НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XIX

Польза от испытаний. Схимонах Иосиф Ватопедский: «В бедах и различных испытаниях расширяется наш дух и умножается духовное знание. В скорби распространил мя еси. (Пс. 4, 2) Когда добрая привычка долготерпения в испытаниях укрепляется, тогда Бог попускает более суровые искушения для нашего совершенствования. Об этом свидетельствует святое речение: Блажен Человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс. 93, 12) Согрешившему невозможно, - говорят отцы, - избежать грядущего суда без добровольных трудов или без невольных бед здесь. Первая и самая значительная польза от испытаний – это происходящее от них смирение, посредством которого сокрушается омерзительный идол эгоизма и божественное знание приближается к уму. Дерзнем назвать этот идол мерзостью запустения, стоящей на святом месте (см. Мф. 24, 15). Нет более действенного фактора, чем различные скорби, как вольные, так и невольные, которые приводят ум к смиренному мнению о себе. Бессилие ума в испытаниях учат его на деле, насколько он ничтожен и низок. Тогда становится ясен смысл слова Господня: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), и таким образом ум с помощью благодати переносится в истинный мир вышнего Царства.

Исповедание Христа. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофейский: «Христос громогласно возглашает, обращаясь ко всем нам в Священном Евангелии: «Тот, кто раб Мой, который крестился во имя Мое и остался верен, кто исповедует Меня перед людьми, кто мужественный поборник имени Моего и проповедует Меня, Бога истинного, во плоти пришедшего, распятого и воскресшего ради любви к человеку, того и Я исповедую пред Ангелами Отца Моего на Небесах». Блажен и счастлив человек, православный христианин, который исповедует Божество Христа перед мучителями, безбожниками, материалистами и рационалистами».

Любовь Христова. Преподобный Силуан Афонский: «Душа, познавшая любовь Божию Духом Святым, умирая, испытывает некоторый страх, когда ангелы поведут ее ко Господу, потому что, живя в мире, она повинна грехам. Но когда увидит душа Господа, то возрадуется от Его милостивого кроткого лица, и Господь не помянет ей грехов по множеству кротости и любви Своей. От первого взгляда на Господа вселится в душу любовь Господня, и она от любви Божией и сладости Духа Святого вся изменится».

Мы не должны смотреть в сторону зла. Монах Лука Филофейский: «Мы не должны смотреть в сторону зла. Чем больше мы на него обращаем внимания, тем больше оно на нас влияет, тем больше нас обезоруживает и подчиняет себе. Зачем нам смотреть в сторону творящегося зла? Подобное внимание означает, что нас с ним что-то связывает. В этом заключается наша ошибка. Чем больше смотрим в сторону греха, тем глубже грязь проникает в наши души. Если мы хотим хоть одним глазком взглянуть на творящуюся в мире неправду, это означает ничто иное, как то, что у нас есть со злом какие-то связи и взаимные отношения».

Мухи и пчелы. Преподобный Паисий Святогорец: «Всех людей по их отношению к жизни, в том числе и семейной, - можно приблизительно распределить на две группы. Одна из них похожа на муху. У мух есть такая черта – они всегда садятся на всякую грязь и нечистоты, не обращая внимания на ароматные цветы. Те люди, которые похожи на мух, замечают и ищут везде только злое, никогда не видя и не пытаясь увидеть добро. Другая группа людей напоминает пчелу. Отличительная черта пчелы в том, что она находит только сладкое и красивое, не обращая внимание на грязное. В таких людях всегда работает добрый помысел, они замечают только хорошее и о других думают хорошо».

О самообмане. Иеромонах Симон (Безкровный): «Если мы все знаем, что умрем, но думаем, что это произойдет не скоро - это самообман. Если мы все знаем, что можем погибнуть внезапно в катастрофе, но думаем, что с нами этого не может случиться – это самообман. Если мы все знаем, что можем заболеть тяжелой формой болезни, но думаем, что с нами такое никогда не произойдет, это самообман. Если мы все знаем, что нужно спастись от греха и смерти, но думаем, что займемся этим, когда наступит соответствующее время и в нас сами собой появятся решительность и устремление к духовной жизни – это самообман.

От земли до неба. Преподобный Силуан Афонский: «Наши отцы перешли от земли на небо. Что они там делают? Они пребывают в любви Божией и созерцают красоту Лица Божия. Красота Господня пленяет всякую душу радостью и любовью. Эта красота и на земле познается, но отчасти, ибо совершенной любви бренное тело не может вынести. На земле Господь дает душе столько, сколько может она вместить и сколько хочет щедрая рука Господня».

Святые последних времен. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофейский: «Кто будут святые последних времен, ведь мы, современные монахи, не подвизаемся так, как подвизались монахи раньше, и не имеем добродетелей, какие имели они? И все же мы должны непоколебимо верить, что святые в последнее время, в которое мы вступили и в котором живем, есть. Святые последних времен – это те, кто исповедуют и возвещают, что Христос есть истинный Бог, воплотившийся ради человека. Это исповедание и увенчает их венцом святости».

О грехе, покаянии и монашеском постриге. Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «Страсть порабощает волю человека, с насилием отвращает ум его от Бога и устремляет ко греху. Ум под действием страстей теряет божественное просвещение и помрачается суетными и нечистыми помышлениями, вместо того, чтобы приносить Богу чистую жертву хваления и благодарения. Дух человека, уязвленного грехом, перестает внимать Богу и умирает для духовной жизни, если рана не будет очищена покаянием. Грех и страсть лишают душу дерзновения предстоять Богу в чистой молитве. Грех ранит и уязвляет и душу, так, что нередко и после покаяния душа ощущает болезненность этих ран. Благодать же, когда приходит, утешает, обновляет, просвещает и радует душу, так что она не помнит более о последствиях содеянных прегрешений. Таинство покаяния – это купель, омывающая душу и возвращающая благодать крещения, которая теряется из-за греха. Душа, имеющая опыт духовной жизни, чувствует и знает, что Господь простил ей грехи в таинстве покаяния. Вступая в монашеский чин, мы каемся за всю свою жизнь, за все прежде содеянные грехи, и остригаем власы, как некогда остригали их в таинстве крещения; как при крещении, в монашеском постриге мы отрицаемся диавола и всех дел его, и сочетаемся Христу, и Господь в этом таинстве покаяния обновляет кающемуся постриженнику благодать крещения, знамением чего является пение крещального песнопения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия». Таинство крещения невозможно повторить, оно совершается лишь однажды. Но по милости Своей, Господь даровал нам возможность обновлять покаянием благодать крещения, и возвращаться к утраченному из-за грехов и страстей дерзновению предстоять Богу в молитве».

«Учтивое» проклятие. Преподобный Паисий Святогорец: «Верующие не должны никого проклинать, учитывая, что по попущению Божию проклятие может воплотиться в жизнь, правда, только если действительно было допущено зло. Однако если не было причинено зла, то проклятие падает на того, кто его произнес. Если виновный скажет: «Господи, прости меня, я совершил такое-то беззаконие», - и с сокрушением, без утайки признается в этом духовнику на исповеди, то Бог по своему милосердию простит его. Если человек страстно, возмущенно желает кому-то зла, то он тем самым проклинает его. Диавол смеется над теми людьми, которые называют себя чуткими и считают, что имеют тонкую любвеобильную душу и терпеливо переносят несправедливости со стороны других, но при этом говорят: «Пусть Бог им воздаст» - и таким образом «учтиво» проклинают ближних. В этой жизни все мы держим экзамен, чтобы в жизни иной попасть в райские обители. И я думаю, что такое «учтивое» проклятие ниже духовного «проходного балла».

Полезное чтение. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Чтобы право шествовать путем истинным, следует постоянно читать Священное Писание, жития святых, другие церковные книги. Если во время чтения какое-либо слово или мысль из прочитанного поразит тебя, прерви чтение и задержись на ней подольше, хорошенько ее обдумай. Скоро ты увидишь, какую великую пользу это приносит».

Ведает Бог, что делает. Преподобный Паисий Святогорец: «Тот, кто держит домашнюю скотину, например, козу, обычно сначала привязывает ее на одной стороне луга, чтобы она съела траву в этой части пастбища, затем отводит ее подальше, и она пасется на другой части луга, так и до тех пор, пока не выщиплет весь луг и пока на первом участке трава снова не вырастет. Хороший хозяин не позволяет животному пастись, где ему вздумается, потому что иначе оно начнет бегать взад-вперед, одно съест, другое затопчет, и так без пользы пропадет весь корм. Так же поступает с нами и Господь, промышляя о нашей душе: понемногу дает нам духовную пищу и дары, лишь после того, как приведет нас в безопасное место смирения. Ведает Бог, что делает!»

Чтобы не было ошибок. Преподобный Силуан Афонский: «Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться…Преподобный Серафим Саровский сказал: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки…» Итак, Господь всеведущ, нам же всем, кто бы ни был, надо молиться Богу о вразумлении и спрашивать духовного отца, чтобы не было ошибок».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018