НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, IV

Быть мужественным. Преподобный Паисий Святогорец: «Быть мужественным – значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество – это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное – ничего страшного. Сразу вспоминай сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость – вот настоящее мужество».

Молитва прогоняет печаль. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Если хочешь молиться, как подобает, не огорчай никого, иначе всуе будешь молиться. Если не хочешь отпасть от любви Бога, никогда не делай так, чтобы брат твой засыпал, имея на тебя обиду, или ты сам засыпал, имея на него. Если держишь зло на кого-то, помолись о нем и прекратишь тем самым движение страсти, потому что молитва прогоняет печаль. Если же другой держит зло на тебя, окажи ему милость и смирись перед ним, постарайся приобрести его дружбу. Этим освободишь его от страсти».

Зима искушений. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофеский: «Зима приносит снег, он покрывает зеленую траву, но та не сохнет под снегом, а сохраняется до весны. Весной снег сходит и трава вновь начинает зеленеть. То же происходит и в духовной жизни. Зима искушений и житейских попечений приходит и охлаждает ревность. Любое же собрание воедино с целью насаждения Слова Божия – чем мы, Его ничтожные служители, по благодати Его и занимаемся – оживляет духовное произрастание, то есть ревность о подвиге ради спасения, ради стяжания Царствия Божия».

Какая молитва угодна Богу. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Молитва происходит только в Духе Святом. Он учит душу молитве. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим 8, 26). Нам не нужно делать никаких усилий. Будем обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом. Тогда наша молитва будет угодна Богу. Будем благоговением стоять перед Распятым и говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Этим все сказано. Когда ум человека подвигнется на молитву, тогда во мгновение ока приходит Божественная благодать. Тогда человек становит благодатным и на все смотрит другими глазами. Все заключается в том, чтобы возлюбить Христа, молитву, богомыслие, чтение. Возьмем миллион и разделим его на кусочки. Так вот, усилия человека, его страдания – это одна миллионная часть. Незаметно для себя мы входим в молитву. Необходимо находиться и в подходящей обстановке. Общение со Христом, беседа, богомыслие, чтение, пение, возжигание лампадки, каждение – все должно проходить в соответствующей обстановке, чтобы все было просто, в простоте сердца (Деян. 2, 46). Читая с любовью богослужебные тексты и последования, мы, сами того не замечая, становимся святыми. Мы чувствуем веселие от Божественных слов. Это веселие, эта радость – результат нашего усердия, чтобы легко войти в атмосферу молитвы, подогреть ее, как мы говорим. Мы можем представить прекрасные места, которые мы видели. Эти усилия мягки, безкровны. Но мы не должны забывать того, что сказал Господь: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Сам Господь научит нас молитве. Сами мы ей не научимся, и никто другой нас не научит. Не будем говорить: «Я сделал столько-то поклонов, теперь благодать мне обеспечена». Но будем просить, чтобы воссиял в нас нетленный свет Божественного познания и открыл наши духовные очи для постижения Его Божественных слов».

Верующие врачи. Преподобный Паисий Святогорец: «Я всегда советую больным обращаться к верующим, живущим церковной жизнью врачам, потому что они во всем доверяются Господу, и Он их просвещает, даже если у них меньше научных знаний, чем у других. Иногда Господь проявляет Свою волю через врачей и Сам вразумляет их при операции. Поэтому нам надо выполнять рекомендации верующих врачей. Бог не позволит верующему врачу совершить серьезную ошибку, в то время как неверующий доктор может ставить на первый взгляд впечатляющие диагнозы, однако на деле допускать существенные промахи».

О причинах трагических событий с нами. Иеромонах Симон (Безкровный): «Все трагические события, которые происходят с нами, совершаются по трем причинам: ради нашего обучения, ради нашего вразумления, ради нашего исхода из этого бренного мира. Ради нашего обучения дабы мы учились избирать добро и отвергать зло. Ради нашего вразумления дабы мы постигли неотвратимость гибели от сближения со злом и постоянную возможность выбора добра и покаяния. Ради нашего исхода из этого бренного мира дабы наша дальнейшая жизнь не стала горше нынешней и ради сохранения в нас остатков добрых наклонностей».

Заповеди Бога и свобода человека. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Многие из нас считают заповеди покушением на свою личную свободу и обвиняют Бога в том, что Он предъявляет какие-то требования! Но давайте посмотрим, каковы эти требования? Тот, кто воздерживается, становится свободным от неумеренности. Бедный освобождается от корыстолюбия, умиротворенный – от суеты, целомудренный от сластолюбия, кроткий – от гнева, смиренный – от тщеславия, послушный – от сварливости, прямодушный – от лицемерия, исповедник – от предательства, мученик – от идолопоклонства. Итак, каждая добродетель, которая возделывается до смерти, является опровержением соответствующего ей зла и греха, и в этом заключается долг нашего разумного естества. В чем же здесь нарушение свободы? Если Вы отцы, подражайте мудрости патриарха Авраама, который взял жену простую, не ища ни богатства, ни благородного происхождения, ни красоты тела, ничего другого, кроме благородства души. А вы, матери, именно так и воспитывайте ваших дев. Вы, женихи, которые хотите взять их, берите со всяким приличием…. И всегда прося Бога быть посредником во всех ваших делах. Если так будете поступать в жизни, никогда не будут иметь место ни разводы, ни прелюбодеяния, ни поводы для ревности, ни ссоры, ни пререкания. Но насладимся многим миром и согласием. А когда есть это, непременно последуют и другие добродетели. Поскольку, если жена противоречит мужу, все в доме происходит не так, пусть хоть все в остальном благополучно. А когда есть мир и согласие, ничего неприятного не случается, несмотря на то, что каждый день возникают треволнения бесчисленные. Если так будут заключаться браки, тогда мы весьма легко и детей сможем привести к добродетели. Ибо, когда мать скромна и разумна, имея всякую добродетель, она непременно и мужа сможет привести в свою любовь. А когда его приобретет, он будет с великой готовностью помогать ей воспитывать детей, и от Бога получит помощь. Если муж помогает в этом благом деле воспитания детских душ, все в доме пойдет благополучно и ничего неприятного не случится, потому что хозяева его благочестивы».

Простота и лукавство. Преподобный Паисий Святогорец: «Человек всегда понимает, на самом деле ты за него переживаешь или же лукавишь. Любой беспризорник лучше, чем православный притворщик. Надо вести себя не злобно и лицемерно, а с любовью и прямодушием, общаться искренне и просто, а не расплываться в наигранно приветливой улыбке. Меня всегда умиляет, если человек внутри «благоустроен», то есть относится к людям с подлинным уважением и любовью и держится естественно, а не старается слепо следовать общепринятым стандартам поведения. Ведь иначе он увязает во всем показном и превращается в святочного ряженого, т.е. лицемера. Человек, который стремится к душевному миру, должен быть особенно осмотрительным во взаимоотношениях с друзьями и близкими. Он не должен покупаться на умение себя держать и хорошие манеры, которые может быть, видит в других. Мирская воспитанность и умение себя вести иногда приносят большой вред, потому что таят в себе лукавство. Человек, который ведет себя внешне безупречно, может казаться окружающим просто святым, однако когда им придется с ним столкнуться и заглянуть в его душу, окажется, что в действительности все совершенно иначе».

Помысел осуждения. Преподобный Иосиф Исихаст: «К тебе приходит помысел осуждения – не сиди и не рассуждай, так это или не так. Тема закрыта. Если тебе говорится о твоем ближнем что-то нехорошее, значит, это осуждение, значит, это опасность. Если кто не судит своего ближнего, то это – свидетельство, и свойство, и доказательство и удостоверение спасшегося человека. Тот, кто не судит, не будет судим. Сострадай тому, кто не имеет. Не осуждай его за то, что он имеет, что он грешный, злой, лукавый, болтливый, вор, блудник и лжец. Если приобретешь это познание, никогда не сможешь никого судить, даже если видишь его смертно согрешающим. Ибо сразу говоришь: «Нет у него, Христе мой, благодати Твоей, поэтому он согрешает. Если Ты уйдешь и от меня, то сделаю еще худшее». Он – нищ. Как же ты требуешь, чтобы он был богат? Дай ему богатство, чтобы оно у него было. Он – слеп. Дай ему глаза, чтобы он видел».

Не выдумывай жизнь. Иеромонах Симон (Безкровный): «Не выдумывай себе духовную жизнь, живи по Евангельским заповедям, и она сама откроется тебе такой, как она есть. Если уйдешь в горы - уединишься телом, если прекратишь пустые разговоры - уединишься языком, если отречешься от помыслов - уединишься сердцем. Духовная жизнь, лишенная самодисциплины, - становится распущенностью; лишенная творческой свободы -перестает быть духовной жизнью. Не бойся ошибок на духовном пути, бойся в них оставаться».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2017