должным образом? Предаться спорам и разногласиям? Никоим образом! Это лишь ухудшит все дело. Если мы все поняли как следует и будем сообща молиться об исправлении дел, такое устроение обязательно изменится и дела выправятся к лучшему.

Каков же истинный игумен, честные отцы? Истинный игумен таков: он не смотрит на стройки, награды и облачения как на нечто ценное. Ценные он считает души людей, собравшихся спасаться в монастыре, и такой игумен с рассуждением и осторожно ведет их в царство истины Божией.

Спрашивают, как и на что жить монастырю, чтобы не зависеть от богатых дарителей? Нужно сделать так, чтобы тех, кто привлекает в монастырь благодать, было побольше, а тех, кто изгоняет ее, стало поменьше. Кто же привлекает благодать? Смиренные, кроткие и молитвенные монахи – они привлекают благодать, а не стены и здания! Кто же изгоняет благодать, накопленную поколениями праведных монахов? Распущенные и неблагоговейные монахи, карьеристы и корыстолюбцы – вот кто изгоняет благодать из монастыря!

По книге Иеромонаха Симона (Безкровного) «Человек святой души», ТСЛ, 2019 г.