НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, I

Зрение своих грехов. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Зрение своих грехов есть величайший дар Божий, который выше любых высоких созерцаний. Когда мы осознаем нашу внутреннюю тьму, когда открывается нам все безобразие и отвратительность греха, тогда и Божественная благодать подает помощь и удостаивает своего утешения».

Виден ли ад из рая? Преподобный Пасисий Святогорец: «Те, кто будут пребывать в раю, не увидят тех, кто в аду. Если бы обитатели рая видели мучения грешников, то они и сами бы страдали, сокрушались об их несчастной участи, и не могли бы блаженствовать. Но ведь в раю «несть болезнь…», так что там люди не будут помнить своих близких – отца, мать, брата или сестру, если тех не будет рядом с ними, ибо если они будут думать об адских страданиях своих родных, то какой же это для них будет рай? Они даже будут думать, что других людей, кроме как в раю, нет. Так же и обо всех своих земных грехах они забудут, иначе из-за духовной чуткости они не смогут перенести мысль, что опечалили Бога. Все люди в раю будут радоваться по-разному. У одного будет наперсток радости, у другого – чаша, а у третьего – целое море. Однако каждый будет полон Божественного веселья, и никто не будет знать, сколь велико блаженство другого, ведь если бы один человек знал о том, что другой испытывает большую радость, то и в раю появилась бы зависть. Каждый в раю узрит славу Божию в той степени, в какой позволит ему чистота его души».

Высота вечности. Архимандрит Софроний (Сахаров): «Мой братский совет: не впадайте в отчаяние даже при отчаянных положениях. Боль души неустранима, но из этой боли рождается сила молитвы. Вздохи из глубины достигнут высоты вечности».

Злой помысел. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Наш дурной помысел о ближнем, с одной стороны, будучи грехом, оскверняет нашу душу, а с другой – причиняет или может причинить зло ближнему. Злой помысел действует следующим образом: мысль источает злой заряд, который затрагивает ближнего. Молитва же, напротив, помогает ему. Конечно, все это нужно понимать правильно, согласно учению Церкви о существовании как лукавых, так и добрых духов – Ангелов. Все эти духи активны, каждый из них делает свою работу. Дела лукавых духов – донос и клевета, ложь, смута, наговоры и т.д. Дела добрых духов – служение тем, кто стремится наследовать Царство Божие. Злой помысел не скроешь. Он через нас оказывает свое негативное действие на того, о ком мы плохо думаем. Это происходит даже на расстоянии. И человек может даже не понимать, почему у него вдруг возникла к нам неприязнь. Итак, мы должны быть чистыми не только от злых дел, но и от злых помыслов, особенно от злопамятности».

Испытание для семьи. Монах Лука Филофейский. «Нужно ли стремиться сохранить семью, если женщина убедилась в неверности супруга? Когда семья подвергается такому испытанию, богобоязненная супруга постарается удержать равновесие. Если возложить надежду на Господа, постараться стать к Нему ближе, то благодать Божия со временем прояснит картину. Если супруга проявит терпение, смирится, не будет осуждать мужа и снимать с себя ответственность за произошедшее – по мере того как она будет очищать свое сердце – Бог будет давать ей все больше терпения и сил. Через некоторое время прояснится состояние супруга: если он злонамеренный – может уходить от мужа, если же нет – смирение, терпение и любовь жены вернут его на правильный путь. Невозможно, чтобы Бог не оценил самопожертвование супруги. Ее терпение, любочестие, признание собственных ошибок не останутся без ответа. Господь не оставляет своих чад. Неустойчивая жизнь неверного супруга имеет определенную силу, но благочестивая жизнь супруги в долгосрочной перспективе неизмеримо сильнее».

Тщеславие опустошает душу. Преподобный Силуан Афонский: «Слава Господу, что Он дает разуметь пришествие благодати и учит нас познавать – за что она приходит и за что теряется. Кто все заповеди хранит, у того душа всегда будет чувствовать благодать хотя бы малую. Но она легко теряется за тщеславие, за один гордый помысл. Можно много поститься. Много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его. В монастыре я от опыта и от Писания узнал о вреде тщеславия. И теперь день и ночь прошу у Господа Христова смирения. Это большая и непрестанная наука».

Время наше сосчитано. Архимандрит Ефрем Филофейский: «Время наше сосчитано. Нас ожидают трудные года, опасные и для земного нашего пребывания. Взбесился дьявол и открыл свою пасть как ад, желая поглотить нас целиком. Блажен человек, который избежит его зубов, и взлетит на Небо для спасения (подразумевается молитва). С каждым годом, все хуже и хуже ситуация. Грешники и развратники преизобилуют, умножая грех. И не может с таким положением вещей не вмешаться Господь, произойдет его суд. Поэтому нам надо спешить, как спешим мы в помощи нашим близким, чувствуя к ним симпатию и любовь. Надо спешить на помощь не только нашим близким и сродникам, но и братьям во Христе, мы также имеем долг переживать их боль и страдания. Если и мы часто находимся в опасности, хотя и живем в тихой гавани под гнетом постоянных грехов и соблазнов, которые все увеличиваются в этом мире. Если мы, находясь вдали от огня мирских искушений, обжигаемся, то каково же тем, кто окружен пламенем разгоревшегося пожара?»

«Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Кто сказал, что Бога нет? Безумный. Безумец тот, у кого плохо работает рассудок, у кого ум нездоров. Только поэтому человек и может сказать, что нет Бога. Самая большая глупость, какую может произнести человек, - это сказать, что Бога нет. Бог продолжает жить в нем, в его душе, но это сам он становится чужд Бога, с Которым у него теперь нет никакой связи. Диавол и грех воздвигли стену разделения и разногласия».

Где наш крест? Монах Лука Филофейский: «Однажды некая девушка стала одержима бесом. Она богохульствовала, вела себя неподобающим образом и производила впечатление безумной. Ее соседка (очень верующая и благочестивая женщина) пригласила ее к себе домой. У него было много детей, самому младшему только исполнилось полтора года. Вместе со всеми своими домочадцами она наложила на себя сугубый сорокадневный пост. Представляете себе: сорок дней поститься ради чужой бесноватой женщины! Воздерживаться даже от масла! Даже младенец постился вместе с остальными домочадцами. Прошло сорок дней и одержимая стала кричать: «Я ухожу, ухожу! Не столько из-за поста взрослых, но из-за поста младенца». И действительно, в этот миг бес покинул несчастную молодую женщину и она вновь обрела спокойствие и душевное здоровье. Где наш крест? В том числе и в посте. Постимся – поднимаем его на свои плечи. Нет – отказываемся от креста, и, как следствие, не встречаемся со Христом».

Плоды терпения. Преподобный Паисий Святогорец: «Отсутствие терпения у людей вызвано тем, что у них в душе слишком много мирского. Господь устроил так, что спасение людей зависит от их терпения. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» - сказано в Евангелии. Бог посылает людям различные трудности и испытания для того, чтобы они научились терпению. Начинается терпение с любви. Нам должно быть больно за человека, для того, чтобы мы относились к нему с терпением. Терпение спасает семьи от развала. Мне доводилось видеть, как благодаря терпению дикие звери становились кроткими ягнятами. Когда человек доверяет Богу, то все его проблемы разрешаются беспрепятственно и духовно. Благие, говорится в Евангелии, «приносят плоды в терпении». Мы сегодня сажаем виноградную лозу, а назавтра уже хотим пить вино. Однако реальность не такова. Один-два года лозу нужно поливать, обрезать, укрывать от холода и защищать от животных и т.п. На третий год она принесет нам виноград, через пять лет – изюм, и только через десять мы будем пить вино. «В терпении вашем стяжите души ваши». Бог хочет, чтобы мы спасали свои души с терпением, а не в спешке, потому как одно свидетельство смиренномудрия, а другое – высокоумия».

Великий дар покаяния. Монах Лука Филофейский: «Господь, придя на землю, принес нам великий дар – покаяние. Нет ничего более важного и ценного. Покаяние дает нам возможность вернуться к Богу, вернуться подобно блудному сыну. Покаяние невозможно без исповеди. Не может быть исповеди без покаяния и покаяния без исповеди. Кода человек раскаивается и начинает ощущать груз греха, который тяготит его душу, он имеет потребность избавиться от этой тяжести. Помочь ему в этом способен только Христос, даровавший Свою Благодать апостолам и их преемникам. Что свидетельствует о том, что наше покаяние искреннее? Стремление и решимость на борьбу с грехом. По мере исправления мы ощутим, как тяжесть прошлого все меньше сковывает нашу душу.

Что это значит? Господь прощает нам исповеданные грехи, но страсти-то остаются. И мы должны ополчиться против них. Чем больше будем бороться – тем больше Господь будет избавлять нас от того безпорядка, который у нас внутри.

Пост, молитва, воздержание принесут нам радость. Если же будем отступать и опускать руки – в нашем сердце будет непереносимая печаль. Грех имеет сладость в начале и горечь в конце. Покаяние – горечь в начале, а после него радость. Разве не разумно предпочесть временному и обманчивому, вечное и истинное? Грех, если мы не покаемся, имеет начало и не имеет конца. Так и подлинное покаяние – несет радость, которая все возрастает и возрастает».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорсих старцев», 2017