ИЗ БЕСЕД С БРАТОМ ИОСИФОМ МУНЬОСОМ-КОРТЕСОМ (МОНАХОМ АМВРОСИЕМ)

IV

Какие самые опасные явления современности для православных христиан? Прежде всего, американский материализм. Считают, что власть в деньгах, и создают из них кумира. В этом заключается трагедия. Чем больше имеют, тем больше хотят; чем больше у нас есть, тем дальше отходим от Церкви. Материализм разрушает Церковь. Мы не должны его впускать в наши души. Мы также не должны впускать в нашу жизнь телевидение, так как ничего хорошего и полезного оно нам дать не может. Мы должны держать наших детей подальше от телевидения. Телевизор предлагает магический мир, а магия всегда плохое дело. Через телевидение мы учимся ужасным грехам. В этом веке три вещи преобладают: деньги, плотская похоть и зрительные развлечения. Они постепенно разрушают человека. Мы, православные христиане, должны остерегаться всего этого. Ужасно наблюдать, как телевизионный идол промывает мозги человека, и у человека меняется мировоззрение. Этот демонский аппарат, приучающий нас к греху, не показывает гибельность результата. Апостол говорит, что цена греха – духовная смерть. Мы должны всегда быть готовыми к телесной смерти. Но особенно остерегаться смерти духовной. Мы тратим драгоценное время перед телевизором, когда могли бы сделать что-нибудь полезное, прославить Бога. Я с печалью наблюдаю, как многие матери оставляют своих детей перед телевизором ради собственного покоя, а потом эти дети убивают, крадут. А кто был их наставником – телевизор.

Уменьшения малого стада, т.е. православных христиан, не надо бояться, ибо Христос всегда с нами. Пришло время стать исповедниками и не забывать, что врата ада никогда не одолеют Церковь. Уже все идет ко времени антихриста: объединение Европы, глобальная экономика… Мы не должны стесняться перекреститься или молиться, находясь среди иноверцев, ибо кто будет исповедовать перед Отцом Своим Небесным. Тот, кто будет верен в малом, тот будет верен в великом, когда потребуется. При возможности стать исповедниками, мы не должны это упустить. Потеряв земную жизнь, обретаем небесную. Мы не должны бояться смерти за Христа.

Католики проявляют большое благоговение к иконе. Многие приходят в наш храм. Когда я был в Вашингтоне, то в церкви присутствовало несколько католических священников. Один католический епископ из Гаити пришел ко мне на дом и попросил, чтобы я помазал ему глаза миром, так как у него была катаракта. Позже он мне написал, что после того, как его глаза были помазаны миром, он видит лучше.

Например, родители о. Фомы из США – протестанты. Они никогда не приходили в наш православный храм, даже в тот, где служит их сын. Но когда туда прибыла икона, о. Фома сообщил им об этом. Его отец сказал: «мы посмотрим», как бы говоря: «мы пойдем ради тебя». Когда они пришли и увидели икону, то они были очень потрясены чудом и даже попросили, чтобы о. Фома отслужил для них молебен Божией Матери, так как отец был очень болен. После молебна он спросил меня: «Как вы думаете, поможет ли мне Пресвятая Дева?» «Если вы верите в помощь Богоматери, - сказал я, - то я уверен, что Она поможет вам; только не сомневайтесь». С того дня, писал мне о. Фома, его отец стал поправляться. Он теперь очень чтит эту икону Божией Матери.

К сожалению, в нашей современной жизни большинство людей для разрешения своих духовных переживаний и конфликтов обращаются только к психологам и психиатрам. Но когда этот св. образ прибывает куда-либо, то даже те, кто не верит в духовную терапию, самые скептически настроенные люди со слезами к нему прибегают и чувствуют потребность покаяния, они начинают понимать, как можно исцелиться от своих недугов, ибо духовная болезнь самая опасная потому, что, например, для телесных исцелений у нас есть множество докторов-специалистов, но для души есть очень мало лекарей, и, как говорит Экклезиаст (книга Библии): «Когда тело страдает от болезни, душа его исцеляет, но когда душа болит, кто будет исцелять тело?» Так что очень важно, что наша икона всегда излечивет людей от их духовных болезней. Также очень часто люди находятся как бы в духовном тупике, усугубленном страшными пороками. Мне часто об этом рассказывают, и мне становится очень тяжело на душе. Были многие из наших людей, которые очень непочтительно отнеслись к этому чуду и только ради любопытства приходили посмотреть, но потом падали на колени со слезной мольбой к Божией Матери.

Когда я был в Аргентине, во время августовского переворота в России, я находился в местечке, где трудно было достать газеты, и куда новости очень медленно доходят, и мы не знали ничего о том, что происходило в России в тот день, но заметили, что у Божией Матери появилась слеза (икона никогда не плакала раньше), которая просто держалась и сначала не падала. Мы старались понять, что происходит, почему Божия Матерь плачет, и когда сели в самолет, то по дороге обратно, в Буэнос-Айрес, получили газеты и узнали о перевороте в России. И мы поняли, что из-за этого Божия Матерь начала плакать, но это очень трудно объяснить. Или как объяснить – почему в некоторых приходах обильно истекает миро, а в других – икона совершенно сухая: иногда по дороге из одного храма в другой икона, до того бывшая сухой, в новом храме обильно источает миро.

Да, Россия была великая империя, самая большая, могучая, она дала миру несравненную ни с чем красоту, которую Византия не смогла дать. У нее симфония между Церковью и государством была настоящей, и поэтому ее разрушили. Думаю, что Господь допустил страдания при коммунизме отчасти для того, чтобы русские не погибли в ужасном материализме. Россия должна воскреснуть сильной духовно, потому что нет ни одного уголка в России, который остался бы не омытым кровью мучеников. Кровь мучеников – семя Христианства. Эти семена дадут всходы, Россия воскреснет и своим светом будет освещать весь мир, потому что нет ни одного народа, который так пострадал за Христа, как русский. Ни инквизиция, ни Гитлер со своими ужасами не могут сравниться с коммунистами. Когда Россия воскреснет, она действительно заслужит звание Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы.

Размышления (из записей брата Иосифа)

Уединение – это источник, из которого пьют вдохновение красоты.

Вера – это умирание за Христа, за его заповеди, - это уверенность в том, что смерть есть источник жизни.

Иисусе, дай мне силу быть верным святым Твоим заповедям.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, будь милостив к человечеству! Господи, только у Тебя истинный мир, не покидай наш мир в этот грозный, тревожный час, призываем Тебя. Наше время, время большой скорби. Только Господь знает, что предстоит в будущем. С нашими скорбями мы стоим в преддверии войны, которая может иметь роковые последствия для всего человечества.

Люби целомудрие, потому что это дорога которая ведет к Богу, Господь есть Любовь во всей ее чистоте. Это Любовь-Бог чиста в Своем Триединстве, в белизне сияющей совершенной любви. Целомудрие открывает душе вход в царство истинной любви. Только если ты будешь в ней, Господь вознесет тебя к вершинам всечеловеческого единения в вечной жизни.

Вся трагедия моей жизни исходит от греха, и вся радость и все благо в моей жизни исходят от верного исполнения заповедей Божиих. Когда Господь спасает народ, Он их спасает по Своей милости, а не ради каких-то заслуг. Кто думает, что он исполняет волю Божию, но не любит ближнего своего, тот отрицает весь Новый Завет.

Страх атеиста – это религиозный трепет перед лицом Божия величия.

Господь в Своих путях ведет нас по непонятым нам дорогам. Но благодаря этому, мы можем переживать чужие тяготы и принимать их за свои. Когда человек переходит все пределы и идет по пути, который спускается и не подымается, человек идет к своей собственной гибели. Величайшая гибель человека – это когда он стремится властвовать и из-за греха теряет власть над собой.

Только Божией милостью можно преодолеть зверя, живущего в каждом из нас, который начинает обладать человеком, когда человек поддается греху.

Душе присуще духовное стремление, получающее пищу лишь в Боге.

Центробежные восходящие линии этого стремления набирают силу в душевном желании единства с Господом. Человек не может жить без этого благого Божьего дара, который состоит в молитве и в прямом общении с Всемилостивым Богом.

В этом новом году, которым Ты меня жалуешь, Господи, молю Тебя дать мне ключ смирения, отверзающий двери святости, дабы я мог видеть в каждом из моих братьев образ Иисуса Христа. Блажен человек, который может войти через эти врата. Дай мне силы переносить искушения. Дай мне любовь и молитву, эту пищу души. Дай творческое вдохновение, дабы небо коснулось земли. Пресвятая Матерь Божия и Приснодева Мария, научи меня, Владычица, жизни созерцательной и любви к Твоему Божественному Сыну, нашему Господу, и охрани меня и всех, кого я люблю, и всех, кто мне покровительствует, покрой славным Твоим омофором, Святая Владычица. Аминь. (31 декабря 1995 г.)

По книге «Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Москва, 2003 г.