ИЗ БЕСЕД С БРАТОМ ИОСИФОМ МУНЬОСОМ-КОРТЕСОМ (МОНАХОМ АМВРОСИЕМ)

II

Есть много людей, желающих купить иконы просто для декорации. Икона – это объект культа, святая вещь: как св. Чаша и Крест. Все иконы чудотворные, все иконы святые, и мы должны их хранить таким образом у себя дома, то есть, в красном углу. Теперь стараются всячески все уничтожить и не упоминать имя Божие. Если вы будете с интеллигентами говорить о Боге, будут на вас смотреть, как на болящего, странного.

Единственное достойное место для икон – это храм или дом христиан. Вы сами видите, как продаются в магазинах иконы и люди их покупают, чтобы держать где придется, для украшения. Икона должна занимать самое почетное место дома. Раньше, в России, все происходило перед иконами. Когда молодые собирались венчаться, родители благословляли их иконами, ибо образовывалась новая семья. И так поколениями. Но теперь смысл святого постепенно утрачивается.

Я думаю, что не надо считать икону магическим объектом. Первым делом, до того, как подходить к иконе надо смириться с нашими недостатками и смиренно принять их. Сколько людей приходило к иконе, смирившись с немощью, и на следующий день вставали совершенно здоровыми. Не надо думать, что вы будете подходить к иконе, и все будет разрешено магическим способом: что у вас та или иная проблема сама разрешится. Перемена в нашей жизни зависит в первую очередь от нашего глубокого покаяния. Все остальное приложится. Протестанты отрицают Божию Матерь, но мы знаем, что можем к Ней прибегнуть также, как мы обращаемся к родной матери за помощью. Мы должны себя чувствовать уверенными и защищёнными, потому что у нас есть Мать, любящая нас. Ведь мы знаем, что к родной матери всегда можно обращаться за помощью, так же мы должны знать, что есть Благая Заступница рода христианского, и мы можем к Ней обращаться всегда, и Она нас услышит. Богоматерь призывает всех нас к покаянию и к принятию святых Тайн Христовых. Это очень важно. И мы должны откликнуться на этот призыв.

Икона тоже созревает со временем по нашим церковным и домашним молитвам. В древней России в каждом доме был красный угол, где стояли иконы, перед которыми происходили самые главные семейные события. Входя в дом, первым делом кланялись иконам, а потом хозяевам дома. Икона играла великую литургическую роль. Расскажу вам об одном очень печальном случае. Однажды я был в Мюнхене, гостил у одного друга, реставратора художественных изделий. Один богатый немец пригласил его на дом на открытие выставки художественных изделий, между которыми было одно, реставрированное моим другом. Мой друг взял меня с собой, так как знал, что мне тоже будет очень интересно. В какой-то момент мне надо было зайти в туалет. И я спросил у мужчины, стоящего рядом, где он находится, он мне показал дверь. Я открыл ее, чтобы войти, и сразу закрыл, потому что увидел, что на стенах висели старые русские иконы. Я вернулся к тому же человеку и переспросил, где туалет, он повторил мне, что именно та комната, где висят русские иконы, является туалетом! Вот, как теряется смысл и значение святого. Эти русские иконы принадлежали храмам или домам, где перед ними молились безчисленные русские люди! Мы говорим об иконоборцах в древности и забываем, что в этом веке существует много иконоборцев. В Париже, в антикварных магазинах иногда витрины пустые, но иконы лежат на полу. И это показывает нам, на каком духовном уровне находится сегодня мир.

То же происходит с крестами. Вот слуга сатаны – знаменитая певица Мадонна. Она носит всегда много крестов по всему телу. Она так делает, чтобы осквернять св. крест. Это просто богохульство.

Меня однажды спросили: «Почему Икона имеет сегодня такое большое значение?» Я ответил: «Потому что сегодня очень много порнографии. Хотите вы этого или не хотите, она всегда вокруг вас, перед вами. А об иконе Иоанн Дамаскин говорил, что это пост для очей. Как отрава входит в нас через телевидение, так, когда глядите на икону, в вас проникает противоядие».

Мы не должны ни принимать, ни соглашаться с ересью экуменизма. Например, эта ересь является одной из главных причин, из-за которой наша Церковь не может общаться с Московским Патриархатом. Потому что как раз экуменизм очень тяжелая и опасная ересь, имеющая в своих целях уничтожение Церкви Христовой. И мы, христиане, должны защищать нашу веру и не принимать (признавать) экуменизма… Экуменизм – это страшная дочь гуманизма, утверждающая: не важно, во что мы верим, важно молиться и быть вместе. Но св. Иоанн Богослов говорит, что тот, который не верит, что Иисус Христос есть Сын Божий, да будет анафема. Вот и мы не можем общаться с теми религиями, которые не проповедуют, что Иисус Христос есть Сын Божий. Приверженцы (экуменизма) встречаются со всеми и поют, и танцуют, держась за руки. Самое важное для них – это провести время вместе и хорошо, а не угождать Богу. И мы не должны соглашаться с этим. Экуменизм старается уничтожить все, что свято, всякую традицию. Я не хочу критиковать другие церкви, ибо считаю, что мы должны относиться к ним с состраданием, эти люди просто вне правды. Но мы можем видеть последствия этой ереси. Уже много лет я живу не в Южной Америке, а в Канаде, поэтому будут говорить о происходящем там. Знаю, что католики уже ввели в литургии танцы, любые музыкальные инструменты, любые способы выражения; каждый может встать и начать петь или хлопать в ладоши, и тогда это уже полный хаос. Самое великое в нашей Церкви – это значение и смысл Таинства. А у них уже начинают монахини входить в алтарь: уже нет святого места нигде, нет вообще ничего святого. Экуменизм очень опасная вещь, хотя он и показывает, что хорошо быть вместе, но Господь наш сказал, что Церковь будет малое стадо.

В Аргентине есть криошская служба – в ней перемешиваются святые слова разных христианских молитв с мирской мелодией. И все повторяют эти слова, танцуя под ритм этих мелодий. Таким образом аргентинцы на своих собраниях вечером поют, танцуют, едят и пьют много вина допоздна; а на следующий день – так как они очень благочестивые – идут на богослужение, где слышна та же музыка, но со словами молитв. О чем они думают в этот момент, разве они молятся?

Пророк Илия наказывал народ засухой в течение трех лет. Из-за грехопадения своей королевы Елизаветы страдал весь народ. Я думаю, что русский народ наказан и страдает из-за этих лет коммунизма, уничтожившего веру в сердцах почти всех людей. Если б была вера в России и церковная власть была бы истинно верующая, то они бы уже давно обратились к истине. Но ничего не изменилось в России. Я знаю, что вся Россия ожидает этого момента (Монреальскую икону Богородицы), но надо к этому моменту достойно готовиться. Есть люди в России, которые икону знают очень хорошо, и мы им посылаем постоянно, с самого начала чуда, кусочки ваты для их утешения.

Католики тоже выражали свой интерес к Иконе. Несколько лет тому назад папа гостил в Канаде, и тогда один епископ связался с владыкой Митрополитом Виталием и сказал, что «святой отец» выразил большой интерес почтить Икону и спросил, есть ли возможность отвезти ее в католический собор Монреаля. Владыка Митрополит ответил, что папа приглашен в наш собор свт. Николая. Два дня спустя кардинал Монреаля позвонил владыке Митрополиту и сказал, что папа не сможет приехать, так как его расписание перегружено. Владыка Виталий ответил, что это очень печально, и что у Божией Матери тоже нет времени поехать в католический собор к папе римскому. Но все равно большое количество католиков приезжает поклониться Иконе, и многие понимают, что Богоматерь Одна для всех, только Одна.

Я хочу сказать еще одну вещь: 12 ноября того года, в одном из изданий Московского Патриархата было написано о нашей Церкви (Зарубежной), как о духовно мертвой Церкви, так как якобы нет в ней никакого чуда. А тут же: 24-го, началось чудо (с мироточением Монреальской иконы). Говоря о прославлении: каждый раз, когда Церковь прославляет святого, она нам приводит пример: образ святости, и в этом есть всегда какая-то премудрость. Бог как бы показывает нам святые примеры жизни, в которых мы в это время нуждаемся. Недавно тоже было прославление святых Оптинских старцев. Что это за святые? Они были духовными отцами народа. Такими, которых теперь нет. Старцы и духовные отцы были так важны для России! Важнее, чем родители. Мы нуждаемся в таких старцах. У нас их нет; может быть, в России есть много, но где они – мы просто не знаем. Я твердо верю, что в России, несмотря на болезнь духовных руководителей, есть простые люди в городах, селах, деревнях, живущие истинно святой жизнью. Я всегда верил, что это чудо случилось не потому, что я поехал на Афон, а потому что я являясь частью этой Церкви. Оно свершилось ради святых молитв русского народа перед Ее иконами и его святого почитания Богоматери. Чудо не появилось по молитвам отдельных людей или отельной епархии, а ради святых молитв всей Церкви, и новомучеников и исповедников Российских.

В городе Мисионес был случай с двумя братьями. Они раньше ненавидели друг друга и угрожали в течение многих лет друг друга убить. Когда Икона приехала, впервые их увидели вместе: они помирились перед иконой; оба плакали и друг у друга просили прощения.

 

По книге «Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Москва, 2003 г.