ПОУЧЕНИЕ ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА, 1898-1979), XХVII

«Мы исповедуем, что после всеобщего воскресения мертвых тело будет такое, как у Спасителя, обновленное, когда Он вошел «дверями затворенными», так? И мы только такое тело исповедуем, без телесных немощей. А если поруганное было тело – пивом, вином, блудом и всем прочим – все-таки отпечатки этих грехов будут на этом обновленном теле, да? Оно будет смердеть! Об этом как раз пишут Святые Отцы, как будет душа содрогаться, чтобы войти опять в свое тело, которое было при жизни на земле поругано! Надо об этом побеспокоиться. Все восстанут: и калеки, и безрукие, мы верим, что даже ампутированные руки и ноги окажутся все на своем месте. Суд будет во мгновение ока. Но суд будет после воскресения мертвых. Сначала душа войдет в тело. Все воскреснут, от века отшедшие, а потом – Суд. Суд во мгновение ока, да? Получим определение на третью половину жизни. Первая половина жизни нашей – это до кладбища, вторая половина жизни – до Второго Пришествия, и третья половина – от Второго пришествия в Вечную Вечность. Так? Все народы восстанут! Верующие и неверующие, татары, язычники, евреи, христиане, да? Нехристиане будут судимы тоже, и суд будет какой? По законам неписаным, то есть по совести, да? А мы будем судимы по двум законам: писаному закону, Евангелию, и неписаному – совести, да? И, следовательно, с нас спросится больше. Вот евреи будут судимы по закону писаному и неписаному, да? По Библии, Ветхому Завету, и совести, да? Они это знают. И любой еврей так же говорит, как я объясняю. И магометане будут судимы по закону писаному и неписаному – совести. А прочие язычники, поклонники идолов, огня и т.д., те будут судимы по закону неписаному, то есть по совести. И все получат свое место. Значит, каково положение тех, которые вообще отрицают бытие Божие, атеистов? Они как раз от века уже получили определение: «Буди тебе, яко же язычник и мытарь!», то есть это акт и формула проклятия. Вот когда происходит чин Патриаршего отлучения, он произносит именно эти слова: «Буди же вам, яко же язычник и мытарь». Когда Патриарх Алексий I предал анафеме тринадцать священников, он произнес эти слова и написал их. Он произнес их в соборе, в алтаре. В полном облачении и подписал этот акт формулы на этих тринадцать человек. Из них двое повесились уже. И они могут получить прощение тогда только, если они каялись самому Святейшему Патриарху Алексию или его замещающему Патриарху Пимену, но никакому другому епископу!»

Старцу Самсону пришлось провожать в вечность одного профессора. Ему было 80 лет. Он совсем занемог и попросил священника. Привезли к нему Батюшку. В церкви профессор за всю свою жизнь ни разу не был. Так и жил: бессмысленно, изучал науку, писал труды. Был безпартийным. Первый раз Батюшка с ним беседовал пять часов. Тот и понятия не имел, что есть невидимый мир, что есть Ангелы света и ангелы тьмы. И вот, в течение пяти часов Батюшка все ему объяснял. Тот понял и ужаснулся, как же он безстрашно жил. На прощание Батюшка сказал ему: «Ты не умрешь, пока не принесешь покаяния за всю свою жизнь. Вот и готовь исповедь, а через две недели приду, исповедую и причащу». На этом они и расстались. Через две недели Батюшка приходит, его исповедует, причащает, и тот блаженно умирает. Батюшку спросили: как же так: всю жизнь не ходил в церковь, и такая светлая кончина? Батюшка ответил: «И только за то, что он был безпартийным. А также и за то, что никому не делал зла, был сердцем добрый. Жил бессмысленно, не думал, что надо умирать и что надо ответ держать пред Хозяином Жизни и Смерти. Господь и пощадил его».

«Мое одно духовное чадо говорит: «Батюшка, умоляю Вас: никогда не говорите о Вечной Вечности, и я с ума сойду! Если я думаю о безпредельности времени и места в пространстве, я чувствую, что с ума сойду». Мозг не может выдержать такую нагрузку, представление, от сознания, что есть Вечная Вечность, нескончаемая вечность, так? «Его же Царствию не будет конца…»

Странно и страшно для верующего человека жить безпечно, страстно, в страстях эту коротенькую жизнь, от которой зависит Вечная Вечность. Вот мы этим и проверяем себя - на самом ли деле ты исповедуешь Христа Распята или ты исповедуешь от своей гордыни. Атеисты говорят: «ты тварь, а не создание, и сотворен природой; кладбищем кончается все». Они стараются убедить себя в этом, но у них ничего не выходит. Когда приходится заболеть, он призывает врача, тогда на него нападает подсознательный страх, и он не может себя убедить, что нет вечности; он чувствует, что есть Бог и нелепо быть вне этого признания. Это и есть одно из доказательств для неверующих, не хотящих быть атеистами. «Нет Бога, а все-таки надо покаяться, на всякий случай!...»

А некоторые предаются такому озлобленному отчаянию, что они изрыгают из себя черное слово и мат, и в этом состоянии умирают. Вот так, невольно думается мне, и Елдыш скончался; это был великий математик и физик, и большой атеист. Он считал, что ум – это есть предел человеческого бытия. Как он чувствовал себя, когда умирал? Правда, он умер скоропостижно, неожиданно; значит, он не успел захватить момент разлуки, исхода из тела. А мы знаем, что душа выходит через рот, дыхательным путем (это доказано). И витает над телом в таком состоянии, как вот сейчас эти исследователи космоса, - над люстрой, под люстрой, - в общем, смотрит на свое тело, смотрит на всех, кто к нему подходит и прощается, кто плачет, кто радуется и т.д. Но душа безсильна, она уже и права на молитву не имеет, она уже не молится. Вот почему: кто не молился на земле, тем более, там молиться никогда не будет, а ждет помощи: авось, куда-то передадут, и душе этой будет легче.

Как мне объяснила покойница Василиса: «Было очень тяжело! – она мне сказала под сороковой день. – И мы ждали с земли передачки, и все передачки получили. Это время очень было тяжкое и страшное, но сейчас легко, легко и весело!» «Передачка» - это поминание, милостыня и сорокоусты. Литургии, особенно Литургии и милостыня, всякая православная помощь. Вот почему невольно ужасаешься: а как же будет с душой, которая ни во что не верует? Конечно, ей зачтутся добрые дела, безусловно. Ни одно доброе дело и желание, оно не забыто, если не будет там элемента тщеславия и самоценна, самодовольства. Оно примется как жертва и выражение сути души. Но представьте себе состояние какого-нибудь пьянствующего, который вообще никогда ничего не понимал – ни доброго, ни хорошего, да? Жил только для себя, был жесток и был эгоист, и деспот, да и пьяница еще, да кутила еще! Каково ему?

Я на днях получил письмо от одной особы. Ей приснился некий человек, с которым она работала в государственном учреждении восемь лет тому назад. И он умер, его похоронили. Явился ей, светлый: «Не забудь меня». Она даже не знает, был он верующий или нет. Им позволяется являться на землю и известить о себе тем, кто может им помочь. Она поспешила прислать мне письмо, чтобы я помог ему.

Поэтому легкомысленное отношение к своему бытию на земле – это преступление. Но ужасно вот что: состояние сердца озлобленное и тупое. Я представляю себе человека, который никогда серьезно ни о чем не думал, жил только страстями и жил механически, животной жизнью. Привык к этой животной жизни и удовольствиям животного характера: пить, есть и т.д., иметь первостепенное безпокойство о совей выгоде, о своих удобствах и о своих наслаждениях. И вдруг к такому человеку подсядет вроде меня такой субъект и будет ему противно, потому что ему станет не по себе. А потом, когда он посидит в другой комнате, возьмет газету «Правда», оденет очки, постарается занять себя, читая газету, все-таки он будет думать: «Вот этот субъект, который подсел ко мне, именем Симеон, что он какую-то чепуху мне все-таки вдолбил, какую-то чепуху неясную, но тревожную! Надо будет выяснить: это он придумал что-нибудь такое или это на самом деле похоже на правду?» Такие переживания у этих людей очень тяжелы. «Лучше не буду думать, давайте выпьем за здоровье, и больше ничего», и – хлобысь стакан водки! Заел огурцом или яблоком, или колбасой, ну и все! Поменьше думать, поменьше рассуждать, поменьше знать – быть псом! Я думаю: признаться, если твой отец такие разговоры услышит от тебя, он взбеленится, скажет, что ты чепуху городишь или ты вообще с ума сошел. То есть, ты не думаешь так, как обычно все думают, да? Нас большинство, а вас меньшинство – значит, за нами правда! Все это поповские выдумки!

Ведь ты понимаешь, как страшно будет тому – той душе, которая искушает на грех, доводит до греха, и как ему трудно в этом каяться. А как тяжко нам, если мы подвергаемся таким искушениям. Правосудие Божие, ведь все-таки оно разберется! И неминуемо будет наказание! Нам дана вольная воля и ясное сознание: делать или не делать. И все-таки, как пусто жить тем, которые живут одной животной жизнью. Никаких духовных интересов у них нет!

Как мы относимся к самому себе, к своей жизни, к своему вечному спасению? Бегаем, хлопочем, угощаемся, наряжаем свои кости, а не думаем о том, как мы уйдем в Вечную Вечность! Как будем расплачиваться со своими долгами Богу, людям! А какое замечательное событие все-таки, какая милость, что нам, православным людям, дается такое право! В католическом исповедании таких случаев не бывает, и не было.

По книге «Старец иеросхимонах Сампсон. Жизнеописание, беседы и поучения», Москва, 2009 г