«НАСИЛЬНО В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ НЕ ВВОЛАКИВАЮТ»

Проповедь протоиерея Геннадия Заридзе

С Праздником поздравляю, с Причастием, принятием святых Христовых Тайн, дай Бог, чтобы благодать Святого Духа не иссякала в ваших сердцах. В чём тут проблема, почему благодать иссякает в сердце? Потому что человек не собран! Он главным Бога для себя не считает. Некоторые стоят и ждут, когда служба кончится, всё-таки время, надо бежать, и есть, и дела там делать, а Бог – так, на задворках, а главное – всё остальное, мирское. Зачем в храм тогда шли? Какой смысл тогда в этом был? А когда в Вечность соберётесь, в тот мир, также будете спешить? Куда? Если ты умер, тебе ничего не надо из этого мира, понимаете, в чём дело? Абсолютно ничего не нужно из этого мира. Мы поступаем, как фарисеи и книжники, понимаете, таким образом торопясь, пытаясь, как говорится, ускорить свои жизненные процессы, на них уделить больше внимания, нежели идти к Богу. Это огромная ошибка. Это огромная проблема, главное для нас препятствие ко спасению, понимаете? Которое мы сами выстраиваем, мы ставим бастионы, ставим заградительные отряды, только чтобы мы ко спасению ни в коем случае не пришли. Это мы делаем лично, горделивым, тщеславным рассудком, пытаясь сделать так, чтобы у нас ничего не получилось, даже неосознанно порой, понимаете? Почему? Потому что лень, неохота духовно развиваться, неохота собой заниматься, совершенно не хочется никоим образом сделать шаги навстречу Богу. «Ну, а зачем? - думает человек, - потом когда-нибудь сделаем, будет время». Не будет потом время, запомните. Не получится ничего потом.

Если мы сейчас не хотим, потом не захочется, имейте в виду. Человек сам решает проблему своей жизни. Либо он отправляется при жизни в ад, либо он в Царствие Небесное пытается попасть. Это его личная прерогатива, личное желание, личное стремление, личные шаги, которые он делает навстречу Богу и наоборот, от Него. Я всегда вспоминаю юношу, который говорит: «Господи, вот, я хотел бы знать, что делать, чтобы спастись?» Господь говорит: «Заповеди соблюди», - и перечисляет заповеди. Он говорит: «Господи, я всё соблюл от юности моей». Господь обрадовался, говорит: «Тебе одного не достаёт, если хочешь быть совершенным, всё, что есть, собери, отдай и раздай нищим. И иди за Мной». Что сделал юноша этот? Он опустил голову вниз, и ушёл от Христа! Вот это подобное поведение. И ушёл от Христа, потому что Христос был ему не главным! Вот не главным был для него Христос. А главным было мишура этого мира, вот в чём проблема. Это была его ценность. А когда он умрёт, он мишурой будет заниматься? Конечно, нет. Там нет этой мишуры, там, в том мире, нет ничего. Ни еды, ни телевизора, ни интернета, ни телефона, ничего нет, понимаете, того, что здесь является основной частью пожирателя времени человека. Понимаете? Нет того, что у нас здесь есть на земле, там, в том мире. А там есть любящий Господь, который изливает Свою любовь, Своё сердце, показывая раны, которые Он понёс нашего ради спасения. А людям в основном на это плевать. А почему плевать? Ну да, мы знаем, цена большая, но мы не осознаём сердцем, и не принимаем этого страшного жертвенного приношения, которое Христос совершил нашего ради спасения. Почему? У нас много других интересных дел. Очень много! А Христос где-то там, далеко, чтобы Он нам не мешал нашим мирским глупостям, понимаете? Это мерзко пред Богом, на самом деле и неправильно. Господь придя с искренним открытым сердцем, Богочеловек, распялся нашего ради спасения, принёс нам возможность избавиться от сатанинского рабства, которое дьявол хотел всем людям сделать, всё дал нам, для того чтобы стать святыми угодниками Божиими, мы не просто не хотим работать над проблемой, мы даже Его принимать не хотим, потому что теоретически да, а практически мы подальше держимся. Там надо соблюдать какие-то установления и принципы, мы попостимся даже иногда, и даже причаститься придём. Кто не понимает, что это такое, приходят из-под палки, но хотя бы какое-то время надо же придти, все ведь причащаются. И человек принесёт своё тело, он, конечно, даже причастится, это ни уму ни сердцу. Богу это точно не нужно, это нужно для людей. И поэтому, если нет искренней жажды и желания соединиться с Богом, причастие не будет в пользу, можно причаститься в осуждение и в смерть. Так написано в Деяниях Апостольских. Кто ест Тело Христово и пьёт Кровь Его неразумно, то есть не размышляя, не понимая, причастится таким образом.

Это же не шутка совсем. Это соединение с Богом. А если сердце от Бога далеко, а человек соединяется с ним, ну извините, это что? Лицемерие перед Богом получается, фальшь перед Его любовью, так нельзя поступать! Это смертный грех! Да, надо жаждать и хотеть быть с Богом. Надо хотеть в причастии с Господом не отрываться от Него, если у нас есть это чувство, причащайся, хоть каждый день. Здесь нет греха. В постановлении нашего Собора Архиерейского, предыдущего, по этому поводу размышляли, есть установление, в котором говорится, о том, что если духовник разрешает причащаться чаще, установленного обычно, вы можете причащаться, здесь нет никакой проблемы, нет никакого греха. Это в установлении архиерейском написано. Некоторые говорят, да вот, нельзя там, что-то из себя корчат там. Но, если у человека жажда быть с Богом. Это не грех, это радость. Жажда быть с Богом. А если человек просто тащится на причастие, это просто беда и трагедия. Значит у него внутри не всё правильно. Он не соразмеряет свою жизнь с вечностью. Он так и не понимает, что он отсюда уйдёт. Он так и не сознаёт, что жизнь его мгновение! Не осознаёт! И поэтому, мелочи этой жизни ставит выше Бога, выше спасения, выше совершенствования собственной души, и выше духовного развития, понимаете. Это очень страшно и трагично.

Я вот очень хорошо понимаю детей, которые в песочнице делают там пирожки, видели наверное, сами занимались, сами были маленькие, сделали там город какой-нибудь, и придёт мальчик хулиган и разрушит, и все плакали. Так? Так. А почему? Потому что, обидно было, всё-таки творческое начало было, создали пирожок, или город там какой-то, было очень интересно. И вот, понимаете, дети в песочнице, это понятно. Это абсолютно понятно, это нормально. Но когда вы в песочнице! Мне не понятно. Ну, этот мир, это та же песочница, друзья. Там в вечности вещи уже полные, ценные. Вечные! Которые уже никто не отберёт никогда. Что вы заберёте отсюда туда? Ничего, ни дом, ни одежду, ни машину не заберёте. Голым родился на земле, голым отсюда и уйдёшь. Да? Конечно, да! Других вариантов нет. Это абсолютная правда. Поэтому, если мы здесь неверны Богу, для нас эта мишура дороже, чем Господь… А некоторые скажут, ну как же, батюшка, мы же любим Господа, что ты такое говоришь, да ещё и с амвона! Я скажу, очень просто: сколько времени вы уделяете телевизору, компьютеру, а? Ну вот, соразмерьте это время с тем, сколько времени вы уделяете Богу. Что будет больше, неужели Богу? Не думаю… Понятно, о чём я говорю? Теперь, я думаю, можно практически чётко определить, кто, для кого главная ценность. Что для вас действительно дороже, и что для вас на самом деле принцип вашей жизни на земле.

Ещё раз повторяю, ничто отсюда, с земли, забрать невозможно в тот мир. В тот мир мы приходим душою своею, душа отделяется от тела, имеет другие принципы жизни, там вообще зрение четырёхмерное, восприятие иное, там Бог показывает, что любовь - главный закон и ценность, а если человек этой любви к Богу и ближнему в себе не воспитал, не взрастил, так и не поработал в этом плане над собой, что тогда? А тогда он не пригоден для Царствия Небесного, Богу он чужой! Хоть даже всю жизнь свою проходил в храм, и даже причащался когда-то, исповедовался, в общем, у него не соразмерилось в его сердце, ничего не получается. Апостол что говорит по этому поводу? Если у вас будет такая мудрость, что вы сможете даже с ангелами беседовать, познаете мудрость века сего, т.е. всю мудрость, философию, все науки, у вас будет серьёзный интеллектуальный потенциал, говоря современным языком. Если вы будете с ангелами беседовать и даже знать языки всего мира, если вера будет такая огромная, что вы готовы себя отдать на сожжение, и всё раздадите Христа ради, казалось бы, какие добродетели, кто бы принёс, да? Но любви в вас не будет, вы медь звенящая и кимвал звучащий, - пустозвон! Казалось бы, себя отдал на сожжение, за веру, всё раздал, чего дальше, куда больше-то? Любви нет! Всё, ты пустозвон, ты ничего такого не сделал. Вы понимаете или нет? Что это главное? Это вне закона - любовь, это выше закона. Это то, что развивает человека в жертвенности, развивает его в том, что он не раб того, что здесь вокруг него. А если человек раб того, что здесь вокруг него, он несчастный человек. Он не мигрирует в соответствии с постановлениями Церкви, приспосабливаясь быть верующим христианином, и пытается жить, мирской человек, как будто он верующий. Ну, как бы отдавая часть сил. Потому что прийти в храм, причаститься, молитвы читать, это для него не главное, потому что главное для него здесь, на земле.

Я всегда вспоминаю мультфильм «Золотая антилопа», помните? Хороший мультфильм, замечательный, он мне так нравится. Это христианский мультфильм, хотя про мусульман, но неважно. О чём там речь шла? Ну, то, что бедняку наложили налог, ему нечем было платить. Он пошёл в лес, стал плакать, и встретилась ему золотая антилопа. «Ты что плачешь, дедушка?» - говорит. «Ну как, что? Всё… Мне надо платить налог, падишах наложил налог, а у меня нет денег заплатить, у меня даже халуп заберут, у меня ничего не останется. Моим детям, внукам, правнукам негде будет жить совсем». «Ой, ладно». И она стукнула копытом по каменному подножью и показались золотые монеты. «На, тебе, 3-4 монеты, пойди отдай налог». И вдруг бедняг принёс золотые монеты. Падишах в шоке: ничего себе! Как так, откуда у него деньги? И он, будучи в шоке, подходит, говорит: «Слушай, ты где взял?» Он говорит: «Да мне вон там дала антилопа», - простой человек, он сказал, как есть. И тогда: «Ну ладно, - говорит, - всё хорошо, но ты не заплатил налог за предков своих, они тоже не платили, поэтому должен ещё 6 монет». Он говорит: «Где же я возьму?» «Где хочешь». А он понял, хитрый падишах, что он пойдёт к антилопе просить денег. Он пошёл в лес, а они за ним прослеживали, куда он пойдёт. И они приходят в лес, и видят антилопу. Он просит, говорит: «Дай мне 6 монет, надо заплатить падишаху, я за предков не заплатил налог». Понимаете, да? Это как уже по-нашему звучит, по-современному. И тут уже выскакивают воины падишаха, говорят: «Ага! Попалась, животное!» Падишах говорит: «Так, короче, мне надо много золота». Она говорит: «А если его будет сильно много?» Он говорит: «Глупое животное, сильно много золота не бывает. Давай, пляши мне сюда, золота побольше». Она говорит: «Без проблем, я дам тебе сколько хочешь золота. Только если скажешь: «Довольно!», оно всё превратится в глиняные черепки!» Она прыгает, золото возрастает, и он уже по самую шею в золоте, золото пребывает, он уже задыхается, он сказал слово «довольно», и всё превратилось в глиняные черепки, это про нас. Это про этот мир, про то, что мы ценим, и ставим во главу угла. Да, друзья, именно так и никак иначе надо ценить эту жизнь. Всё это прах и тлен. Если мы верим Священному Писанию, Новому Завету, есть 2-е Послание Апостола Петра, 3 глава, 10 стих, там сказано так: «Стихии возгорятся и исчезнут, будет новое небо и новая земля». Значит, что? Значит, всё, что есть вокруг, возгорится и исчезнет: и картины великих художников, и прекрасные здания, и машинки, и домики, всё-всё, возгорится, и будет прах земной, от всего этого, что у нас есть и было. И будет новое небо и новая земля. Без дома, картин, денег и всего остального, где будут наши души существовать. Так вот, друзья, за то, что мы боролись здесь, на земле, гребли под себя, с этим придётся расстаться, за это ещё придётся подумать, отвечать перед Богом, понимаете, друзья? Да, именно так, и никак иначе. А там новая жизнь, во Христе и со Христом. И кто готов к этой жизни, будет с Богом, а кто не хотел и не готов, ну, он просто с ним и не будет. Понимаете, насильно в Царствие Небесное не вволакивают. Нельзя заставить любить, нельзя заставить каяться, нельзя заставить развиваться духовно никого, нельзя заставить делать добрые дела, либо человек это делает от сердца, либо это никому не нужно. Понимаете, вот и всё.

Всё, а эта жизнь в мгновенье пронесётся. Всё, что было с рождения до этого момента, где? Исчезло, прошло. Только вспомнить, записать на бумажке, посмотреть там видеоролик, или фотографии, вот, да, когда-то, были молодыми. Да, было дело, но это уже прошло. Так от этого момента, всё, что осталось до смерти, также пролетит одним мгновением. Что дальше? Смерть и суд. Никто этого не минует, ни один человек на земле. Поэтому, нам надо знать, что нам гарантированна смерть и гарантирован Божий суд. Мы пред Богом точно предстанем и будем отвечать. Как мы жили на земле, так пред Богом и предстанем. С чем мы пришли к нему, с тем и будем разбираться в своей собственной жизни, какую мы провели на земле. Это не просто сочинение, как я провёл лето, когда ученик приходит в школу 1 сентября. Это гораздо серьёзнее, причём Богу не надо называть ничего, он знает всё, что мы натворили на этой планете. Всё ведомо ему! И только искреннее раскаяние и исправление человека может послужить его, действительно, реабилитацией, чтобы он мог быть с Господом в Царствии Небесном, если человек этого не делает, всё, задушит его, как эти глиняные черепки этого самого богача в мультфильме про золотую антилопу.

Так что, друзья мои, надо иметь разумение истинное, понимание, что мы все обязательное время на земле живём, и предстанем перед Богом тоже обязательно, и то, что ценность духовная должна быть во главе угла, и надо понимать, что все наши скорби и проблемы от чего? Не от того, что весь мир такой нехороший, окружающие негодяи, нет. Наших собственных грехов! Именно грехов, ничего иначе! Вот от них то и надо избавляться и Церковь - врачебница духовная, помогает людям стать полноценными, избавиться от этой мерзости, и стать, действительно, Божиими людьми, искренними, любящими, и, понимаете, безусловно, исправляющимися. Дай Бог, чтобы с нами это действительно произошло, чтобы мы от всего сердца захотели быть с Господом и никогда от него не отрекались. Чтобы мы ценность духовную поставили во главу угла. Слава Богу, храмы открыты, можно спокойно приходить, исповедоваться, причащаться. Не факт, что это будет всегда, понимаете? Собой займитесь! Не откладывайте на потом это главное духовное делание. Постарайтесь жизнь свою Богу посвятить, так, чтобы она была полноценной, чтобы вы действительно обрели радость и любовь во Христе.

Что ещё происходит? Происходит следующее: американцы заставляют, чтобы наша Дума приняла закон о том, чтобы у нас ювенальная юстиция забирала детей из семей. Каким образом? Вот приходит к тебе комиссия, а у тебя там внуки или дети, смотрят, о, у тебя там творожок не такой, должен быть вот такой и такой, всё, мы забираем ребёнка. Нормальное основание? И молочко не такой фирмы, какой они хотят. Они просто забирают и отдают семьям, кого? Гомосексуалистов и лесбиянок. Их сделают такими же! Здорово! Нравится вам? Мне нет. Так вот, есть Патриаршая комиссия, которая в этом вопросе категорически выступила против этого, но! Православные христиане подписываются под этой вещью, у нас подписные листы лежат. Подпишитесь, пожалуйста, если вы ещё не подписывались. Иначе ваши дети и внуки могут легко попасть под раздачу. Если их примут, они будут ходить по всем там, потому что им, тем, кто занимаются этими вещами, даже не знаю как назвать, плохишам, самое мягкое слово, деньги дают, за то, чтобы детей отобрали. Чем больше детей отобрали, тем больше они получают денег. Понимаете, у них бизнес такой. Здорово, или нет? Нет. Так подписывайтесь и скажите своё гражданское слово, в конце концов, по-другому нельзя. Если каждый столкнётся с этой ситуацией лицом к лицу, это не понравится никому. Я понимаю, если поехать в Чечню с этим вопросом, там нет проблем, каждый вынет пистолет и застрелит тех, кто пришёл за ребёнком, нет вопросов, у нас это делать не будут, а там будут. У нас в этом плане люди более цивилизованные, они будут законопослушными, а там нет. Там это никто не сумеет сделать никогда. На Кавказе бесполезно это насаждать. А здесь будут насаждать. Потому что знают, что молчаливое христианское большинство, 80% жителей Российской Федерации, позиционируют себя православными христианами, и что они делают? Молчат! Это что, нормально? Нет. Так вот, не надо молчать, надо выступить против этой нечести сатанинской.

10.12.2017